вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Шаг к мечте" - интервью с Кристиной ГАЛСТЯН-АГУДЖЯН

09.09.2008 Статья опубликована в номере №5 (14).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

фото А.Агуджяна

Снова Альфорвиль... Самый знакомый для армян пригород Парижа. Именно здесь в 2000 году, на заре нового тысячелетия, Кристина Галстян-Агуджян основала школу армянского танца «Ераз». Она не только создатель, но и хореограф, и художественный руководитель труппы. Она же супруга французского фотографа Антуана Агуджяна (читайте беседу с ним в этом же номере).

После беседы с Антуаном мы вместе отправились на репетицию в школу «Ераз». Он предусмотрительно захватил с собой дhол, а я невольно подумала: «Надо же, они репетируют под живую музыку».

Когда видишь репетицию труппы, ощущаешь себя, как во сне, как будто ты действительно находишься в Армении. Репетиция продолжается с вечера и практически до полуночи: сначала самые маленькие танцоры, потом главная труппа. Танцуют так, будто это самый настоящий концерт на сцене большого зала!

«Ераз» уже успел очаровать публику Франции, на повестке дня – европейские и мировые турне!

После репетиции труппы мне удалось немного побеседовать с Кристиной.

Диана СТЕПАНЯН
 

фото Paul Attlai

Сегодня мы иногда слышим критику в адрес танцевальных трупп, открытых новым веяниям с их современными мизансценами и шоу. Что для тебя важно в танцах «Ераз» – самобытная этнографическая сторона танца или же постановка как «шоу»?

— На самом деле лично мне неинтересно представлять фольклор, выстраивая танцы один за другим. Во всяком случае свою задачу я вижу не в этом. Поскольку я связана с театром, мне нравится рассказывать истории. Мне нравится театр, где рассказывают истории и путешествуют, где людям предлагают мечтать, заставляют что-то переживать, а не просто демонстрируют фольклор. Конечно, для меня очень важно сохранить корни. Многие па и движения армянских танцев происходят из деревень. В то же время в моих танцах много созидания. Для меня главное – рассказать историю армян, увиденную с Запада. Ведь теперь я как с Востока, так и с Запада: 18 лет я прожила в Армении, 18 лет провела здесь. Думаю, на мое творчество сильно повлиял факт моего прибытия во Францию, на приютившую меня землю.

Не могла бы ты немного рассказать, о чем повествует спектакль «Ароматы Армении»?

— Сюжетная линия прослеживается достаточно четко, но у этого спектакля нет написанного сценария, он ставился постепенно, картина за картиной. При просмотре вдруг отдаешь себе отчет, что многие темы, продиктованные подсознанием, многосложны и разноплановы – например, история армян до Геноцида. Именно так начинается спектакль. И сразу же люди в зале уже стоят во весь рост, танцуют, это некая метафора жизни и возрождения. Вместе с влюбленной парой мы проходим путь массовой депортации, армяне на многие дни и месяцы встают на дороги пустыни… Затем мы видим сегодняшнюю жизнь армян здесь, на Западе. Обо всем этом повествует сюжет, пусть немного скоротечно. И потом это в некоторой степени зеркало. Для меня мое искусство – хореографическое отображение пережитого. Эта история ярко передает мою душу, душу моего народа, а также душевное состояние всех тех, кто вместе со мной принимает участие в спектакле!

 

фото Paul Attlai


Ты сама ставила танцы?

— Я приглашала также известных хореографов Армении. Хореографию «Карабахского танца» я переняла у Азада Гарибяна, хвала ему и почет. На постановку одного из танцев я пригласила Вануша Ханамиряна, это имело символический смысл – мне очень хотелось, чтобы он принял участие в проекте. Я также работала с замечательным хореографом Норaйром Мерабяном и своей подругой Анной Карапетян, также хореографом. Все они из Армении. Но художественное руководство и хореография большинства танцев действительно принадлежат мне.

фото Paul Attlai

Кто занимается созданием и дизайном ваших незабываемых по своей красоте костюмов?

— Цвета костюмов подбираю я, цвет должен сочетаться с самим танцем. Но созданием костюмов, их эскизами и дизайном занимается Рубина Ованнисян, модельер из Армении, очень талантливая девушка.

Расскажи нам немного о своем жизненном пути.

— Из Армении во Францию мы с родителями уехали в 1988 году, после землетрясения. Приехав сюда, я с трудом представляла себе путь, по которому могла бы идти – я до глубины души чувствовала себя артисткой, и поскольку я прибыла из мира армянского танца, мне было сложно… В Сорбонне я училась на факультете русского языка, но остановилась на DEA (Diplome d’etudes approfondies – эквивалент магистратуры. – Прим. Д.С.), так как не видела перед собой никакого креатива. Затем направилась на театральный курс Cours Florent (известный курс драматического искусства, созданный Франсуа Флораном. Его посещали многие французские знаменитости, такие как Изабель Аджани, Иван Атталь, Милена Фармер, Софи Марсо, Одри Тату и др. – Прим. Д.С.) и вновь вернулась к искусству. В то же время я давала уроки танцев в танцевальных труппах.

Через страсть к танцу, передачу армянского танца с учетом своеобразия истории армян, разбросанных по всему миру, для меня стало важным не столько заниматься каким-нибудь делом, сколько хоть немного передать свои корни. И в 2000 году я создала школу танца, названную «Ераз», в переводе с армянского – «Мечта», которая впоследствии стала танцевальной труппой. Позднее мне удалось осуществить творческий проект под названием «Parfums d’Armenie» («Ароматы Армении»). Мне несказанно повезло в жизни! Я училась армянскому танцу у Вануша Ханамиряна, величайшего мэтра армянского танца, у Азада Гарибяна в Государственной консерватории Армении! В Армении я танцевала в Национальном балете у Вануша Ханамиряна. Потом, во Франции познакомилась с актером и театральным режиссером Симоном Абкаряном, у которого научилась многим театральным приемам и даже сценическому подходу, отличному от того, которым овладела в Армении.

Этот спектакль (имеется в виду проект «Parfums d’Armenie». – Прим. Д.С.) создается уже 2-3 года, мы начали показывать его в турне. Передавая драматизм истории армян, я попыталась воссоздать в нем армянский танец согласно своему мировосприятию. Думаю, эмиграция удесятерила мое чувство принадлежности к родной земле. И для меня это стало способом дотронуться издалека до моих корней и моей страны.

фото Paul AttlaiВашу танцевальную школу посещают только дети с армянскими корнями или есть и не армяне?

— В большинстве случаев это дети армянского происхождения, но постановщик, с которым мы работаем, не-армянин, есть также и танцоры не-армяне. Разумеется, армян было много среди наших зрителей в Марселе и других крупных городах. Но, например, в Эльзасе их было очень мало, как и в Женеве! Однако все равно нас везде встречали очень тепло. Удивительно слышать от не-армян, что наше представление их потрясло, а эмоции, исходившие от армянского танца, словно отправили их в далекое путешествие. Многие французы признавались мне, что после спектакля у них возникло желание посетить Армению!

Помимо труппы «Ераз» ты участвуешь в других творческих проектах, например, в качестве актрисы…

— Да, мне случалось сниматься в кино, иногда играю роли в театре. Но в последнее время для реализации своего творческого потенциала я посвятила всю себя своей труппе, где есть и школа – 160 учеников разного возраста. Танцевать могут все, от мала до велика, и моя школа дает уроки независимо от возраста и уровня подготовки. В самой труппе 75 артистов, и это тоже много работы! Мой супруг Антуан Агуджян – с ним я познакомилась во Франции – фотограф по профессии, также очень увлечен танцем, и даже сам был отличным танцором в армянской танцевальной труппе. Он очень поддержал меня при создании моего собственного танцевального коллектива и всегда помогает на репетициях. У него очень острый артистический взгляд во всем, что касается иллюстраций и образов!

фото А.АгуджянаОрганизация и содержание серьезной труппы требуют большой работы и полной самоотдачи. Каким наибольшим достижением может похвастаться «Ераз» с 2000 года?

— Этот год – Год Армении во Франции – стал для нас особенным, нам выпала большая удача с выходом нашего нового спектакля. Мы объехали с турне весь парижский регион, посетили крупные города Франции: Марсель, Лион, побывали в Эльзасе… Были в Швейцарии, в Женеве. Отличное турне! Год мы закончили в «Олимпии» – прекрасном, легендарном зале. Это была мечта, «ераз», и с нашим выступлением в этом зале мечта осуществилась. В тот вечер произошло воссоединение между публикой и артистами на сцене! И, если судить по откликам в средствах массовой информации, этот волнующий момент навсегда останется в сердцах всех зрителей и артистов! Мы выступили с двумя представлениями – это исключительное по своей значимости событие!

Классический для артистов вопрос: ваши планы на будущее?

— Мы объехали со спектаклем Францию, но хочется отправиться в турне по Европе, выехать за ее пределы, показать его на других континентах. Кроме того, как у каждого артиста, у меня, разумеется, есть и другие планы, например, создание театра танца.

 

фото Paul Attlai


(Фотограф Paul Attlai снимал представление труппы «Ераз» 8 мая 2007 года в парижском зале «Олимпия»)

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>