вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Наша церковь должна открыться миру" - интервью с Католикосом Большого Дома Киликийского АРАМОМ I

29.11.2008 Статья опубликована в номере №1 (16).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Католикос Большого Дома Киликийского АРАМ IЕго Святейшество Арам I Кешишян, Католикос Большого Дома Киликийского, родился в 1947 году в Бейруте. Он обучался в теологической семинарии в Антелиасе и Экуменическом институте Боссе (Женева), получил магистерскую ученую степень в Ближневосточной Школе Теологии, звание Sacrae Theologiae Magister одновременно в Американском университете Бейрута и Ближневосточной Школе Теологии, а звание доктора философии – в университете Фордхэм (Нью-Йорк).

Католикос Арам I был рукоположен в иеромонахи в 1968 году, в 1970-м получил звание вардапета. В 1972 году он был назначен на должность представителя Католикосата по экуменическим связям, которую занимал до 1995 года. В 1974 году принял активное участие в учреждении Совета Церквей Ближнего Востока, работал в исполнительном комитете этой организации, играя ведущую роль в выдвижении ее главных инициатив. После года пребывания на посту местоблюстителя он был избран в 1979 году главой епархии Киликийского Католикосата в Ливане, а в следующем году получил сан епископа. В 1983 году на ассамблее в Ванкувере он был избран членом Центрального комитета Всемирного Совета Церквей, а в 1991-м – на высший пост председателя (модератора) Центрального и Исполнительного комитетов этой организации, став самым молодым религиозным деятелем на этом посту. На ассамблее в Хараре (1998) он был успешно переизбран, что также стало беспрецедентным явлением в истории ВСЦ.

Мощехранительница Десницы Св.Григора ЛусаворичаВ июне 1995 года Арам I был избран Католикосом Киликийским выборным собранием Католикосата в составе 35 священнослужителей и 115 мирян. Будучи на престоле Его Святейшество реорганизовал деятельность Церкви во всех областях – в том числе миротворческой, социальной, образовательной, культурной и др. Активизировались связи между Католикосатом и его епархиями в различных частях света.

Кроме лекций по вопросам теологии и арменологии в различных университетах и образовательных центрах, выступлений на международных форумах, статьях на армянском, английском и французском языках, католикос Арам написал также более 20 книг, из недавних можно упомянуть такие как «Миссия веры» (2003), «Христианское свидетельство на перекрестках Ближнего Востока» (2004), «Дер-Зор. Национальное святилище» (2005), «Достоинство служения» (2005), «За Церковь вне ее стен» (2006), «За измененный мир» (2006).

Католикос Арам I – один из инициаторов межцерковных богословских диалогов с Православно-халкидонскими Церквями, с Реформистскими и Евангелистскими Церквями. Он сыграл важную роль для начала теологического диалога с Римско-католической Церковью. В 1996 году он способствовал созданию содружества глав трех Древнеправославных Церквей – Армянской, Коптской и Сирийской.

Его Святейшество активно поддерживает идеи мирного сосуществования религий, межрелигиозного диалога и сотрудничества, работает над созданием атмосферы терпимости и доверия между христианскими и мусульманскими общинами в Ливане и на всем Ближнем Востоке. 


После окончания международной конференции по культуре Киликийской Армении в Антелиасе он любезно согласился дать интервью нашему журналу.

 

Ваше Святейшество, какой Вы видите роль Церкви в современном мире?

В истории человечества с древних времен религия имела важное значение в жизни общества. Она не только присутствовала в различных сферах этой жизни, но играла руководящую роль. Ошибочно считать, что религия принадлежит только духовной стороне жизни человека. Религия есть выражение его тревог, мечтаний, чувств, желаний, мыслей. Это выражение имеет место и в культуре, и в экономической, общественной, политической сферах. Следовательно, религия охватывает всю целостность человеческой жизни, и ее нельзя отделить от разнообразных проявлений этой жизни, сделать замкнутым в себе, частным явлением.

Католикос Большого Дома Киликийского АРАМ IС древнейших времен религия выполняла стержневую функцию для каждого народа, каждого общества. Бывали разные времена, были страны, например, Советский Союз, где религия преследовалась, где пытались маргинализировать ее роль. Но, несмотря на это, религия подспудным образом сохранила свое реальное присутствие в народной жизни. Несмотря на преследования Церкви в СССР народы сохранили свою связь с верой.

Начиная с последних десятилетий прошлого века, религия повсюду заново подтвердила свою роль. Мы видим новое утверждение роли религии и в исламском, и в христианском мирах – в различных религиях оно проявляется по-разному. Не хочу много говорить о причинах. Главная из них в том, что мир находится в кризисе. Кризис охватил различные сферы жизни: экономическую, общественную, политическую. Общество должно найти ответ на серьезные вопросы. Церковь может не только сказать свое слово, но и привести людей к Богу, к вере как к опоре, средству спасения, сохранения, устроения.

Итак, в последнее время происходит возврат к вере. В частности, в христианстве мы наблюдаем особую ревность народа к вере, к духовным ценностям. Сегодня христиане постепенно осознают, что впереди экономических, общественных и политических ценностей стоят ценности духовные и моральные. Мы не можем превратить их во вторичные или маргинальные. Это понимание заново пробудилось в целом среди христиан, оно по-разному проявляется в различных странах и Церквях. Разница не столь важна, поскольку сегодня мы – наша Церковь, наш народ – существуем в глобализированном, уменьшившемся в размерах мире. Живем как одно целое, где различия, разделения, расстояния не так ощутимы, поскольку весь мир стал одной семьей. Происходящее у других, в некоторой степени имеет место и у нас. Мы тоже непосредственно подвержены различным кризисам, течениям, идеям, подходам современного мира, мы внутри всего того, чем живет сегодняшний мир. Даже если закрыть двери и окна, явления, кризисы сегодняшнего мира все равно проникнут в наш национальный дом – в Армении, в Москве, в Ливане. И мы противостоим кризисным явлениям, и в нашей национальной жизни тоже происходит возврат к духовным ценностям – это очень положительное явление.

В жизни нашего народа наша Церковь играла важнейшую роль не только в религиозной сфере, но также и в моральной, культурной и политической. Сегодня наша Церковь не может игнорировать то, что происходит в мире. Наша Церковь должна открыться миру, мы не можем жить в закрытом футляре. Даже если бы мы и хотели этого, у нас не получится. Наша Церковь призвана, с одной стороны, открыться миру, с другой – сохранить свою самобытность, одновременно заново утвердив свою духовную миссию в обществе. Сегодня наша Церковь призвана распространять духовные и моральные ценности среди нашего народа, поскольку без них наше общество утратит свой облик, свою идентичность, свое единство, оторвется от своих традиций, своих корней и растворится среди других. 

Хранительница Св.Копья (Сурб Гехард)Что Вы думаете о роли Армянской Церкви в деле сохранения Армянства?

Я не знаю в мире другой Церкви, чья роль в жизни народа была бы столь же всеобъемлющей, решающей, судьбоносной, как роль Армянской Церкви. Если обратиться к нашей истории, начиная с древних времен, эта роль не ограничивалась сохранением Армянства, наша Церковь была руководителем и предводителем народа. В культурной, национальной, политической, духовной и других сферах Церковь выступала не в роли последователя, наблюдателя, слушателя, а в роли руководителя, созидателя. И сегодня Церковь играет важную роль и в Армении, и в Спюрке. Конечно, в Армении не приходится говорить о сохранении Армянства – хотим мы того или нет, там мы остаемся армянами. В Спюрке оставаться армянином – вопрос самосознания, вопрос обязательств, вопрос личного выбора. Следовательно, оставаться армянином в Спюрке – это борьба.

В деле сохранения Армянства в Спюрке наша Церковь играет решающую роль. В чем эта роль, как можно ее объяснить? Во-первых, Церковь не только хранительница и защитница, но и распространительница наших духовных, моральных, национальных ценностей. Наша Церковь не музей ценностей, а их проповедница. По самым волнующим вопросам нашей национальной жизни Церковь имеет свою точку зрения. Церковь не одна из структур национальной жизни – это ложное представление. Наша Церковь представляет нацию в целом. Нация в Церкви и Церковь в нации существуют целостным образом – так было на протяжении истории. Таким образом, по вопросам, волнующим нацию, страну, общину, Церковь не только имеет слово, которое она должна сказать, но и дело, которое должна сделать.

Творцом ценностей нашей культуры в ее «золотой» и «серебряный» века была главным образом Церковь. Церковь хранила эти ценности, защищала их, воодушевляла на их создание и распространение. Только что закончившаяся здесь, в Антелиасе, международная конференция по культуре Киликийской Армении – это инициатива в области искусствоведения, арменоведения, предпринятая опять-таки Церковью.

Церковь играет также важную роль в армянском образовании, армянской школе. Посмотрим вокруг – большинство армянских школ в Спюрке основано Церковью, действует под ее руководством. Нет другого народа, у которого была бы столь велика роль Церкви в духовной сфере жизни. У византийско-православных Церквей тоже подчеркнута национальная роль. Но все же в нашей Церкви она подчеркнута немного больше. Когда нашу Церковь называют национальной – это относится не только к ее национальному облику. Это касается ее всеобъемлющей национальной роли. Наша Церковь не только место, куда человек приходит помолиться. Миссия нашей Церкви, ее дело – присутствовать в жизни народа.

Католикос Большого Дома Киликийского АРАМ IКак сегодня Армянская Церковь должна обращаться к молодежи?

Я часто обсуждаю с представителями других Церквей вопросы молодежи, более активного участия женщин в церковной жизни. В нашей Церкви, как национальной, все группы и классы общества – молодежь, мужчины и женщины, бедные и богатые – не только чада. Они имеют в ней свою роль. Наша Церковь не управляется духовенством, как другие Церкви, в том числе Русская Православная, где существует такой орган, как Синод. У нас, в особенности в Католикосате Дома Киликийского, наши миряне, все сыновья и дочери народа присутствуют в жизни Церкви. Церковь – дом нации. Все миряне имеют здесь свое слово и свое дело. Такова одна из самых характерных черт нашей Церкви, и мы гордимся этим.

Сегодня наша Церковь должна придавать молодежи особое, первостепенное значение. Чуть раньше я сказал, что Церковь не только место, куда человек приходит помолиться, в первую очередь Церковь – это миссия. На последних страницах Евангелия сказано, что Христос послал своих учеников распространять среди людей духовные истины. И Апостолы стали выполнять эту миссию повсюду. Например, в жизни нашего народа ее исполнили Апостолы Тадеос и Бардугимеос. Нужно продолжать дело, начатое этими Апостолами, в жизни нашего народа. Именно в народной жизни Церковь становится Церковью – входя в жизнь народа, служа народу. И авторитет нашей Церкви, ее истинный авторитет в мире заключен не в предписаниях и инструкциях, а в служении. Христос служением обрел авторитет у народа, точно так же обретает авторитет и Церковь. Сегодня Церковь должна заново подчеркнуть эту свою миссию – в Армении и повсюду. Подход Церкви должен соответствовать условиям сегодняшней жизни. Мир изменился. Если бы сегодня Христос пришел в мир – оказался бы в Ереване, Москве или здесь, в Бейруте, – то, глядя вокруг, он говорил бы другие слова, рассказывал иные притчи. Слова Христа соответствовали тогдашнему времени. Сегодня Церковь как символическое тело Христово, как продолжательница миссии Христа должна иметь соответствующий современности подход.

Почему все-таки мы должны уделять молодежи особое внимание? Потому что молодежь – сердце общества. Без молодежи общество стареет во всех смыслах. Молодежь прокладывает для общества новые пути, обеспечивает его жизнеспособность. Она не только соотносится с будущим, она уже сегодня играет в обществе важную роль. Мы не должны ждать, что молодежь будет развиваться, расти, чтобы сыграть важную роль завтра, в будущем. Нужно в максимальной степени сделать молодежь активной участницей нашей сегодняшней жизни – церковной, общинной. Она не должна ограничиваться ролью наблюдателя, исполнителя – нужно сотрудничать с молодежью, говорить с ней, слушать ее. Молодым тоже есть что сказать. Необходим диалог с молодежью, чтобы, с одной стороны, поощрить желание молодых стать активными участниками церковной и общинной жизни, с другой – подготовить молодежь, как сердце нашей общины и Церкви, смело, со всей ответственностью противостоять кризисным явлениям современного мира.

Сегодня молодежь непосредственно сталкивается с кризисами, страстями и разного рода проблемами современности. В первую очередь именно она сталкивается как с положительными, так и с отрицательными явлениями. Будучи наиболее активной частью общества, молодежь одновременно самый угрожаемый, уязвимый его элемент, поскольку молодые люди быстро усваивают все то, что сегодня имеет место в мире. Именно поэтому с молодежью нужна особая работа.

Как Вы оцениваете результаты завершившейся международной научной конференции по культуре Киликийской Армении и вообще сегодняшнее состояние арменоведения?

На последнем заседании сами участники дали оценку конференции – как армянские, так и неармянские ученые, как наши гости из Армении, так и участники из Спюрка. Все оценили ее исключительно высоко и с организационной точки зрения, и с точки зрения состава участников, состоявшихся обсуждений. Мы должны продолжать эту работу, поскольку верим, что у Церкви, в частности у Католикосата Большого Дома Киликийского, есть важная роль в сфере культуры.

Однако, к сожалению, проводимая здесь работа не находит должного отклика в Армении и других общинах. Иногда таким образом проявляется безразличие, иногда – осознанное игнорирование. В противовес всему этому мы связаны не с какими-то временными условиями, выгодами, а с истинными ценностями. Эта конференция и есть такая ценность, она дает нам основания для гордости. В Армении по поводу конференции напечатали всего три предложения, как дают сообщения о панихиде. Если печать и другие средства массовой информации Армении верят в ценности, верят в арменоведение, если для них важны созидательные задачи в жизни нации, они должны подчеркивать важность этих ценностей и этой работы. Я вижу упадок нашей национальной жизни в отдалении от ценностей ради преследования непосредственных, местных, личных интересов и удовлетворения честолюбия. Наша национальная жизнь в этом смысле переживает кризис и в Армении, и повсюду в мире. Каждый смотрит на вещи под углом своей повестки дня, своих личных интересов, интересов своего узкого круга. Тем самым мы разрушаем наши общие ценности, наносим вред нашей общей жизни.

В национальной жизни не должно быть деления на «мы» и «вы» – есть только общее: мы. Это означает: все, что мы здесь приобретаем, приобретается для Армении, все, что приобретают в Армении, приобретается и для нас. Все, что имеем мы, принадлежит Армении, и наоборот: все, что имеет Армения, принадлежит нам. Мы должны углублять осознание этого. Сколько ни игнорируй истинные ценности, они останутся таковыми. Как говорит народ: золото и в грязи остается золотом. Армения как государство играет свою роль. Свою роль играет и Спюрк, каждая община. Наш Католикосат Большого Дома Киликийского тоже имеет свое дело, свое слово. Мы стараемся больше заниматься делом, делать больший акцент на деле. Народ говорит: слово улетит, дело останется. Мы верим в дело и стараемся делать его наилучшим образом. 

Католикос Большого Дома Киликийского АРАМ IЗа последнее столетие во многих странах средства массовой информации стали «третьей властью». Как Вы оцениваете сегодняшнюю их роль в Армении и Спюрке? Не кажется ли Вам, что они пока не соответствуют проблемам и задачам, стоящим перед Армянством?

Если говорить о глобализации, в ней есть два важных аспекта – экономический и информационный. Что касается экономики, глобализация ведет к объединению всего мира в одну экономическую систему. Сегодня больше нет государственных, национальных экономик, как прежде – все они тесно взаимосвязаны и неразделимы, это одно из самых наглядных проявлений глобализации. Средства передачи информации настолько развились, что сегодня перед каждым человеком открыт весь мир. Весь мир, вплоть до глубин Африки, объединен сотовой связью и Интернетом. Сегодня каждый современный человек живет в режиме on-line, не осталось уже никого в режиме off-line. Если ты в режиме off-line, ты просто не принадлежишь современному миру.

В нашей жизни информация, журналистика всегда играли важную роль. Но наше понимание журналистики отличалось от обычного. Армянская печать выражала кризисы, заботы, мечтания, ожидания нашей национальной жизни. Если вы меня спросите, играет ли по-прежнему наша печать эту роль – я отвечу: и да, и нет.

Да – потому что наша печать отражает наши проблемы, говорит о наших вопросах, держит народ в курсе происходящего в нации и мире. Но я хотел бы, чтобы наша печать в этом смысле делала больше.

Нет – потому что наши печатные издания, превратившись в органы отдельных партий, кругов, личностей, потеряли или игнорируют реалистичный, общенародный взгляд. Они подходят к вопросам с точки зрения частных, а не национальных интересов – это наблюдается и в Армении, и в Спюрке. Принадлежа различным кругам, различным партиям, печатные издания все-таки должны выходить за ограниченные рамки и выражать общие интересы, общие ценности, избегая односторонних комментариев и оценок.

Представление о печати как «третьей власти», использование ее в таком смысле, как это принято на Западе, не соответствует нашим национальным нравственным ценностям. Иногда в печати, особенно в Армении (в Спюрке это происходит крайне редко), появляются такие статьи, такие новости, где ценности, критерии, основы, нормы полностью разрушаются. Отдельная личность, должностное лицо, организация присваивают себе право говорить о самых важных вещах, как заблагорассудится. Конечно, это явление имеет место и в печати других стран, однако обстоятельства, в которых мы находимся, требуют углублять и развивать осознание нравственных ценностей. Наша печать должна соблюдать большую осторожность. Не отказываться от критики – в этом роль печати. Но критике следует быть не развязной по тону, разрушительной, пристрастной, а реалистичной, ясной, здоровой, конструктивной, созидательной. Нужно уважать символы, соблюдать чувство меры. Есть вопросы, которые недопустимо в безответственном тоне обсуждать в прессе и на телевидении Армении. Чаще всего такие статьи или выступления хорошо оплачены. Но если деньги позволяют печатать все что угодно о любом человеке, по любой теме, это означает, что пресса сегодня играет разрушительную роль. Тогда она вообще не заслуживает называться прессой, потому что у прессы другая миссия. Сегодня средства массовой информации часто используются как инструмент, который разрушающим образом действует на национальные цели. Настоящая пресса должна играть воспитательную роль, должна помогать сохранению Армянства, национальному строительству, не превращаясь в бизнес.

Хочу пожелать вашему журналу всегда оставаться на высоте той задачи, которую вы перед собой поставили – задачи сплочения Армянства вокруг созидательной работы.

 

* * *

Интервью Католикоса Большого Дома Киликийского Арама I нам хотелось бы дополнить фрагментами его посланий и статей.


Католикос Большого Дома Киликийского АРАМ I«На продолжении 1600 лет наша Церковь была сокровищницей армянского языка, могучей крепостью для его здорового сохранения и надежной защиты. Армянская Церковь была и остается поборницей расцвета и распространения армянских языка и литературы. Сегодня наша Церковь, верная прежней миссии, обязана проявлять особое рвение в вопросе постоянного и правильного использования армянского языка, сохранения его в беспримесной чистоте.

Следовательно:

Во-первых, 1600-летний юбилей должен стать для нашего народа поводом заново утвердить неизменную приверженность армянскому языку и его почитание. Мы действительно считаем неотложной необходимостью и настоятельным долгом правильное и аутентичное использование армянского языка в устной и письменной формах и в первую очередь его постоянное употребление в семье, школе, по месту работы, во время повседневного общения, особенно молодежного. Давайте не забывать, что упадок языка приведет к нашему духовному, национальному и культурному упадку. Давайте не забывать, что наше безразличие к языку приведет нас к отчуждению. Мы считаем сохранение жизни и здоровья армянского языка священным, первейшим общенациональным долгом армянского правительства, нашей Церкви, наших культурных, образовательных и социальных учреждений и организаций.

Во-вторых, 1600-летний юбилей должен стать поводом подчеркнуть центральную роль армянского языка именно сегодня как прочной, непоколебимой основы этнического, национального и культурного единства нашего народа. В силу определенных обстоятельств нашему народу были навязаны разные орфографии, в язык вошли иностранные слова, лингвистические формы и выражения. Нынешние внутриязыковые различия с учетом географической разбросанности нашего народа могут породить глубокие разрывы в нашей жизни. Поэтому необходимо их поэтапное, планомерное устранение на общенациональном уровне, с тем чтобы наш язык в целом подвергся серьезному и всеобъемлющему обзору и реформированию. Армения и Диаспора должны начать этот процесс совместно и безотлагательно, ради сохранения целостности армянского языка и упрочения его единства, что в свою очередь гарантирует защиту целостности народа и укрепление его единства».

Из Энциклики в связи с 1600-летием изобретения армянского алфавита



Католикос Большого Дома Киликийского АРАМ I«Церковь – одновременно локальная и глобальная реальность. Для Армянской Церкви это не просто экклезиологическая концепция. Это экзистенциальная по своей природе действительность. Рожденная и сформированная в Армении, Армянская Церковь стала затем Церковью армян в Киликии и позднее в диаспоре. Сегодня Армянская Церковь присутствует почти во всех частях света, она стала глобальной реальностью. Эта ситуация поднимает фундаментальные для Церкви вопросы:

– взаимодействие между локальным и глобальным создает разного рода напряженность и дилеммы;

– усиление контекстуализации Церкви, особенно в западных обществах, ради соответствия ожиданиям молодого поколения, открывает ее горизонтам неопределенности;

– растущая подверженность Церкви секуляристским тенденциям и силам глобализации ведет ее в новых направлениях.

Если эти процессы сегодня не воспринимать серьезно, они могут угрожать идентичности, целостности Армянской Церкви и доверию к ней. Сегодня главный вызов для нашей Церкви состоит в поддержании ее особенностей и упрочении доверия к ее призванию в ходе взаимодействий с глобализированным миром. […]

Где находится Армянская Церковь на этом этапе истории Ближнего Востока? Наша Церковь должна ясно определить и четко выразить свое призвание перед лицом огромных изменений, происходящих в ее собственной жизни и окружении. Наша Церковь вошла в новую эру того, что я хотел бы назвать самосознанием, самооткрытием и самооценкой. […]

1) К более глубокой интеграции. Армянские общины на Ближнем Востоке имеют разную историю, формировались совершенно по-разному и существуют в различном социально-экономическом, политико-религиозном и культурном контекстах. Быть Армянской Церковью на Кипре, в Иране, Ливане или Кувейте вовсе не одно и то же. Каждая конкретная среда сформировала конкретную общину. Однако крайне важно подчеркнуть, что во всех этих общинах армяне смогли утвердить свою идентичность и оградить целостность. Более того, нужно отметить, что напряженные усилия армян сохранить свою инаковость по отношению к окружению привели их к существованию, сконцентрированному на самих себе.

После Геноцида выживание стало главной заботой нашей Церкви и движущей силой ее свидетельства. Этот период уже позади. Наши общины в регионе упрочились и хорошо организованы. Мы должны отказаться от отъединенности и неинтегрированности и решиться на открытость. Я твердо верю, что отчетливая идентичность Церкви или общины сохраняется не в состоянии замкнутости внутри себя, но в творческом диалоге с другими. Поэтому Армянская Церковь должна постепенно двигаться к динамичному и взаимообогащающему взаимодействию с окружающей средой. Однако это осознанное движение не должно привести наш народ к таким ситуациям, когда угроза ассимиляции станет реальной. Церковь и культура должны, несомненно, оставаться надежным оплотом против этой возможной угрозы.

2) Миграция христиан из Ближнего Востока. Это насущная проблема. Политические перевороты, нестабильная экономическая ситуация, отсутствие всеобъемлющего и справедливого мира заставили многих христиан, в том числе прихожан моей собственной Церкви, покинуть регион. Церкви Ближнего Востока неоднократно выражали общую озабоченность по поводу эмиграции. Христианство стало творческой и доминирующей силой в духовной, культурной, экономической и политической жизни региона, в деле распространения принципов гуманности и морали. Активное христианское присутствие и творческое свидетельство тесно связаны с историей региона.

Армянская Церковь, которая внесла значительный вклад в христианское свидетельство, сыграла важную роль в главных аспектах развития региона, может выполнять особую роль в укреплении привязанности христиан к этой земле. Такая роль может стать значимой и эффективной особенно в области экуменизма и межцерковного диалога. […]

3) Критическая важность внутреннего евангелизма. Проповедь Евангелия всегда составляла сердцевину армянского христианского свидетельства. В связи с историческими обстоятельствами она в большей степени осуществлялась в собственных территориальных пределах, чем вне их. Тем не менее, евангельская проповедь Армянской Церкви в соседних Грузии и Албании, а также в Киликии есть общеизвестный исторический факт.

Из-за своих национальных и культурных особенностей, а также общей чувствительности сферы межрелигиозных отношений Армянская Церковь на Ближнем Востоке осознает и осуществляет евангельское свидетельство как внутреннее обращение в веру, возрождение евангельских ценностей в жизни своего народа. В свете усиливающегося проникновения мирских ценностей и традиций, растущего влияния глобализации наша Церковь призвана придать новый импульс своей евангельской проповеди. В нашей христианской жизни существуют «дехристианизированные» области, где необходима новая евангелизация. В связи с этим Армянская Церковь должна развивать новые модели и формы евангельской проповеди, соответствующие новым реалиям и заботам сегодняшнего дня. […]

Хранительница частиц Животворящего Древа Креста Господня4) Возобновление усилий по реорганизации христианского образования. Христианское образование, как формальное, так и неформальное, остается для нашей Церкви предметом особой заботы. Более чем когда-либо оно представляет собой главное средство формирования христианина и действенного христианского свидетельства. Наша Церковь должна сделать своим приоритетом христианское образование во всех его аспектах и сферах. Наши методологии должны быть пересмотрены, программы обновлены и приоритеты определены заново. Мы должны внедрять такое христианское обучение, которое позволит мужчинам и женщинам, детям и молодежи, людям из разных слоев общества сделать евангельские ценности неотъ­емлемыми от их повседневной жизни.

Пытаясь развивать новые образовательные модели и стратегии, мы не можем игнорировать контекст, в котором наша Церковь призвана нести свое свидетельство. Нужно серьезно воспринимать религиозный и культурный плюрализм, столкновение восточных и западных ценностей и традиций. Поэтому мы должны пересмотреть наше христианское образование с тем, чтобы наши прихожане могли вступать с другими в серьезный диалог, основанный на взаимных любви и уважении.

Особое внимание следует уделять семье и школе. Семья – основа общины. Это особенно верно в Армянской Церкви, всегда считавшей семью «малой церковью». Формирование христианина начинается в семье. Поэтому мы должны поддерживать святость семьи и заново усилить ее уникальную роль в распространении христианских ценностей.

Для армян школа есть в определенном смысле «продолжение» церкви из-за важной роли школы в формировании христианина. В связи с ограничениями, введенными многими правительствами в школьные программы, все больше вытесняются на обочину и даже исключаются предметы, относящиеся к религии, этике, религиозному образованию. Мы должны правильно реагировать на эту острую проблему. Мы должны изучить другие способы помощи школе, для того чтобы она смогла в сотрудничестве с Церковью заново открыть для себя свою образовательную задачу. В этом контексте мы, конечно, не можем игнорировать воскресные школы, которые продолжают оставаться важным инструментом христианского образования.

5) Служение (практическая забота о человеческих нуждах. – Прим. перев.) как важный инструмент христианского свидетельства. С момента своего основания Армянская Церковь придавала особую важность делу служения. В действительности, служение во всех его аспектах, измерениях и проявлениях стало одним из самых эффективных способов нести Евангелие людям, конкретным выражением отождествления Церкви с народом. Важно отметить, что Армянская Церковь всегда описывалась как Церковь служащая. Служение стало вторым именованием Армянской Церкви. На протяжении всей истории нашего народа Церковь принимала на себя пророческое служение, становясь объединяющим фактором, строителем общины, хранителем религиозных ценностей, традиций и даже национальных мечтаний.

В контексте Ближнего Востока Армянская Церковь многого достигла в различных областях социального служения. Она также находится в авангарде в сфере политического служения, особенно в вопросах справедливости, мира и прав человека. […]

Для решения столь масштабных задач Армянская Церковь должна вступить в динамический процесс обновления. Наша Церковь не может больше оставаться только отпечатком древних традиций и хранительницей духовных ценностей. Критическая самооценка, реалистичное переосмысление изменяющейся среды, и определение заново своего призвания это условия sine qua non (непременное условие (лат.). – Прим. перев.) для серьезного и всестороннего обновления».

«Свидетельство Армянской Церкви на Ближнем Востоке. Некоторые факты и перспективы»



Католикос Большого Дома Киликийского АРАМ I«В глобализированном мире, который разрушает все культурные нормы и паттерны, содействуя распространению своей собственной монокультуры, мы как армяне должны твердо придерживаться наших вековых культурных ценностей и традиций, парадигм и норм. Но каким образом? В действительности не так просто, с одной стороны, быть непосредственно подверженными силам глобализации и ценностям ее культуры, с другой – утверждать свою собственную культуру.

Вместе с глобализацией растет глобальная армянскость. Армянская диаспора – глобальная реальность с различными контекстуальными проявлениями. Как вовлечь в творческий диалог эти два измерения, влияющие на наши способы ощущать и формулировать собственную идентичность? Это требует стратегии и глубокого видения. Мы ежедневно существенным образом сталкиваемся с таким вызовом. Позвольте поделиться с вами моим видением проблемы:

а) Мы не в силах остановить неуклонное проникновение глобализации в нашу жизнь. Мы должны быть реалистами. Все аспекты нашей индивидуальной и общинной жизни находятся под сильным воздействием глобализации. Последствия радикальных перемен и новых обстоятельств почти во всех общественных сферах будут и дальше влиять на нашу жизнь. Но нам не следует слепо принимать все перемены и все ценности, предлагаемые глобализацией. Мы должны знать, как вести критический и ответственный диалог с этой новой культурой.

б) Диалог с глобализацией чреват риском, он одновременно может обогатить вашу сущность и исказить ее. Если диалогическое взаимодействие с глобализацией происходит с глубоким осознанием того, кем мы являемся как армяне, тогда он делает нашу культуру более творческой и динамичной. Если открытость по отношению к культуре глобализации не подкреплена твердым убеждением в критической важности нашего собственного культурного и духовного наследства для выживания нашего народа, тогда она становится источником отчуждения.

в) Мы должны вести диалог с глобализацией, чтобы предотвратить превращение нашей культуры в провинциально-ограниченную. Нельзя жить в изоляции, изоляция ведет к потере идентичности. Если открыть наши традиции и ценности перед глобализацией, наша культура обретет более широкие перспективы и новое понимание. Это также повысит внутреннюю сопротивляемость нашей культуры. Наш исторический опыт в Армянской Киликии – конкретный тому пример.

г) Диалог с глобализацией будет не только способствовать интерактивным подходам, он также побудит нашу культуру к обновлению. Под обновлением я понимаю не просто перемены. Обновление сделает армянскую культуру более восприимчивой и одновременно более значимой для современных армян и армянок. Я считаю это абсолютной необходимостью и неотложным приоритетом. Сохранение этоса и идентичности нашей культуры – основная задача каждого армянина. Одновременно мы должны принимать и уважать культуры других, достоинство и свободу других.

д) Диалог рождает терпимость. Терпимость, несомненно, была характерной чертой армянской культуры. Эта неотъемлемая черта нашей культуры, получившая осязаемое воплощение в киликийский период нашей истории, должна быть акцентирована и получить конкретное проявление.

Реагирующие культуры рано или поздно умирают.

Эксклюзивность превращает культуру в источник порабощения.

Провинциальная ограниченность не защищает культуру, но делает ее более уязвимой.

Верность теряет свой истинный смысл, если не переводится в критическую и творческую открытость.

Если культура не находится в постоянном процессе эволюции и обновления, она становится историей. Точно так же нация исчезает с исторической арены, если не сохраняет верность своей культуре. Поэтому через ВЕРНОСТЬ и ОТКРЫТОСТЬ армянская молодежь сможет сохранить наше культурное наследие в качестве источника идентичности и одновременно стать составной частью более широкого общества».

«Как взаимодействовать с глобализацией». Диалог с молодежью № 11.

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>