вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Наше достояние на Святой Земле" - о.Гевонд ОГАНЕСЯН

04.01.2009 Гевонд Оганесян Статья опубликована в номере №2 (17).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Отец ГевондМы не всегда отдаем себе отчет, сколько крови было пролито во имя обладания Святыми Местами, какую важную роль временами играл этот вопрос, меняя ход мировой истории. Историческая наука достаточно долго старалась смотреть на прошлое преимущественно через призму Realpolitik, сводя все побудительные мотивы только к расширению власти, захвату территорий и других ресурсов. Но сейчас, похоже, крайности такого подхода преодолеваются, и провозглашенные, объявленные цели снова признаются реальным и важнейшим фактором.

Вспомним Крестовые походы, начатые во имя освобождения Гроба Господня из-под власти неверных. В XI веке резко активизировалось паломничество из Европы к Святым Местам, это подготовило почву как для самой идеи, так и для активного принятия ее в обществе.

Вспомним XIX в. и Крымскую войну, имевшую огромные последствия в российской истории – ведь именно поражение в той войне проложило дорогу кардинальным реформам 60-х гг. Поводом к ее началу стал именно вопрос прав на Святые Места – очередной конфликт между православными и католиками. За инцидентом 19 октября 1847 г. в Вифлееме началось длительное дипломатическое противоборство, в ходе которого от османских властей требовали закрепления привилегий в Святых Местах: Россия – Православного Греческого Иерусалимского Патриархата, Франция – Католического Иерусалимского Патриархата. В 1853 г. длительный конфликт перерос в кровопролитную войну, в которую оказались вовлеченными четыре империи – Российская, Османская, Британская и Французская. Сейчас у историков нет особых разногласий ни по состоянию Восточного вопроса в то время, ни по балансу интересов держав, ни по ходу и результатам войны. Но вот повод к началу конфликта по сей день, спустя 160 лет, излагается с диаметрально противоположных позиций. Современные российские исследователи в согласии с тогдашней российской версией говорят о нападении монахов-францисканцев на православного епископа, о погроме в Базилике Рождества в Вифлееме, в ходе которого из Святых яслей Вертепа Рождества была похищена католиками Серебряная звезда, указывавшая место Рождества Христова – она принадлежала грекам и подтверждала их право на обладание Святым Местом. Европейские исследователи придерживаются версии, которая была в ходу в тогдашней Европе: греки сами сняли и спрятали Серебряную звезду с латинской надписью – последний символ, подтверждающий права католиков на Святое Место. Как видим, незначительный, на взгляд современного человека, повод из сферы духовного до сих пор разделяет давних противников, что заставляет задуматься о том, являются ли лозунги войны всего лишь удачно найденным предлогом.


Армянский квартал Иерусалима (Barashkov - MAP,Israel,1996)Это краткое предисловие только на первый взгляд не имеет прямого отношения к правам Армянской Апостольской Церкви на Святой Земле. Оно призвано помочь нашим читателям осознать, о «мелочах» какого масштаба идет речь, какие силы вовлекались по ходу истории в подобные «споры». Кроме того, у нас с самого начала не должно создаться впечатление, что исключительно права ААЦ и армян на Святой Земле подвергались постоянным попыткам узурпации. Серьезнейшие конфликты нередко возникали между католиками и православными. Исключительность положения нашей Церкви на Святой Земле состояла в первую очередь в том, что за ее спиной никогда не стояла сила мирового масштаба. Даже в периоды существования независимого армянского государства на Нагорье его сил недоставало на проведение активной «внешней политики» вдали от своих границ. Пожалуй, только Киликийская Армения, расположенная достаточно близко от Святой Земли, смогла играть здесь, как государство, некоторую роль. По ходу истории у Армянства часто не хватало сил даже на то, чтобы распространять армянский взгляд на вещи, в частности, на наши права и привилегии в Святых Местах, хотя бы в армянской среде, и не хватает до сих пор. (Армяне, живущие в диаспоре, утратившие или теряющие язык, чаще всего воспринимают информацию из неармянских источников со всеми вытекающими последствиями.) Оставалась надежда на патриотизм и убежденность отдельных людей…

Сегодня мы хотим предоставить слово человеку, который не понаслышке знает нынешнюю сложную ситуацию на Святых Местах, – настоятелю церкви Св. Архангелов в Иерусалиме отцу Гевонду.



hАйр Сурб (Святой отец), последнее время христианские праздники в Святых Местах часто омрачаются конфликтами между армянским и греко-православным духовенством. СМИ стали уделять им гораздо больше внимания. Огромное количество армян сегодня живет в диаспоре, причем резко выросла диаспора в православных странах. Естественно, что в таких странах СМИ крайне односторонне подают информацию об этих конфликтах, и армянам непросто составить себе представление о том, что же происходит на самом деле.

Иерусалим, священный город трех религий, всегда был для христиан не только сакральным Центром, но и своего рода моделью мира. Веками закрепленный статус ААЦ в Иерусалиме подтверждал истинную роль Армянской Церкви в Христианском мире в те мрачные времена, когда наш народ был порабощен чужеземными завоевателями.

Расскажите хотя бы вкратце об истории присутствия нашей Церкви на Святой Земле.


(По желанию отца Гевонда его рассказ снабжен подзаголовками – Прим. ред.)


Встреча Св.Григора Лусаворича и царя Св.Трдата с римским папой Св.Сильвестром и императором Св.Константином. Миниатюра 1569 г.

Первые страницы присутствия армян на Святой Земле относятся к ранней эпохе христианства, предшествующей 301 г. – обращению царя Трдата и принятию армянами впервые в мировой истории христианства как государственной религии. Есть исторические свидетельства о том, что уже в 254 г. архиепископы Армянской Церкви вместе с епископами Греческой Церкви в Иерусалиме и Александрии (Египет) активно занимались поиском и подтверждением Святых Мест, которые относились к деяниям Иисуса Христа, а также постройкой зданий для сохранения ценностей раннего христианства.

В своей работе «Подпись Святого Града Иерусалима» (1859) Мкртич вардапет Арцрунян со ссылкой на древнюю рукопись упоминает Елену, жену Св. царя армянского Абгара, правившего в Эдессе. Благочестивая царица Елена, оставив славу двора, отправилась в Иерусалим в 42 году по Р.Х., в начале мая. В это время в Иерусалиме и окрестностях был голод. Отдав все свои драгоценности, она закупила продовольствие из Египта, Кипра и других мест и кормила всех, не делая различий между христианами, евреями и язычниками. На пятый год ее присутствия в Иерусалиме, когда голод в земле Иудейской прекратился, она взялась за строительство малых часовен. Первым делом она огородила место Гроба Господня, построив над ним часовню в виде пирамиды. После построила часовню и на горе Елеонской (Вознесения) на месте следа стопы Господа, откуда Он вознесся на Небеса. Огородила камнями также место рождения нашего Господа в Вифлееме.

 

Панорама Иерусалима – Старый Город (Barashkov – MAP, Israel, 1996)


Св. Елена встречалась на Сионе со Св.Богородицей, от Нее узнавала о жизни нашего Господа. На седьмой год пребывания в Иерусалиме она скончалась и была похоронена с почестями.

О ней упоминает и Мовсес Хоренаци:

Глхадир. Алтарь в монастыре Свв.Иаковов, под которым захоронена голова Св.Апостола Иакова Зеведеева

«Елена же, украшенная, подобно своему мужу Абгару, верой, не вынесла жизни среди идолопоклонников и в дни Клавдия, во время голода, предсказанного Агабосом, отправилась в Иеру­салим. Отдав все свои богатства, она закупила в Египте большое количество пшеницы и раздала всем голодающим, о чем и свиде­тельствует Иосиф. Ее примечательная могила перед воротами Иерусалима сохранилась до сегодняшнего дня».

Далее, у Св. Григора Татеваци (XIV-XV вв.), опирающегося на свидетельства древних армянских историков, можно найти следующее:

В 315 г. Св. Григор Лусаворич, после просвещения Армении богопознанием и рукоположения более четырехсот тридцати епископов, вместе с царем Св. Трдатом и многочисленным войском отправляются в Рим для поклонения мощам Св. Апостолов Петра и Павла, а также для заключения братского договора и союза с императором Св. Константином и римским первосвященником Св. Сильвестром. В Риме Св. Григору были оказаны почести как исповеднику и мученику Христову. Ему передали мощи Апостолов и много других даров. Потом были разделены Святые места. Армяне получили часовню Св. Иакова (сегодня армянский монастырь Србоц Акопянц (Свв. Иаковов) в Иерусалиме, где находятся голова Св. Иакова Зеведеева и мощи Св. Иакова, брата Господня), Голгофу и многие другие святыни. Хранителей Гроба Господня определял жребий. И он выпал армянам!

Остальные претенденты из-за этого погрузились в печаль, и смиренный Св. Григор уступает им, чтобы все вместе строили Храм Св. Гроба Господня. И когда распределили все Святые Места, над Гробом повесили лампады во имя христианских народов.

Епископ Мкртич Агавнуни в своей книге «Предания Святых Мест Святой Земли» (1936) цитирует отрывок из труда вардапета Анастаса «Об армянских монастырях Иерусалима» (VII в.) о том, что во время правления Св. Трдата и Патриаршества Св. Григора Просветителя многие армянские князья построили церкви и монастыри на Святых Местах. Упоминаются большие церкви как Голгофа (в то время она стояла отдельно от Гроба Господня), церкви Рождества, Свв. Иаковов, Архангелов (дом первосвященника Анны), Спасителя (дом первосвященника Каифы), Горница (место Последней вечери), церковь Вознесения (место Вознесения), церковь Гроба Господня (построили вместе с другими христианами) – все они были построены еще при Св. Трдате и Св. Григории Просветителе.

По приказу же Св. Нерсеса были построены остальные церкви и монастыри для молитвы и спасения армян. Итого всех церквей и монастырей, построенных армянами на Святой Земле, уже в VII в. насчитывалось порядка семидесяти...

 

Армянские священники в Иерусалиме (конец XIX - начало XX вв.)Св. Просветитель в Иерусалиме

По трудам Св. Татеваци (XIV-XV вв.) «Книга Вопрошений» и Ованнеса вардапета «Книга истории Св. Иерусалима» (1782 г.) можно воссоздать следующую картину:

Вскоре, по возвращении из Рима в Армению, Св. Григор решает на коленях идти в Иерусалим. Ангел не пускает его, говоря: «Хватит твоих мучений». Св. Григор приходит в Иерусалим и приносит с собою мощи Св. Иоанна Крестителя. Считая себя недостойным, он сразу же не входит в Гроб, а спускается в пещеры, где долгое время, почти семь лет, предается молитве и посту. Сегодня это место находится в Храме Св. Воскресения (или Гроба Господня), в нижней армянской церкви Св. Григора. Многие по незнанию или же по другим соображениям называют это место «Св. Елена». Там же находятся два престола: один – в честь Св. Григора, а другой – в честь Св. Иоанна Крестителя (Сурб Ованнес Мкртич).


Герб Иерусалимской Армянской ПатриархииПо прошествии семи лет Св. Григор в Великую Субботу входит в Гроб Господень, где просит у Господа, чтобы сошел Свет во знамение Его Воскресения... Господь услышал его молитвы, чудесным образом зажигаются все лампады и свечи. На свершившееся чудо Св. Григор поет «Луйс Зварт» – это песнопение и по сей день исполняется каждую субботу в церквях ААЦ...

Затем Св. Григор просит Господа, чтобы Он каждую Великую Субботу во славу Своего Воскресения зажигал лампады невидимым светом. Это знамение имеет место и по сей день, и видимо оно лишь оком веры! Поэтому Св. Григор был прозван Просветителем не только как просветитель народа армянского, но и по причине чуда у Гроба Господня.

 

Иерусалимский патриарх Арутюн Египтаци Вехапетян (1885 – 1910)Патриархия Иерусалима

Первым главой Иерусалимской церкви был апостол Иаков. В 381 г. на Втором Вселенском Константинопольском Соборе Иерусалимское епископство возводится в ранг патриаршества. После того как патриархия Иерусалима в середине VI в. окончательно приняла халкидонское вероучение, в Иерусалиме сформировалось самостоятельное Иерусалимское Армянское патриаршество.

Первым известным нам армянским патриархом Иерусалима был Абраам, который, согласно арабскому историку Зеки-ал-Дину, видя усиление власти Мухаммеда, в 626 г. лично отправился к нему и получил грамоту на неприкосновенность Иерусалимской Армянской Церкви. Эта и последующие грамоты, которые давались на основе предыдущих, сильно способствовали упрочению целостности Патриархата, обеспечив основу уважения к его правам и привилегиям последующих завоевателей города.

Иерусалимский патриарх Есаи Таласци Карапетян (1864-1885)К примеру, на западной стене, у входа в армянский монастырь Свв. Иаковов выгравирована на арабском языке надпись с предостережением для всех завоевателей:

«Настоящий декрет от нашего Повелителя Султана и короля Аль-Дахр Абу Саид Мухаммеда – да будут прокляты все те и их будущие поколения, и пусть всемогущий Бог проклянет всех тех, кто нанесет вред или совершит какую-либо несправедливость в этом Святом Месте. Абу Хейер гарантирует это Армянскому монастырю Свв. Иаковов в Иерусалиме. 854 год Мухаммеда (1488 Р.Х)».

Патриарх Иерусалима является хранителем армянских привилегий в Святых Местах. Сегодня в юрисдикцию Армянской Патриархии входят армянские церкви Израиля, Палестины и Иордании.

Между ведущими христианскими Церквями всегда шла борьба за права и привилегии в Святых Местах. Каждая мелочь в Святых Местах есть вопрос статуса Церкви – объем этих прав и привилегий символизирует ее близость к Христу и призван подчеркнуть истинность ее вероучения. Именно поэтому ни одна Церковь не вольна уступать здесь те почетные права, которые передавались из поколения в поколение.

Какое-то время казалось, что Статус-кво определен четко и недвусмысленно, однако на наших глазах предпринимаются новые попытки его нарушить. Если можно, расскажите вкратце нашим читателям о проблеме прав христианских Церквей в Святых Местах, о предыстории вопроса.


У входа в монастырь Србоц Акопянц (конец ХIX – начало ХХ вв.)Мы не будем останавливаться на всех конфликтах, за века их произошло очень много. Из-за войн, природных стихий, коварства других христиан армяне потеряли на Святой Земле многие церкви и монастыри...

Историки тех времен описывали бедственное состояние армянского духовенства. Проливалась кровь при защите Святынь. Царил голод, Патриархия оказалась в долгах, не могла расплачиваться за Святые Места и земельные владения. Благодаря деятельности наших Святых Патриархов (канонически они не являются Святыми ААЦ, но их почитают в Иерусалиме, как святых, даже поминают имена во время Литургии) Григору Паронтеру и Григору Шхтаякиру (в переводе «носящий цепи») Престол снова процветает, покрывает долги и при этом закупает новые земельные владения, реставрируются церкви... Немалую роль играли наши паломники, которые порою спасали Патриархию в ее бедственном состоянии своими пожертвованиями и ходатайствами у властей...

Многое претерпели и от других конфессий, в первую очередь от греков, их коварство, злоумышления и подкупы правительства не давали покоя нашей Патриархии. Порою из-за одной лампады мог разгореться большой конфликт и привести к жертвам.

 

Потеря Голгофы

Принадлежность армянам существенной части Святых Мест вызывала у других христиан зависть, ненависть, они всегда ждали подходящего момента, чтобы завладеть этими Местами... Грузины, которые находились в Иерусалиме под юрисдикцией греческой Патриархии и имели один монастырь, позарились на Голгофу.

Служба во Второй ГолгофеВ Грузии по делам находился некий Гаипи, богатый и знаменитый египетский купец. Его подкупили и попросили уговорить египетского султана Мелик-Ашрафа отобрать Голгофу у армян и передать грузинам. Помимо множества сокровищ, грузинские князья обещали, что все мусульмане, находящиеся под властью Грузии, будут освобождены от налогов, будут восстановлены разрушенные мечети. Султан согласился на эту сделку...

Наш Патриарх Мартирос в 1424 году в преклонном возрасте едет в Египет и в течение трех лет не без помощи выкупа уговаривает султана вернуть Голгофу. Голгофу вернули... Вскоре через год грузины опять подкупают султана, и Голгофа переходит опять к ним. Наш Патриарх опять едет в Египет, дает новый выкуп и возвращает Голгофу...

Вскоре грузины третий раз получают Голгофу, и когда Мартирос в третий раз едет в Египет, ему объясняют, что незачем зря тратить время и деньги, ибо грузины обещали каждый год платить дань султану и еще посылать слуг и женщин для его гарема. По приказу грузинского царя в Грузии грабили армянских купцов, повышались налоги местным армянам, и все это посылалось султану...

Но султан, уважая преклонные года нашего Патриарха, который был родом из Египта, подарил армянам верхний придел Храма, где раньше молились христианские цари. Мартирос построил там престол напротив Голгофы и эту маленькую церковь назвал Вторая Голгофа. Она по сей день принадлежит армянам.

Итак, в 1439 г. мы окончательно потеряли Голгофу, позднее в том же веке грузины не смогли платить дань султану, и она перешла грекам...

 

Состояние Св. Престола в XVI-XVIII вв.

Во второй половине XVI в. наша Патриархия процветала при благочестивом Патриархе Андреасе. В 1589 г. после его смерти на кафедру Св. Иакова поднимается его племянник, не менее благочестивый и деятельный Патриарх Давид...

В это время многие местные армяне, которые жили на землях, принадлежащих Патриархии, а также обосновались в монастыре Србоц Акопянц (Свв. Иаковов), не платили налоги и вдобавок начали себя чувствовать хозяевами, утратив уважение к духовенству. Все это стало причиной роста долгов Патриархии.

Другой причиной стала зависть правителей города, шейхов и прочих мирян к процветанию нашей Патриархии. Они увидели в ней источник обогащения и воспользовались подходящим моментом.

Историки сообщают, что они начали в прямом смысле слова грабить Патриархию – всего за несколько лет она обнищала, при этом имея под залогом не только церковную утварь, одежду, но и некоторые церкви.

Вот что пишет Симеон Лехаци:

«Если нужно было служить Литургию, не было ни потира, ни креста, ни Евангелия; шли, давали взятку, приносили ризы и все прочее, совершали Литургию и поспешно относили обратно. Долги так умножились и выросли, что даже Святые Места были отняты у армян, так что у них ничего не осталось. Горе мне, [ибо] из-за меня, погрязшего в грехах, преданы в руки неверных святыни и Святые Места Христовы, как в древности Ковчег. И сам Паронтер сказал плача: «Было время, когда мы, согласно обычаю, пошли в день Рождества в Вифлеем и не имели креста, чтобы освятить воду; сняв маленький крест с требника, мы им освятили [воду]; в час сошествия света армяне не показывались в [церкви] Святого Воскресения от стыда и попреков: мол, «у вас нет ни места, ни утвари, ни риз». Претерпев все это, народ армянский растерялся и унизился; и стал он предметом насмешек, издевательств и позора всех христиан. Никто не мог помочь Святому Иерусалиму или освободить [его] от долгов – ни католикос, ни епископ, ни вардапет, ни ходжа, ни знатные, ни богатые до тех пор, пока милосердный Бог, который не покинул [нас] окончательно и не навечно разгневался, смилостивился, сжалившись [над нами], нашел нам исцеление и стал помощником и спасителем уповающих на него, избавив нас от горя, печали и позора и придя на помощь заблудшим и потерянным».

Вход в монастырь Србоц Акопянц (Свв. Иаковов)В 1600 г., узнав о бедственном состоянии Патриархии, Иерусалим посещает Сисский Католикос Азария. По возвращении в свои края, он созывает собор и принимает решение направить людей по городам и селам для сбора денег, чтобы помочь Иерусалимской Патриархии.

Средства передаются Патриарху Давиду и его ученику Ованнесу вардапету. Долги покрываются, все выкупается обратно, Ованнес вардапет выселяет всех, кто самовольно обосновался на землях Патриархии, что произошло из-за слабости Патриарха, бывшего, по словам Симеона Лехаци, человеком мягким и стыдливым.\

Ованнес вардапет отправляется к Католикосу за другой частью денег. По дороге он узнает о кончине Католикоса и пропаже денег. Вскоре Патриархия опять попадает в долги...

В 1608 г. Иерусалим посещает известный в те времена Барсег вардапет. Прожив год в монастыре Србоц Акопянц (Св. Иаковов), он узнает все подробности бедственного положения Патриархии. Вернувшись на родину, он начинает ходить по городам и селам Ванской области, рассказывая об Иерусалиме и призывая армян к пожертвованиям. Было собрано много сокровищ, помимо этого, многие армяне для поддержки Патриархата отправлялись в Иерусалим.

«И все достопочтенные и именитые богачи начали давать в меру своих возможностей, кто тысячу, кто две, кто пять и более тысяч курушей. Были и такие, что дали 10 тысяч. А бедные [дали] 100, 50 и так далее. И набрали сокровищ больше, чем было долгу, ибо давали [даже] нищие и просящие подаяния, слепые и женщины».

Историки тех дней говорят, что Бог вспомнил страдания Св. Престола, ибо мы стали посмешищем в среде христианских народов, и коснулся сердец благочестивых людей, и со всех стран в Иерусалим пришли предводители, вардапеты и миряне... Долги были покрыты, были украшены золотыми лампадами и другой утварью храм Св. Иаковов, церковь Вторая Голгофа.

После этого исчез страх из сердец монашествующей братии Св. Престола, ибо они уже не боялись дерзновенно выходить на улицу. Другие христианские конфессии в Иерусалиме прежде желали заполучить армянские церкви, которые были под залогом, но, видя помощь Руки Божьей армянам, отказались от своих злых умыслов.

В истории Иерусалимской Патриархии Армянской Апостольской Церкви есть славные, великие имена – имена тех Патриархов, благодаря которым она сохранила для нас свои права…

Когда были уплачены все долги до последней копейки, начали совещаться, кого поставить предводителем и пастырем, а также попечителем Престола Святого Иерусалима, чтобы он заботился о стране Божией. В 1611 г. по всеобщему согласию Давид оставляет кафедру, вместо его избирается Григор Паронтер, который к тому времени был простым монахом, но уже прославился своей плодотворной деятельностью, служа Патриархии и защищая ее права на Святые Места. Через несколько дней его рукополагают в священники, а в 1613 г. — в епископы рукой Католикоса Аветиса, прибывшего в Иерусалим специально для этой миссии, после чего Григор становится Патриархом Св. Престола.


Св. Патриарх Григор Паронтер

По сообщению историка в то время, когда Апостольский Престол Свв. Иаковов был в долгах, Провидение Божие, которое невидимым образом хранило Престол, из камней воздвигло сына Авраама и Сиона (Патриархия и церковь Свв. Иаковов находятся на горе Сион, хотя на картах гора часто обозначается только за стеной Старого Города – там, где находится Армянское кладбище) – Григора Паронтера, уроженца Гандзака, выходца из благородной семьи.

Памятная таблица с именами захороненных ПатриарховРебенком он чудом избежал смерти, из-за чего родители решают послать его на поклонение Святым Местам со множеством даров. Вскоре родители умирают, но родственники, помня их обет, отправляют Григора в Иерусалим. По возвращении, когда он достигает совершеннолетия, родственники собираются его женить, однако он принимает решение отречься от мира сего. В 1581 г. он во второй раз идет в Иерусалим, оттуда в Рим на поклонение мощам Св. Павла и Св. Петра, после возвращается в родные края, где становится учеником Петроса Каркареци, будущего Сисского Католикоса. Григор ведет строгий аскетический образ жизни, проявляя мудрость как в словах, так и в делах.

В то время Патриарх Давид рассылает письма по епархиям Армении с просьбой послать в Иерусалим благочестивых мужей, способных помочь Патриархии выйти из бедственного состояния. Так Григор попадает в Иерусалим, где рукополагается в дьяконы, и ему передают многие дела в Патриархии... Он начинает ремонтировать монастыри, занимается вопросами долгов и другими важными делами. Как уже было сказано, в 1611 г. все патриаршии обязанности окончательно передают Григору, а в 1613 г. он становится Патриархом.


Сперва он обновил и благоустроил 12 церквей в городе и вне его, а в монастырях Свв. Иаковов, Св. Архангела и Св. Спасителя построил помещения для гостей и больных, каменные кельи для братий, красивые врата и соразмерные трапезные, сады, виноградники и цветники и много других строений, обновил 365 келий. В его время Армянская Патриархия преуспевала и процветала. Помимо прочего, он восстановил нарушенные порядки и правила монастырские. Во всех церквях назначил ризничих и священников, чтобы каждый день служили Литургию, молясь за народ армянский!

Могилы Патриархов, в том числе Григора Паронтера и Григора ШхтаякираВ 1614 г. Иерусалим посещает Сисский Католикос Ованнес, чтобы ободрить Григора, и по просьбе последнего освящает Св. Миро. В этот год, по свидетельствам Симеона Лехаци, происходит чудо в Храме Воскресения по молитве Григора Паронтера.

«...Наш патриарх жалобным голосом и плача говорит народу: «Будьте осторожны и остерегайтесь грехов, ибо приближается пришествие света. Смотрите, чтобы среди вас не оказался крамольник или злопамятный, или распутник, или маловер, непокаявшийся или неисповедовавшийся. Знайте, что из-за наших грехов запретит Христос [сошествие] света». И говорит еще много других речей и поучений. Затем велит трижды прочесть жалобным голосом: «Господи, помилуй». Вслед за тем мужчины и женщины три раза, а старики и дети дважды кричат: «Славою Лусаворича восславим Господа Бога!», потом поют шаракан: «Светися, Иерусалим, ибо приспел свет Христа», и еще: «Радуйся, Святая Церковь». Вдруг неожиданно раздается страшный гром, так что некоторые даже цепенеют [от ужаса]. Затем появляются голуби, летящие к куполу. И снова дважды и трижды поют и возглашают: «Господи, помилуй народ» и «Славою Лусаворича восславим Господа Бога!» Вновь гремит и сотрясается святая могила Христа. Приготовившиеся и облачившиеся монахи берут в руки крест, Евангелие, кадило, хоругвь, а дьяконы, дпиры и клирики берут рипиду, кимвалы, а прочие – [что-нибудь] другое. Паронтер приказывает всем примириться и поцеловаться друг с другом, ибо Христос не подходит к грешникам и злопамятным, но бежит от них. И вновь трижды громогласно возглашают: «Господи, помилуй», а вслед за тем: «Славою Лусаворича восславим Господа Бога!» Могила страшно гремит, и на ней появляются большие трещины, оттуда излучается свет и через окно выходит наружу...»

В 1634 г. церковный календарь Пасхалий не совпал с греческим, их Пасха должна была праздноваться на неделю раньше нашей. Греки требуют, чтобы мы справили Пасху с ними, но после для видимости соглашаются с Паронтером. Однако сами сообщают правителям города о намерении армян праздновать еще одну Пасху в неположенное время – за несогласованное с мусульманскими властями празднование христиан могли подвергнуть наказанию. Власти обращаются к шейхам и еврейским раввинам, те подтверждают, что Пасха армян отмечается в правильный день относительно ближайших по времени мусульманских и иудейских праздников. Все свидетельства фиксируются на бумаге, и власти позволяют, чтобы две Церкви в случае расхождения (раз в 90 или 100 лет) праздновали Пасху каждая в свой день при условии, что в Храме на праздник греков не должно быть армян, кроме одного служителя, и наоборот...

Интерьер собора Србоц Акопянц (конец XIX в.)На греческий Праздник в Великую Субботу 6 апреля греки начинают службу и молятся, чтобы сошел Огонь, но ничего не получается, тогда они подкупают одного солдата, чтобы тот подбросил бы огниво в Гробницу, за что солдат был наказан, а греки посрамлены... На наш Праздник, 13 апреля, по молитве Паронтера опять происходит чудо излучения Света, о чем свидетельствует Саваланянц. Но на этом греки не останавливаются. Подкупив везиров в Константинополе, они заявляют, что армяне будто бы изгнали их из Храма, а сами одни справляли праздник. Везиры скрыли свидетельства шейхов и раввинов и вынесли решение в пользу греков, за что некоторые из армян по приказу султана были обезглавлены. На месте их казни с Небес сходит Свет, видимый всем жителям города. На жителей нападает страх, и армянам разрешают похоронить казненных, на могилы ночью опять сходит Свет...

Невозможно переоценить вклад Паронтера. Он также покупает земельный участок недалеко от Вифлеема, сооружает там келии и высаживает множество оливковых деревьев. Устав от дел Св. Престола, он приходил сюда для молитвы и созерцания. Этот участок в его честь по сей день называется Паронтер.

«Он был человеком добрым, деяниями и житьем своим святой и добродетельный. Речь [его] была красочна и полна мудрости, грозная и всех устрашающая, так что никто не мог прекословить ему, но все, онемев и [словно] набрав в рот воды, умолкали... Сам он также старается, трудится день и ночь, мало ест, мало спит, а ночью, бодрствуя, читает молитвы Божии; когда его одолевает сон, он ложится на землю во власянице, надетой на голое тело, [даже] не расстегнув пояса, и, немного поспав, снова встает; он [тайно] совершает много других благих дел и подвижничает, что я видел своими глазами и слышал своими ушами», – говорит Симеон Лехаци.

Перед своей кончиной Паронтер созывает братство монастыря и просит, чтобы после него кафедру Св. Престола возглавил епископ Аствацатур. Паронтер отошел к Господу в 1645 г., оставив за собою добрую память, множество строений и богатств...

 

Церемония Омовения ног в начале 1940-х годовПотеря и возвращение монастыря

На Кафедру поднимается епископ Аствацатур, который продолжает дела своего предшественника. Греки со времен Пасхи 1634 г. постоянно искали случая излить из своих сердец желчь на армян... Патриарх Аствацатур был человеком очень кротким и добрым, греки решили воспользоваться этим и захватить монастырь Свв. Иаковов. Вначале попробовали испытать «силы» Патриархии. На Пасху 1656 г., когда армяне во главе с Патриархом начали Крестный Ход вокруг Гроба, греки набросились на армянских паломников и духовенство. Палкой была сбита Митра Патриарха, а сам он избит, но умолял, чтобы наши за зло не отвечали злом...

Армяне не пожаловались властям, этот факт греки сочли за слабость и решили идти дальше. Они подкупают везира в Константинополе и получают от него права на армянские и эфиопские церкви. Подкупленный судья Иерусалима исполняет все требования греков.

Отметим, что копты, сирийцы и эфиопы находились под духовной властью Армянской Патриархии, а поскольку не было связи с Эфиопией и почти никого из них не осталось на Святой Земле, все церкви эфиопов перешли к нам – Саваланянц отмечает аналогичную тенденцию с церквями грузин, со временем перешедшими к грекам.

Церемония Омовения ног в начале 1940-х годовНесмотря на слабое здоровье и преклонный возраст, Патриарх Аствацатур отправляется в Константинополь в надежде на милосердие Богородицы. По дороге, посещая села и города, просит армян о помощи и молитвах.

В Константинополе Патриарх при помощи влиятельных армян получает обратно потерянное. Там же встречает Егиазара, очень деятельного и мудрого вардапета, ставит его местоблюстителем и дает права решать вопросы и расходовать средства по своему усмотрению. 

В 1656 г. Патриарх возвращается в Иерусалим, где восстанавливает права Св. Престола. Саваланянц отмечает, что греки, помимо многого другого, хотели еще заполучить право «собственности» на церемонии схождения Света на Великую Субботу. Возможно, некоторым со стороны вопрос покажется незначительным, но все же это вопрос прав в Святых Местах, а также равенства Патриархий, замечает Саваланянц. Эту манию первенства греков мы видим и в наши дни... По возвращении Патриарх Аствацатур созывает Синод, где просит всех дать согласие на избрание Егиазара Патриархом. В это время греки лжесвидетельствуют на армян, якобы последние противятся решениям султана, и, подкупив везиров, получают право на монастырь Свв. Иаковов. Двери запечатываются, ключи отдают правителю Дамаска, который хочет помочь армянам, но везиры в Константинополе не слушают его. В 1658 г. всех армян выселяют из монастыря, они обосновываются в церкви Св. Спасителя и Вифлееме, не зная, что произойдет в дальнейшем. Правитель Дамаска открыл для армян двери на Пасху этого года и разрешил тайно жить в монастыре. Греки вскоре подкупают и его, чтобы заполучить ключи.

На праздник Сошествия Св. Духа в 1658 г. греки получают ключи и обосновываются в монастыре Свв. Иаковов. Невозможно описать бедственное положение армян... Но пути Господни неисповедимы. Греческий Патриарх Константинополя Бартениос пишет письмо русскому царю с увещеваниями прийти и захватить столицу Турции, где, по его словам, царит хаос. Письмо попадает в руки султана, который наказывает греков, повесив Патриарха в облачении и оставив повешенным 8 дней, после труп привязывают к хвосту лошади, волочат и сбрасывают в море...

Патриарх Егиазар и Аствацатур, воспользовавшись моментом, с дарами подходят к одному из везиров и получают свои права обратно. Так в ноябре 1659 г. после года и шести месяцев лишений армяне возвращают себе монастырь Свв. Иаковов.

 

Церемония Омовения ног (на Страстной Четверг в соборе Србоц Акопянц) в 2008 году Церемония омовения ног (на Страстный Четверг в соборе Србоц Акопянц) в 2008 году
 

Храм Гроба Господня (фото конца XIX века)Последствия борьбы за патриаршую власть

Не будем подробно останавливаться на этих вопросах. Патриархом избирается Егиазар, который, по словам историков, был очень тщеславен и решил провозгласить себя Католикосом Иерусалима и всех территорий, находящихся под властью турок. Это положило начало новым долгам Св. Престола и лишениям монашеской братии. Несмотря на тщеславность Егиазара, он все же очень многое делает для Св. Престола: строит церковь Сурб Эчмиадзин, которая соединена с храмом Србоц Акопянц; монашеский корпус для священнослужителей – Абехаятах с двадцатью кельями, а также другие здания в самом монастыре. В городе Рамле строит церковь Сурб Геворг, в Яффе в монастыре Сурб Никогайос сооружает кельи для паломников. В храме Свв. Иаковов строит престолы в честь Св. Степанноса и Св. Григора Лусаворича.

Чтобы положить конец раздору в ААЦ, Егиазара избирают Католикосом всех армян. Но борьба за власть на этом не заканчивается. Все интриги приводят к тому, что в начале XVIII в. Патриархии Иерусалима и Константинополя объединяются. В Иерусалим направлены представители Константинополя из мирян, а также местоблюститель из столичного духовенства.

Эти миряне, будучи алчными и ненасытными, доводят Св. Престол до нищеты, закладывают церкви. У них не остается ничего святого: даже заходят в кельи монахов и отбирают все. Бывали дни, когда не оставалось и хлеба для пропитания. Поток паломников прекратился, основная финансовая помощь была от них...

Фрагмент цепей Патриарха Григора ШхтаякираВ 1713 г. в Константинополь из Тарона по делам своего монастыря Сурб Карапет прибывает Ованнес вардапет. Влиятельные столичные армяне, видя его добродетельную жизнь, решают отправить его в Иерусалим местоблюстителем, при этом обещая помочь в вопросе с долгами. Первым делом он освобождает из залога сад монастыря Св. Архангелов, серебряные лампады Гроба Господня. Но от всех долгов сразу освободить не может и обещает в суде заплатить оставшиеся долги...

По возвращении в Константинополь он созывает Синод в 1715 г., где повествует обо всех делах, творимых мирянами, о своем поручительстве в суде. А самое главное – указывает путь решения проблем: разделение двух Патриархий и назначение нового Патриарха Иерусалима. В ответ на вопрос, кого бы он желал видеть на кафедре Св. Престола, он указывает на Григора Шхтаякира, а его самого 12 сентября 1715 г. избирают Патриархом Константинополя, известным в истории как Патриарх Ованнес Колот...

 

Св. Патриарх Григор Шхтаякир

Григор был родом из Ширвана, поэтому был назван Ширванци. В юные годы он принимает монашеский постриг в монастыре Св. Карапета в Тароне. Будучи еще молодым, избирается на место умершего настоятеля монастыря. Он проявил себя человеком мудрым и смиренным душою, хорошим управителем...

Лампады над входом в Гроб Господень. Посередине Лампада Св. Григора Лусаворича. На заднем фоне армянская иконаКак было сказано выше, в 1715 г. по просьбе Ованнеса Колота его избирают Патриархом Св. Престола. В Константинополь Шхтаякир доходит почти через два года, но до этого, узнав, что некоторые миряне еще вредят Св. Престолу из-за своей алчности, издает указ 2 октября 1715 г. и посылает в Иерусалим. В указе он назначает местоблюстителем Ованнеса вардапета, известного под именем hАнне, и все дела поручает ему и другим вардапетам...

Приняв патриаршую кафедру, Григор одевает на себя тяжелые цепи, дав обет, что не снимет их до тех пор как покроет все долги Св. Престола. Поэтому его стали назвать Шхтаякир, т.е. носящий цепи. Помимо цепей, он носил власяницу с гвоздями, мало ел и вел строгий аскетический образ жизни...

Он обходит города и села, прося помощи у армян... Патриарх еще не освободился от прежних долгов, как новая тяжесть ложится на его плечи. Католики и православные греки, видя бедственное состояние армян, сговорились вместе отремонтировать храм Воскресения (Гроба Господня). Они пребывают в уверенности, что если армяне не сумеют участвовать в ремонте, удастся своими силами обновить принадлежащее армянам и прибрать к рукам.

Подсвечник перед Гробом Господним с надписью – «В память народа армянского»Но Шхтаякир не падает духом. Вооружившись надеждой на Бога, он в 1720 г. посылает извещение вардапету hАнне начать ремонт... Тот приходит в замешательство, ибо не было ни одной копейки, как он сам и пишет в своих заметках... Но Господь милостив, Он, как и всегда, помогает армянам и не дает уронить честь нашей Церкви, ибо надеющиеся на него не будут постыжены. Два Патриарха, Ованнес Колот и Григор Шхтаякир, делают все, чтобы собрать деньги на ремонт храма, и это удается с помощью Господа...

Покрывая долги, Шхтаякир одновременно закупает земельные участки, дома, магазины, ремонтирует монастыри, строит новые кельи...

12 февраля 1721 г. его нога ступает на вершину горы Сион, где он организует ремонт монастыря Свв. Иаковов. По прибытии в Иерусалим он начинает восстанавливать моральную жизнь братства, службы на Святых Местах. Продолжает закупать земли, но на этот раз вокруг монастыря и дома, куда вселяет армян. Впоследствии эта часть Старого Города станет Армянским кварталом, одним из четырех наряду с Христианским, Мусульманским и Еврейским.

Проходит 8 лет, почти все долги покрыты, но блаженный Патриарх не снимает с себя цепи. Он делает это только по просьбе братства Свв. Иаковов, Константинопольского Патриарха Ованнеса Колота и Католикоса всех армян Карапета, находившегося в Константинополе.

Серебряное украшение с надписью о праве служить Литургию на Гробе Господнем

В Константинополе созывается Синод при участии Католикоса. Исходя из проблем недавнего прошлого и их последствий приняты каноны с анафемой тех мирян, кто покусится вмешиваться в дела Св. Престола, попробует воссоединить Св. Престол с другими престолами или Патриархией Константинополя. Также утверждено правило, согласно которому Патриархом должен быть член братства Свв. Иаковов, а если кто-то извне покусится взять власть Св. Престола, тому тоже анафема.

В 1729 г., как и во время Паронтера, не совпадают Пасхи армян и греков. Приходят к мирному соглашению, что будут справлять по очереди, и заверяют соглашение у властей... Не будем вдаваться в подробности, только отметим, что и при Патриархе Шхтаякире произошло Чудо, как и при Паронтере в 1634 г. После длительной службы армяне начинают Крестный Ход вокруг Гробницы Гроба Господня, паломники слезно взывают: «Господи, помилуй». Шхтаякир подходит к дверям, разоблачается, сотворяет слезную молитву, после открывают двери, и, когда он вступает внутрь Гробницы, от Гроба Господня уже исходит Свет. Он зажигает свечи, при выходе над дверью сама собою зажигается лампада в честь Св. Григора Лусаворича, после зажигаются все лампады в храме, в том числе католические и греческие. Невозможно описать ликование верующих, которые стали свидетелями этого чуда. Слухи о нем быстро доходят и до пределов Армении.

Серебряное украшение с надписью о праве служить Литургию на Гробе ГосподнемВ 1727 г. Иерусалим посещает один из видных армянских деятелей того времени Сеhбестрос амира, на чье пожертвование реставрируется храм Србоц Акопянц (Свв. Иаковов). В 1732 г. другой амира по имени Мелитон посещает Иерусалим со своей женой – на его пожертвования закупаются земли.

В 1733 г. предает Господу свою душу hАнне вардапет, который был столпом Св. Престола и его защитником. Здоровье Патриарха к этому времени ослабело из-за строгой аскетической жизни и преклонных лет, он тяжело переносит потерю друга и соратника. Воспользовавшись этим моментом, греки замышляют новое коварство против Св. Престола.

Дабы усыпить бдительность армян, греко-православный Патриарх Мелетиос в 1734 г. призывает Шхтаякира поклясться на Св. Евангелии о верности и любви, позабыв прошлые обиды. Шхтаякир соглашается. А вскоре Мелетиос отправляется в Константинополь, чтобы заполучить монастырь Свв. Иаковов… Когда армяне почувствовали злой умысел, Мелетиос 22 января 1735 г. опять заключил с нашим духовенством письменный договор о любви и братстве, который и по сей день хранится в Св. Престоле, а сам продолжил свои коварства. Он готовит документы с притязаниями на то, что все церкви Иерусалима и Вифлеема, принадлежащие армянам, коптам, сирийцам и эфиопам, являются собственностью греков.

Гроб Господень перед армянской ЛитургиейШхтаякир готовит свои документы, защищающие и доказывающие права армян и других Древневосточных Церквей на собственность. Католики обещают в это время помочь армянам и, если потребуется, свидетельствовать на суде. 6 мая 1736 г. Шхтаякир отправляется в Константинополь, рассчитывая на встречу с султаном, но тот отсылает Патриарха к главному везиру. На суде все доказательства прав армян не играют роли, ибо деньги греков имеют больший вес. Документы армян приносят султану, но он, не прочтя их, отдает приказ приготовить указ о правах греков на все Святые Места, который должен вступить в силу утром.

Поздно ночью Патриархи Григор Шхтаякир и Ованнес Колот, возложив свои надежды на Господа, идут к архитектору султана армянину Мелитону. Сын Мелитона обманывает их, говоря, что отца нет дома, за что, как говорит историк, после он был наказан, умерев скоропостижно в болях и муках. Патриархи отправляются к амире Арутюну, другу Шейх-уль-ислама и приближенному султана, и объясняют проблему. Арутюн немедленно отправляется к Шейх-уль-исламу, тот по его просьбе идет к султану и рассказывает о сне – мол, явился к нему великий пророк и велел прибыть к султану – а сам, между прочим, упоминает об армянах и греках. Султан объясняет, что армяне покусились на права греков и показывает указ в пользу последних, а также документы армян, которые Шейх-уль-ислам по благоволению султана начинает читать. Он зачитывает проклятия прежних султанов на тех, кто осмелится отнять Святые места у армян. На султана нападает страх, он сразу же подписывает новый указ и все оставляет за армянами. И в этот раз Господь помогает армянам, и, как говорит историк, мы всем народом должны быть благодарны амире Арутюну и вечно, из поколения в поколение, хранить память о нем за его, можно сказать, подвиг.


Мозаика в армянском приделе Храма Гроба Господня на Месте, где потеряла сознание БогородицаШхтаякир вскоре возвращается в Иерусалим, рассчитывая спокойно вздохнуть, но не тут-то было... На этот раз конфликт происходит с католиками, которые запрещают армянам в Храме Гроба Господня служить Литургию на престоле Св. Жен Мироносиц (напротив Гроба Господня), а также стелить ковры на пол, под тем предлогом, что пол Храма якобы принадлежит католикам. Они также устраивают многие разногласия в Вифлееме и притесняют армянских монахов. В храме Гроба Господня 16 октября 1742 г. католики зверски избивают армянского монаха за то, что он помешал им подмести в армянском приделе. Как замечает Саваланянц, у католиков часто менялись игумены. Возможно, очередной игумен не любил армян или же появление нового влиятельного посла европейской державы могло послужить поводом для захвата прав на Святые Места...

Не сумев договориться с католиками, Шхтаякир пишет письма с жалобой на их действия королю Франции Людовику XV, Синоду кардиналов в Рим, главе французского правительства кардиналу де Флери и новому послу Франции Касделлинии. Вскоре католики меняют свою политику, и армяне восстанавливают свои права...

12 февраля 1741 г. предал душу Господу Патриарх Константинополя Ованнес Колот, человек святой жизни. Шхтаякир прожил после этого еще 8 лет, при этом настрадавшись уже от самих армян: выходцы из Армении пытались захватить в Дамаске здания и церкви, принадлежащие Патриархату, в Иерусалиме многие армяне переходили ради собственной выгоды в католицизм и вредили Св. Престолу. Патриарх предал свою душу Господу 12 февраля 1749 г. в тот самый день, когда в 1721 г. его нога через Сионские ворота вступила в Иерусалим...

Блаженны сии святые мужья, благодаря им мы имеем сегодня то, что имеем! Блаженны те, кто имеет память на Сионе!

Насколько мне известно, в XIX в. разворачивались не менее острые конфликты. Расскажите немного о них, hАйр Сурб.

 

Кувуклия в Храме Гроба Господня - (фото конца XIX века)Пожар в Храме Воскресения

На рассвете 30 сентября 1808 г. произошел пожар, описанный Саваланянцем в книге «История Иерусалима». Огонь охватил сперва Гроб Господень и начал быстро распространяться по Храму, уничтожая все на своем пути. Служители кто как мог выскакивали из окон или прятались, если находили безопасное место. Отметим, что двери закрываются снаружи арабами, у которых хранится ключ Храма, и поэтому через двери люди не имели возможности выбежать на улицу...

Когда пожар прекратился, в Храм пришел глава города со своими помощниками. Причиной пожара Саваланянц считает неосторожность служителей Храма, но греки жалуются главе города, обвиняя армян в злостном и осознанном поджоге Гроба, и при этом просят лжесвидетельствовать латинян, которые отказываются давать такое лжесвидетельство. Тогда греки просят судью послать письмо правителю в Дамаск о том, что сделали армяне, но судья отвечает, что это наказание Божие для христиан, а не чей-либо злостный умысел...

Отметим, что греки не служили Литургию на Гробе Господнем и Гробе Богородицы, тогда как армяне и католики издавна служили на этих местах, причем армяне намного раньше, со времен Саладина, а католики — с первой половины XIV в.

Аствацацни ушатапман вайр (место где потеряла сознание Богородица)Вскоре судья дает право всем трем христианским конфессиям отстраивать и ремонтировать свои приделы, ибо пожар причинил большой ущерб... Но греки, подкупив правителей, начали быстро сами ремонтировать, при этом захватывая чужое. Некий армянин Антон, видя все это, начал спорить с греками, за что был избит ими и едва избежал смерти, спасаясь у солдат. Видя, что могут начаться волнения в городе, власти запретили грекам проводить строительные работы. 

В это время (октябрь 1808 г.) в Иерусалиме находился правитель Дамаска, у которого греки просят 200 солдат для защиты, обещая содержать их за свой счет. Выгнав из крепости Давида местных мусульман, солдаты обосновались на их месте.

Греки на этот раз пошли еще дальше: они выкупили новый приказ, который только им давал право ремонтировать весь Храм, армянам запрещалось служить Литургию на Гробе Богородицы, а латинянам — на Гробе Господнем (отметим, что еще до пожара армяне потеряли право служить Литургию на Гробе Господнем). Правда, католики отстояли свое право служить... 

Изгнанные жители крепости Давида напали на греков, избивая и убивая всякого попавшегося на пути грека. Армяне в это время спасли много греков. Разъяренная толпа ворвалась в Храм и начала рушить все, что построили греки. Вскоре подоспели войска...

Конфликт имел очень длинную историю со множеством перипетий. В Константинополе велись собрания, конфликтующие стороны то выкупали права, то теряли...

Памятная плита в Храме Воскресения (Гроба Господня) о ремонте Св. Мест.Греки отремонтировали Гроб Господень по своему усмотрению и вместе с католиками служили Литургию... В 1813 г., в ноябре, армяне вернули все свои права на Гроб Богородицы с правом служить Литургию. А в 1829 г. по указу султана вернули свои права наравне с греками и католиками служить на Гробе Господнем, при этом потеряв многие права, которые имели до пожара. 3 сентября того же года была отслужена первая Литургия. Когда сегодня мы служим Праздничные Литургии, на алтарь Гроба Господня ставится серебряное украшение в виде солнца с надписью на армянском, где указывается наше право служить Литургию.


Армяне просили у султана возвращения еще и прав на Голгофу, приводя свидетельства о том, что она с давних времен принадлежала армянам, была отобрана грузинами, а сейчас находится у греков. Но султан отказал исходя из политической ситуации. Недавно закончилась война между Османской империей и Россией с подписанием мирного договора не в пользу первой, и русские, будучи единоверцами греков, имели финансовое преимущество и сильное влияние в регионе.

 

Храм Вознесения

В 1834 г., в мае, произошло сильное землетрясение в Иерусалиме, было разрушено много домов, развалился купол Храма Вознесения.

Отметим, что Храм и окружающие строения были собственностью армян. Армяне дали право другим христианам служить здесь Литургию дважды в году... И вот, после землетрясения, католики из Египта получают право на строительство купола и закрывают железной крышкой место Стопы Господа нашего, а также получают права на службу в Храме.


На это решение жалуются армяне и греки, но поскольку армяне не успели обновить у султана право собственности на Храм, все три Церкви получили право восстанавливать купол вместе.

В 1836 г. армяне получают обновленное право на собственность, вместе с ним также право на ремонт в Храме Воскресения и равные права с греками в Храме Рождества в Вифлееме. По этому поводу историк говорит, что лучше бы не получали этих прав, ибо они по слабости суда так и не вступили в силу и еще дали повод для злобы грекам...

Итак, купол был построен всеми Церквями, армянами же построены новые кельи вокруг Храма, греки и католики по два раза в год служат в Храме... Католики не останавливаются на этом: опять, используя свое влияние, они хотят заполучить Храм, но это им не удается... Вскоре, в сентябре 1838 г., в Иерусалим прибывает представитель султана некий Арифи. Он собирает трех местных влиятельных жителей, уже подкупленных католиками, а также судью и представителей трех Церквей. В Храме три жителя дают свидетельство, что это Святое Место – мусульманская Мечеть, что и подтверждают ослепленные завистью к армянам греки и католики...


Армян уже никто не слушает. Вскоре получают и зачитывают приказ султана, и уже никто не может ему воспрепятствовать... Выходя от судьи, армяне видят, как толпа греков и католиков с топорами и палками в руках движется в сторону Храма...

Армянские построения и Храм были разрушены 11 сентября 1839 г. Описывая эти события, Саваланянц говорит, что прочие христиане настолько были ослеплены и действовали с таким рвением, будто бы разрушали некое языческое капище Афродиты. После они устроили пир и опьяненные прошлись перед Армянской Патриархией, играя на барабанах, демонстрируя свою победу над армянами...

Наша Патриархия, помимо потери Храма, понесла и большой урон. Сегодня на этом месте стоит мечеть, а христиане платят деньги хозяевам земли, чтобы служить здесь Литургию.

 

Статус-кво

Армянские монахи на церемонии Схождения огня в Храме Гроба Господня в 2008г.

Все эти конфликты продолжались бы постоянно, если бы не важное постановление османского султана Абдул-Меджида от 1852 г. Оно официально утвердило «статус-кво» в Святых Местах, оно определяет, регулирует и сохраняет без изменений права собственности в Святых Местах, дарованные исключительно трем основным Патриархиям: Армянской, Греко-православной и Католической...

После падения Османской империи и получения британского мандата на Палестину это постановление признает и правительство Великобритании, а позднее и израильские власти... Но все же и в наши дни делались попытки нарушить Статус-кво, и поэтому постоянно возникали новые конфликты...


Расскажите о сути конфликтов последних лет – тех, которым Вы были свидетелем. 


Конфликт на Великую Субботу 2002 г. Протоархимандрит Самвел, игумен Гроба Господня выходит из Кувуклии с поломаными свечамиВ Иерусалим я приехал в декабре 1997 г. и уже в первый же день услышал о драке между армянами и сирийцами-яковитами на Пасху 1997 г. Сирийцам хорошо попало, и они обещали взять реванш в 1998 г.

Суть конфликта с ними была такова. В Великую Субботу по Статус-кво весь Храм Гроба Господня от самой двери делится на две части: армянскую и греческую. Нам выпадает небольшая часть, где мы размещаем, помимо наших паломников, еще и паломников сирийских и коптских. Все православные-халкидониты заходят в греческую часть, а прихожане Древневосточных Церквей — в нашу. У дверей стоят греческие и наши служители и еще по одному сирийцу и копту, чтобы не вошли «нежелательные» люди... И вот горячая молодежь из сирийцев-яковитов перед входом в Храм заскакивает друг другу на плечи (порою приходят к Храму так) и с криками, стуча на барабанах, хотят войти внутрь. Наши не впускают их, считая, что неприлично входить так в наш придел. Там всегда происходят стычки... В 1998 г. тоже произошла драка у входа, но сирийцы сразу же успокоились, прошли в свою часть и уже там начали вскакивать друг другу на плечи...

Когда выносят огонь, мы начинаем Крестный Ход вокруг Кувуклии, обходя ее три раза, и поскольку сирийцы и копты не имеют права отдельно обходить Кувуклию, они присоединяются к нашему Ходу. Из-за этого наши ряды уменьшаются: по соглашению о численности треть отводится им, а нам – две трети... И вот во время этого Хода на нас нападает сирийская молодежь, одетая в белые майки и джинсовые брюки...

Трудно описать, что творилось: с обеих сторон были раненые, ранена была и русская паломница, которая оказалась в нашем приделе, – по голове пришелся удар сломанной стеклянной бутылкой. Ножевые ранения получили несколько наших семинаристов. В нашу сторону бросали чем попало: камнями, которые заранее принесли в Храм, стульями, бутылками.

Полиция не могла противостоять... Но, слава Богу, все прошло.

В 1999 г. полиция уже подготовилась и не допустила сирийцев вскакивать друг на друга в нашей части, но маленькие стычки все же были...

Армянские скауты после торжественного шествия на Рождество Христово

Отмечу, что на всю Страстную Неделю мы выделяем сирийским служителям несколько наших комнат, ибо они не имеют места в Храме, и каждое воскресенье даем им право служить Литургию в нашей часовне в Храме – часовне Св. Иосифа Аримафейского. По Статус-кво мы имеем право всю Страстную Неделю продавать свечи в этой часовне и ставить подсвечник для зажигания свечей. Сирийцы-яковиты решили, что мы не имеем на это права, и несколько лет подряд доходило до стычек – судились, приводили доказательства... Суд принял решение в нашу пользу, и уже несколько лет, как стало спокойнее.

В 2002 г. на Великую Субботу в конфликте со стороны греков участвовал новоизбранный Патриарх Ириней, с нашей – протоархимандрит Самвел, игумен Гроба Господня, который уже несколько лет участвовал в церемонии получения Огня.

Надо заметить, что до пожара 1808 г. двери в Гробницу Гроба Господня были широкими, входить и выходить могли по нескольку человек одновременно, не мешая друг другу. После нового строительства остался узкий и низкий проход, достаточный только для одного человека.

По Статус-кво первым в придел Святого Гроба входит грек, а за ним армянин, оба становятся на колени пред каменной плитою Гроба, где лежат две зажженные лампады: одна — заранее внесенная туда, а вторую вносят торжественно...

После молитвы оба зажигают свои свечи. Поскольку армянин стоит ближе к выходу, он, как и всегда, решает выйти в придел Ангела, где должен ждать грека, чтобы вместе дать огонь – каждый в свое окошко для верующих. Затем первым из Кувуклии должен выйти грек, а за ним армянин, которого на руках несут в нашу Игуменскую, после чего начинается наш Крестный Ход. Но в этот раз Ириней не пускает нашего игумена Гроба Господня выйти из придела Святого Гроба в придел Ангела и приводит причину, что, будучи Патриархом, он должен первым выходить... О. Самвел выходит, а Патриарх, выйдя из придела Гроба, тушит его свечи и направляется к своему окошку... Там происходит драка, на крик Патриарха входят греки и полиция... 


Армянские священники в Храме Рождества Христова в Вифлееме на праздновании Рождества 18 января по древнему календарю

После СМИ начинают распространять слухи, будто бы армяне захотели захватить право получать огонь, ибо во всех православных источниках и литературе присутствовала дезинформация, что только грек входит в придел Святого Гроба...

Спор берется решать израильское правительство. А решать его можно только на основе существующего закона о Статус-кво в Святых Местах, где ясно говорится, что грек и армянин входят в Гроб, молятся и зажигают свечи от лампады, а после передают их верующим.


«Сначала Патриарх раздевается, затем сопровождающее его духовенство несет его митру и одеяния к Алтарю в часовне. Дверь уже открыта, и Патриарх входит в Гробницу в сопровождении армянского Епископа... Далее Патриарх и армянский представитель  раздают Святой Огонь через отверстия на разных сторонах придела Ангела» (THE STATUS QUO IN THE HOLY PLACES – L.G.A. Cust – Jerusalem 1980 p.69)

До Великого Поста 2003 г. израильское правительство проводило нейтральную политику, но вскоре перед Страстной Неделей все меняется – Ириней получает официальное согласие от властей на занятие престола греческого Патриарха (израильское правительство до 2003 г. не принимало Иринея как Патриарха), одновременно начинается давление на армян, чтобы они не входили в Гроб, ибо так хочет сам Ириней. Со стороны полиции были угрозы: если не выполним их условий, армян вообще не впустят в Храм...

Это давление со стороны израильского правительства продолжалось до 2005 г., затем по его предложению армяне и греки должны были привести доказательства в защиту своих прав и претензий. В 2005 г. на Страстную Неделю мы с греками предстаем перед Верховным Судом Израиля. Наши доказательства были сильными, но после длительного перерыва суд постановил, что не может вмешиваться в религиозный конфликт, и его разрешение было передано в руки полиции. В 2005 г. армяне опять только после больших споров заходят в Гроб и зажигают свечи. В том же году начали распространять слухи, будто армяне подкупили евреев, чтобы решить вопрос в свою пользу. Но к маю 2005 г. открываются сделки Иринея: оказывается, он продал евреям право аренды на 198 лет здания в Старом Иерусалиме, принадлежащего Греко-Православной Патриархии.

Все это послужило причиной лишить Иринея сана, низведя его до простого монаха. Греческий Синод в Иерусалиме решился на этот шаг, причиной были и внутрицерковные проблемы, и конфликты со многими Церквями в Иерусалиме: с коптами, католиками, румынами, сирийцами. На официальном сайте www.patriarchia.ru читаем о решении, принятом в мае 2005 г.: «Ранее, в мае, был низложен собственным Синодом Патриарх Ириней I. Причиной этого были названы нарушения коллегиальности, безответственное управление церковными делами, включая недвижимость Патриархата, а также признаки душевного нездоровья, проявлявшиеся, по мнению членов Синода, со стороны бывшего Предстоятеля Иерусалимской Церкви».

По избрании нового Патриарха Феофила казалось, что будет взаимопонимание, но все продолжалось в том же духе...

И только в этом 2008 г. на Великую Пятницу было принято соглашение... Все прошло в мире и согласии в соответствии со Статус-кво, за что и слава Богу!

 

Вербное Воскресение 20 апреля 2008 г.

Отношения с греками были напряженными. Даже традиция взаимных поздравлений духовенства всех Церквей на праздники между нами и греками с 2002 г. приостановилась.

11 ноября 2007 г. на праздник Гют Хач (Обретение Креста), когда закончилась Литургия и у нас начался Крестный Ход вокруг Гроба Господня, мы заметили внутри в Приделе Ангела греческого монаха, что по Статус-кво не положено. Отметим, что во время Крестных Ходов, как армянских, так и греко-православных и католических, по одному представителю других Церквей должны стоять у входа в Гробницу, но не внутри. Итак, греки поставили еще и внутри второго монаха. Этим, видимо, хотели закрепить претензии на то, что все здесь является исключительной собственностью греков и должно проводиться под их непосредственным наблюдением и контролем.

Мы обратились к представителям полиции, которые быстро закрыли двери в Гроб и не разрешили нам даже войти внутрь, чего требовали правила процессии, согласно которым возглавляющий ее наш епископ или Патриарх должен сесть в кресло внутри Придела Ангела. После окончания Крестного Хода Патриархия пожаловалась в полицию и представила доказательства того, что греки не имеют права ставить еще и второго монаха. Греки же, не имея доказательств, просто требовали у полиции признания их права на любой Крестный Ход армян ставить и второго монаха.

16 марта 2008 г. во время нашего Крестного Хода греки опять поставили монаха в Приделе Ангела. На этот раз мы решили сами действовать. Грека попросили выйти, он вышел, но израильская полиция насильно ввела грека обратно и закрыла двери...

20 апреля нынешнего года на Вербное Воскресение грек опять стоял внутри, но мы поступили иначе. Пройдя два круга, не реагировали на это, и полиция, видимо, успокоилась. На третий круг, когда пред входом читается Св. Евангелие, мы быстро собрались перед Гробом, можно сказать, заняли «оборону», а грека попросили выйти, и он вышел. Вскоре полиция заметила этого монаха и опять попыталась силой водворить его внутрь, но на сей раз не смогла пробиться к дверям. Был вызван спецназ... Неприятно вспоминать все это... Пока полиция и спецназ пытались открыть дорогу к дверям, мы с одной стороны противостояли их натиску, а с другой — несколько вардапетов и дьяконов читали Св. Евангелие и молитвы.

Когда служба закончилась, мы начали выстраиваться, чтобы продолжить Ход. Не успел наш владыка выйти из Гробницы Гроба Господня, как один из полицейских побежал в сторону греческой церкви внутри Храма, где молча стояли и наблюдали за всем происходящим греческие монахи и священнослужители, и позвал одного из них. И вместе они как бы пошли на таран, чтобы войти в Гробницу... Грек был сбит с ног, это засняли и показали по всем телеканалам: мол, армяне и греки подрались, а виноваты армяне...

Армянский алтарь в храме Рождества (начало ХХ в.)Вмешались уже и местные армяне, была серьезная стычка с израильской полицией... После процессия закончилась. По возвращении в Патриархию рядом с полицейским участком арестовали одного несовершеннолетнего мальчика, с которым пошел и его отец... Мы, духовенство и миряне, простояли у входа в полицию часа два. Переговоры увенчались успехом, задержанных освободили.

На следующий день полиция сообщила нам, что открыто дело и на отца Норайра, который попросил грека выйти из Гробницы. Отец Норайр 10 дней не имеет права входить в Храм Гроба Господня...

Всю Страстную Неделю велись переговоры с полицией и греками, но основной вопрос был о Великой Субботе. И, как я уже сказал выше, в пятницу достигли соглашения и одновременно закрыли дело в полиции на отца Норайра. Отмечу, что полиция негласно признала свою вину в произошедшем и пообещала впредь не вмешиваться в конфликты в пользу одной из сторон.

В субботу после выноса Огня на наш Крестный Ход никого из греков не было внутри.

Остается надеяться на Господа, что таких конфликтов больше не произойдет, но, к сожалению, история всегда доказывает другое...

 

Конфликт в Храме Рождества

Конфликт при уборке храма (декабрь 2007)Каждый год после католических рождественских праздников армяне с греками начинают уборку всего Храма Рождества в Вифлееме, она длится всего несколько часов. Весь Храм поделен на части, большая принадлежит грекам. Армянский придел имеет два Престола, а вот само место Рождества Господа принадлежит как армянам, так и грекам. Верхние части почти под самый потолок принадлежат грекам.

Этот день у нас принято называть «авеламарти ор» – день борьбы вениками, что подтверждает частоту конфликтов во время уборки. Особенно тяжелые столкновения с серьезными увечьями происходили в 70-х гг. Вот уже сколько лет я участвую в уборке и знаю, что мы всегда собираемся не столько на уборку, сколько на трудную защиту своих прав. Греки же в стремлении создать численное превосходство собирают монахов с разных греческих монастырей на Святой Земле и каждый раз стремятся хоть немного расширить свои полномочия в Храме Рождества, чтобы на следующий год ссылаться на прошлый прецедент (даже снимают все и потом приносят в доказательство фотографии).

Последнее время все кончалось словесной ссорой, затем мы доказывали по документам, что греки не правы. Но на следующий год они придумывали что-нибудь новое. Так, в конце декабря 2007 г. начался спор из-за лестницы. Греки имеют право ставить большую лестницу в нашем приделе, чтобы чистить верхние части стены. Но права передвигать лестницу у них нет, и вот в этот раз они решили ее передвинуть, из-за чего разгорелся большой спор. Со стороны греков полетел в нашу сторону камень, и в мгновение ока все началось...

Вмешалась палестинская полиция, среди греков были раненые. Отмечу, что численностью они нас превышали почти в три раза и среди них были даже наемные рабочие из арабов-мусульман, нанятые для чистки Храма. Полиции удалось успокоить обе стороны. Уборка Храма продолжилась, лестницу больше не передвигали...

Надеемся, что в этом 2008 г. все пройдет нормально. Вообще, нам больше по душе то, как проходит уборка в Храме Гробницы Богородицы в Гефсиманском саду – там каждый год в конце сентября после больших праздников собираются богобоязненные женщины – армянки, гречанки, русские – и спокойно проводят уборку все вместе.

 

Верующие армянки в храме перед Рождеством Верующие армянки в храме перед Рождеством

Алтарь, сооруженный царем Хетумом II в храме Св. Богородицы


Как Вы, hАйр Сурб, оцениваете суть этой борьбы за привилегии?

Памятка Хетума II на лицевой стороне АлтаряЕще Святые Григор Просветитель, Трдат и Нерсес осознали важность Святых Мест для нашего народа и способствовали тому, чтобы здесь были заложены церкви во имя спасения армянского народа. Поэтому монашескому братству Свв. Иаковов приходится защищать грудью наши привилегии на Святые Места, защищать своим постоянным присутствием и службами, чтобы наши паломники спокойно молились, не опасаясь, что завтра их могут не допустить к службе только из-за того, что они прихожане Армянской Апостольской Церкви.

Мы каждый Божий день и ночь служим Литургии на Святых Местах. В 3 часа ночи – Литургия на Гробе Господнем, в 8 утра — на Гробе Богородицы и в Вифлееме, не считая других каждодневных служб.


Гроб Св. Богородицы. В углу армянская иконаВозможно, у некоторых читателей все рассказанное выше вызовет недоумение. Сам был свидетелем, как некоторые армяне в Интернете даже смеялись над последними конфликтами: мол, «попы с ума посходили». «Какая разница кому после кого заходить, кому где стоять – разве по-христиански устраивать из-за этого ссоры?», «Да отдайте все грекам, а сами езжайте в Армению – разве мало там церквей?»...

На самом деле, уважаемые читатели, все намного серьезнее. История показывает: если в малом не будешь верен, после потеряешь многое. На всем протяжении истории мы видим постоянные попытки со стороны греков нарушить Статус-кво в мелких вопросах. А если пропустим малое, покусятся на большее. И так, в конце концов, можем потерять многие места, за которые наши отцы проливали кровь!

Мелочи порою кажутся незначительными, но здесь, на Святых Местах, каждая деталь имеет важное символическое значение. Она показывает права ААЦ и наше равенство с католиками и православными. Посмотрите на силу и мощь как Католической Церкви и католических государств, так и Православной Церкви и православных стран. Сравните с этой мощью ресурсы Армянской Церкви и самой Армении. Но ведь мы имеем на Святой Земле столь же весомые права, как и те Церкви, которым помогали и помогают мощные державы. Наша надежда — Сам Господь, и, как показала история, без помощи Господа армяне давно бы исчезли со Святой Земли, как исчезли грузины. Господь помогает тем, кто отдает без остатка все свои, пусть и скромные, силы. Нам нужно помнить об этом повсюду и, не в последнюю очередь, в Иерусалиме.


Продолжение читайте в АНИВ № 3 (18) 2008

В статье использованы фотографии AP Photo, Getty Images, Reuters Pictures, Библиотеки Конгресса США

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>