вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Крест пристанища" - Армен МЕРУЖАНЯН

09.09.2008 Армен Меружанян Статья опубликована в номере №5 (14).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Апостолы Фаддей и Варфоломей в Армении

Св.Апостол Бардугимеос «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Таким было последнее напутствие ученикам возносящегося с Елеонской горы Христа.

После праздника Пятидесятницы двенадцать апостолов разделили между собой страны и народы, которым им предстояло нести Благую весть. С каждым отправлялось двое или трое младших собратьев – из семидесяти учеников. Двоим из двенадцати апостолов – Фаддею, которого армяне считают своим первым христианским просветителем, и Варфоломею, пришедшему сюда семнадцать лет спустя, – выпало благовествовать на нашей родине. Что мы знаем об этом?


Св.Апостол ТадеосЧасть ранних авторов, среди которых Евсевий Памфил, относят Фаддея не к двенадцати, а к семидесяти апостолам. Основоположник армянской историографии епископ Мовсес Хоренаци (V в.) разделял точку зрения Евсевия, ссылаясь на то, что в Армению Фаддея направил апостол Фома, следовательно, Фаддей был одним из семидесяти, которые подчинялись двенадцати. Куда поразительнее заявление греческого ученого Никифора Каллиста (XIV в.), пишущего в «Церковной Истории», что на самом деле апостолов по имени Фаддей было двое – «Святой Иуда, не Искариот, но иной, коему усвоялось два имени: Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат Иакова, сверженного с храма... прибыл в Эдессу, город Абгара, где ранее благовествовал имя Христово иной Фаддей, апостол из семидесяти, и здесь восполнил все то, что не было окончено тем Фаддеем».

К слову, армянская традиция насчитывает не 70 апостолов, а 72 – по числу «языческих народов, коих после Потопа было 72», – считает отечественный ученый VIII в. епископ Степаннос Сюнеци. Приверженность данному числу следует искать, видимо, не в этнографических данных и даже не в символической самодостаточности числа 72. Догадки могут привести к древнейшему учению пифагорейцев, искавших математическую формулу мира. 72 года в астрономии равны Малому кругу небес, когда земная ось поворачивается на один градус. А в Великом космическом году Платона, длящемся 25 920 лет, 72 года соответствуют одному космическому дню.

Приблизительно в 40 г. Фаддей ступил в армянскую часть Месопотамии, где в небольшом государстве Осроэне ему предстояло выполнить необычную миссию – крестить правителя страны. Абгар из рода, представлявшего ветвь династии Арташесян (Арташесидов), предположительно приходился племянником армянскому царю Тиграну II. Ранние сирийские источники прямо называют его армянским царем, очевидно, ввиду его происхождения и географического положения Осроэны.


Десница Св.Апостола Тадеоса (XVII-XVIII вв.Кафедральный собор Сурб Эчмиадзина)Рим держал Абгара в постоянном напряжении, требуя от него высшей степени покорности. Срочное посольство к римскому префекту в Палестине имело поручение выразить заверения в преданности императору Тиберию и добиться его лояльности. В Иерусалиме посланцам встретилась толпа, окружившая какого-то целителя-чудотворца. Целителем оказался не кто иной, как Иисус Христос. Его слова и действия произвели на послов столь неизгладимое впечатление, что они, вернувшись домой, наперебой рассказывали об увиденном. «Это не человеческая сила, но Божия!» – то и дело восклицал личный секретарь Абгара Анан, читая вслух свои путевые записи. Абгар отправил Анана обратно в Иерусалим с велением любой ценой разыскать того целителя и передать ему личное послание.

Чего же хотел от Иисуса Абгар? Уже семь лет этот мудрый и благочестивый правитель, каким представляет его автор «Иудейских древностей», римский писатель I в. Иосиф Флавий, страдал неизлечимой по тем временам проказой. Вот содержание письма: 

Хранительница мощей Св. апостола Бардугимеоса (изготовлена в Х в. в Ване, ныне в Сурб Эчмиадзине)«Абгар, сын Аршама, топарх, Иисусу Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских, привет. Достигли до слуха моего чудеса и дивные исцеления Твои без снадобий и трав. Гремит молва, что слепые прозирают; хромые и увечные по слову Твоему ходят; прокаженные очищаются; что ты изгоняешь нечистых духов и демонов; что возвращаешь здравие неисцелимо больным и что вызываешь мертвых к жизни. Животворясь сим слухом, верю, что Ты Сын Божий, производящий сии чудеса. А потому и препроводил к Тебе сие послание, умоляя Тебя благодушно посетить меня и уврачевать от мучительного недуга. Слышал я также, что иудеи Тебя преследуют, ропщут на чудотворения Твои и грозят тебе погибелью. У меня здесь есть город, хотя не обширный, но спокойный. В стенах его встретишь Ты все обильные потребности».

Посланцы нашли Христа, но не могли приблизиться к Нему из-за обступившего Его народа. Но тут Христос сам подозвал Анана, причем назвал его по имени. Растерянный посланник вручил Иисусу послание Абгара и затем попросил дозволения изобразить Его. Но как только он приступал к портрету, лицо Иисуса будто менялось. Так продолжалось несколько раз. «Господин мой, – расскажет потом Анан Абгару, – у Иисуса нет Своего лица, Он походит на любого человека». Не напрасно святитель Николай Сербский объяснял невозможность создания лика Христа тем, что «Он – Всечеловек», и Анан, быть может, сердцем, а не умом, понимал, что «перед ним личность, суть которой подавляет внешние черты». Уставший после проповеди Христос попросил женщин принести воды и полотенце. Приложив к лицу холщовый убрус, Он протянул его изумленным гонцам – на белой ткани отпечатался Лик.

Иисус продиктовал апостолу Фоме ответ Абгару: «Блажен, уверовавший в меня, не видевши меня. Ибо обо мне писано, что увидевшие меня не уверуют, чтобы не видевшие уверовали и обрели жизнь вечную. Прежде надлежит мне исполнить дело, на которое я послан. А когда вознесусь к Пославшему меня, пришлю к тебе апостола моего, да исцелит он тебя от недуга и принесет с собою жизнь тебе и твоим».


Св. апостол Фаддей (Тадеос) – фрагмент иконы из монастыря Св. Екатерины на Синае«Послание Иисуса? Впервые слышим», – недоумевает читатель. Да, послание Иисуса! И обнаружил эту переписку в IV в. Евсевий Кесарийский, когда работал с государственными документами в эдесском архиве, создавая свою «Хронику», посвященную истории мира от его начала. Вот, пожалуйста, его собственная ремарка: «Нет, кажется, ничего интереснее этих писем, полученных мной из архива и переведенных слово в слово с сирийского».

Со временем книга Евсевия была утрачена, и Европа веками читала бесценный труд Кесарийского епископа фрагментарно в вольном латинском пересказе Иеронима – младшего современника автора. А теперь обратимся к Мовсесу Хоренаци. В своей «Истории» он сообщает, что книга Евсевия была полностью переведена на армянский по поручению создателя нашей письменности Месропа Маштоца. Но и этот перевод поглотило время. И лишь в 1792 г. в Константинополе обнаружили манускрипт, содержащий полную версию «Хроники» на древнеармянском языке. Рукопись переправили в Венецию, где армянская католическая конгрегация Мхитаристов впервые издала этот перевод – единственный из ныне сохранившихся.

Армянские переводы трудов многих древних авторов являются единственными сохранившимися источниками, освещающими историю Среднего и Ближнего Востока, Эллады и Рима. Особую ценность представляют переводы имеющих мировую значимость книг Зенона Стоика (IV-III вв. до н. э.), Филона Александрийского (I в.), христианских богословов IV–V вв. – Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Иринея, Кирилла Иерусалимского, Василия Великого. Научное значение армянских переводов не ограничивается рамками богословских произведений. В ряду переводов, оригиналы которых не дошли до нас, особо отметим «Геометрию» Евклида и «Определения» легендарного Гермеса Трисмегиста. Можно продолжать и продолжать...

Упоминаемая переписка Абгара с Иисусом воспринималась многими как плод фантазии Мовсеса Хоренаци. Каких только упреков представителей науки ни удостоился ученый, невзирая на признание, что ему посчастливилось держать в руках эти документы: «В эдесском архиве хранится история всех деяний наших прежних царей, вплоть до Абгара. Мы сами воочию видели этот архив». Особый скепсис вызывали ссылки епископа на сирийский перевод «Учения Аддэ» и «Послания Абгара», составленные неким Лебубной – «секретарем Эдессы». Ученые проявляли равнодушие к столь ценной подсказке, ведь имя Лебубны им ни о чем не говорило. До самого ХIХ века, когда некий англичанин оказался в Египте в сирийской христианской обители. Каким-то образом он попал в хранилище манускриптов, поразивших его своей древностью. Предложенная настоятелю сумма была отвергнута, а самому гостю предложили уйти с миром. Оскорбленный в лучших чувствах подданный Ее Величества заплатил вождю племени, снабжавшего монастырь продовольствием, и тот пригрозил монахам голодной смертью. В конце концов, библиотека стала собственностью Британского музея, а среди рукописей обнаружили сочинение на сирийском языке, созданное... Лебубной. Сенсационная находка заставила ученых поверить Мовсесу Хоренаци, и с этого времени личность Лебубны стала обретать реальные черты. Поиски сведений об историке привели к тому, что во Французской Национальной библиотеке обнаружилась копия упомянутого сочинения – опять же в армянском переводе. Прошло не слишком много времени, и выяснилось, что в Российской Императорской библиотеке хранится еще одна копия...


Развалины монастыря Сурб Бардугимеос в АгбакеНо вернемся в Эдессу, где Абгар практически исцелился после принятия письма и Образа. Он поместил Чудотворный Лик в своих покоях, а вскоре установил его над центральными городскими воротами, чтобы жители, проходя через них, кланялись святыне.

Правнук Абгара, человек далекий от христианских воззрений, получив власть, приказал снять Образ со стены. Но местный епископ опередил его намерение и под покровом ночи скрыл святыню в той же стене. Он зажег перед Образом лампаду и заложил нишу глиняной плиткой и кирпичами.

Прошли столетия. Эдесситы позабыли о реликвии. Когда в 545 г. персидский царь Хосров Ануширван осадил город и положение Эдессы казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Богородица с повелением достать из замурованной ниши Образ, который спасет город. Монах нашел Лик, причем на прикрывавшей его глиняной плитке отобразилась точная копия – так называемый «Образ на керамии». После совершения крестного хода с обретенным Образом вокруг городских стен персы вдруг сняли осаду.

Именно после этих событий с Чудотворного Лика стали во множестве списываться копии, восходящие к единому оригиналу, именуемому Мандилионом. Об одной из них, созданной в VI в., повествует «Хроника» Михаила Сирийского. Некий аристократ Афанасий «пришел к весьма искусному живописцу и попросил его написать подобный образ. ...Появился другой образ, обладавший настолько совершенным сходством со своим образцом, насколько вообще это было возможно. Ибо живописец затемнил краски так, как это было принято в древние времена».

В 639 г. Эдессой овладели арабы. На первом этапе становления халифат относился к христианам лояльно, считая их «людьми Писания», а потому не препятствовал поклонению Образу, молва о котором ходила по всему Востоку. Постепенно отношение халифата к христианскому миру стало откровенно враждебным. В 944 г. армия императора Константина Багрянородного (чей предок, основатель династии, армянин из фемы Македония Василий I, провозгласил себя потомком армянских Аршакидов) захватила Эдессу и взяла множество пленных. Эмир предложил обменять реликвию на знатных пленников, и таким образом христианский мир вновь обрел одну из своих святынь. 15 августа, в день праздника Успения Богородицы, Мандилион с почестями внесли в Константинополь и торжественно установили в дворцовой Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. Спас Нерукотворный, как его окрестил император Константин, хранился здесь еще несколько столетий, пока не был подарен городу Генуе за самоотверженность ее отрядов при защите реликвии от османов в период, предшествовавший крушению империи. Когда во время последующих военных действий святыню вывезли во Францию, генуэзские армяне сумели выкупить ее и вернули в свой город. В Генуе Спас долгое время хранился в буквальном смысле слова за семью замками, ключи от которых вручили семи доверенным людям. И когда в дни больших церковных праздников Лик Христа выносили к верующим, семеро хранителей ключей должны были собраться вместе, чтобы открыть замки.

Изображение Св. апостола Фаддея (Тадеоса) – рельеф монастыря Сурб Тадеи-ванкОбраз и сейчас хранится в генуэзском армянском монастыре Св. Варфоломея Армянского, только теперь он демонстрируется всего раз в году – в праздник Пятидесятницы…

И вновь – в Эдессу, где апостол Фаддей обрел кров у своего богатого соотечественника Тубии и «силой Божьей врачевал всякую болезнь и всякую немощь». О чудесах, творимых пришельцем из Палестины, донесли правителю, и Абгара осенило, что это не кто иной, как обещанный Иисусом апостол. Абгар повелел привести к нему Фаддея. «Иду, я ведь к нему и послан в силе», – отозвался апостол. «Воистину ли ты тот самый, кто исцелит меня?» – спросил его топарх. Известны слова Фаддея, сказанные в ответ: «Так как ты крепко уверовал в Пославшего меня, то я и послан к тебе. И если будешь веровать в Него, как веришь, то исполнятся желания твоего сердца». Фаддей крестил его и исцелил возложением рук и молитвой. Вслед за Абгаром, изумленным целительством без снадобий, одной лишь молитвой и прикосновением руки, крестилась вся его семья. Весть о чуде распространилась по городу, и многие уверовали во всемогущество Того, Чьим именем творил чудеса апостол. В награду за исцеление и обретение душевного покоя Абгар предложил Фаддею щедрые дары, которые тот отверг со словами: «Мы оставили свое, возьмем ли чужое?»

Фаддей провел в Осроэне около трех лет. В результате его проповеднической деятельности сформировалась христианская община, для которой он, уходя в Армению, назначил духовного пастыря из числа своих учеников.


Стела монастыря ТатэвВ Армении Фаддей углубился во владения Санатрука, управлявшего «нашей страной и войсками», по словам Хоренаци. Трудно сказать, какую «страну» имеет в виду историк. Возможно, речь идет о правителе края, а не о царе, поскольку первый армянский царь, носивший имя Санатрука, правил в 75-110 гг. – уже после Фаддея.

Вначале апостол проповедовал в крупных городах юга – Тигранакерте, Зареаване. Затем направился в предгорья Зангезурского хребта и долгое время жил в городе Агулисе (ныне Ордубад в Нахичеванской республике в составе современного азербайджанского государства). Местный фольклор не обошел вниманием пребывание апостола в этих краях и связал с его именем происхождение названия города. «Однажды утром апостол Фаддей, проведший ночь под открытым небом, проснулся от слепящего солнечного света. Он открыл глаза и произнес: «Акн луйс» – «Свет очам». Это словосочетание трансформировалось в «Агулис».

Первую в Армении духовную кафедру Фаддей утвердил в городе Артазе близ Аварайрской долины (ныне в пределах северо-западного Ирана). В общей сложности апостол создал пять епископий, руководимых иерархами, среди которых наиболее известен Статэ (Евстатэос) – епископ Сюникского края, погибший от рук язычников. Его убили там, где по затаившемуся среди скал тесному каньону несется, разрывая грудь ущелья, бурный Воротан. Прямо над рекой, на головокружительной высоте, у самого края пропасти со сказочными сталактитами и минеральными источниками стоит монастырь Татэв, считавшийся «престолом апостола Евстатеоса». Над местом захоронения епископа возвели первую часовню монастыря, а его название стало искаженной формой имени Статэ.

Инженеры строили монастырь с множеством тайников, где можно было хранить оружие и прятать людей при вражеском нашествии. Узкие щели в стенах рассчитаны на полную подачу дневного света внутрь, но незаметны извне.

В свое время Татэв был крупнейшим очагом культуры и образования. В середине ХIV в. архимандрит Ованнес Воротнеци основал при монастыре университет, располагавшийся в храме Петра и Павла (885 г.). Университет выделялся своей философской традицией, особенно интересом к Аристотелю. В обнесенном колоннадой портике сакральное знание будущим архимандритам передавалось, по примеру Платоновой академии, в виде бесед во время прогулок.

 

Монастырь Сурб Тадеи-ванк в Артазе


У церкви стоит на шарнирном основании уникальный памятник – увенчанная каменным крестом граненая стела во имя Пресвятой Троицы. Если слегка раскачать стоящий на полукруглом базисе этот восьмиметровый «жезл», он начнет медленно наклоняться. Еще мгновение, и кажется – стела рухнет. Но, достигнув определенного угла, «жезл» возвращается в исходное положение. Этот остроумный фокус инженерного искусства привел в ужас суеверных арабов, и те решили уйти отсюда подобру-поздорову. Разбирать стелу ради ее изучения не позволялось никому и никогда. Современные инженеры лишь полагают, что основание насыщено ртутью и вогнуто наподобие коленной чашечки.

Последний период жизни Фаддея связан с поселением Шаваршан, которое он выбрал ради близости к резиденции правителя. Молва об апостоле опережала его, рассказы о совершаемых им знамениях и чудесах передавались из уст в уста, и люди спешили к апостолу исцелиться силой Духа и молитвы. Впечатленная проповедью дочь Санатрука Сандухт в 66 г. крестилась от апостола. Придворные убеждали девушку отречься от чуждого культа, но ничто не воздействовало на нее. По настоянию князей, требовавших смертной казни, Санатрук заключил в тюрьму родную дочь. Накануне казни апостолу удалось, подкупив стражу, проникнуть в темницу, и он молился вместе с Сандухт, вселяя в нее мужество. Когда правителю донесли, что Фаддей был ночью в застенке, он в ярости приказал отсечь головы начальнику тюрьмы и стражникам. Та же участь постигла Сандухт. В течение трех дней от обезглавленного тела мученицы исходило свечение, ввергшее в изумление свидетелей происшедшего.

Оставалось разыскать виновника событий, и уже через три дня Фаддея схватили в Артазе. Его подвергли пыткам за призывы поклоняться не придуманным языческим богам, а единственному истинному живому Богу. Апостола «повесили на древе» у оврага и пронзили стрелами. Понятие «повесить на древе» в раннехристианской литературе обычно подразумевает не только виселицу, но и крест, что и породило версию о возможном распятии Фаддея.

Спустя три века на месте захоронения апостола в Артазе был основан монастырь Сурб Тадэи (Святого Фаддея) – одна из святынь нашего народа. Ныне обитель находится в пределах Ирана, близ города Урмии, и сюда каждую весну стекаются паломники из многих стран мира – христиане и мусульмане. По преданию, поклониться могиле апостола приходил в IV в. Григор Просветитель – первый официальный глава Армянской Церкви.

Сосуд для мира С апостолом Фаддеем связан один из обрядов нашей Церкви – мироварение. По церковному преданию, апостол принес с собой часть освященного Христом елея (мира) и скрыл сосуд в Таронской области, на том месте, где Григор Просветитель впоследствии основал монастырь Сурб Карапет (Святого Предтечи). Григору было откровение, где именно скрыта святыня, и он, найдя ее, смешал освященный Христом елей со своим миром. Эту традицию Армянская Церковь хранит на протяжении семнадцати веков, и, таким образом, каждое новоосвященное миро содержит в себе частицу предыдущего, передавая из поколения в поколение благодать священного елея.

Мироварение совершается через каждое семилетие. За сорок дней до мироосвящения сосуд, наполненный смесью сорока натуральных душистых веществ, устанавливается на алтаре Эчмиадзинского Кафедрального собора и покрывается специальной вуалью – воздyхом. Все сорок дней совершается соответствующая вечерняя служба, а накануне обряда начинается ночное бдение. Утром на Патриаршей Литургии Католикос Всех Армян молитвенно обращается к Святому Духу, прося Его освятить миро, чтобы через него помазанным была дарована благодать. Под звон колоколов, символизирующих нисхождение Духа, Католикос смешивает старое миро с новым и перемешивает его тремя святынями Армянской Церкви – Животворящим Крестным Древом, Святым Копьем (Гегард) и Дланью (Десницей) Св. Григора Просветителя.


В число двенадцати апостолов входил человек, которого Христос характеризовал как человека, «в котором нет лукавства». Речь идет о Варфоломее – втором после Фаддея христианском просветителе Армении. Под именем Варфоломея он выступает в синоптических Евангелиях, а в Евангелии от Иоанна назван Нафанаилом.

Первый период проповедничества Варфоломея прошел в Сирии и Персии, откуда он в 60 г. перешел в Армению Великую. Апостол достиг области Гохтн, где до него благовествовал Фаддей, и поселился в горном скиту.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему алтарь в армянском храме освящается во имя Богородицы и почему на нем устанавливается исключительно ее лик с младенцем Христом на руках? А ведь эта традиция связана с апостолом Варфоломеем. Заглянем в замечательный образец апокрифической литературы – «Сказание о преставлении святой Богородицы и ее образе, написанном Евангелистом Иоанном». В день успения Богородицы, когда она получила призыв предстать перед своим Сыном, Иоанн, «взяв кипарисовое дерево, из которого был сделан животворный крест, изобразил на нем образ Матери Господней, дабы он остался для нас, живущих на земле, воспоминанием... Иоанн по совещании с апостолами положили между собой просить мать Господа приложить изображение к своему лицу, благословить его, прося Господа сотворить через него благо земле по преставлении Ее... Тогда Преблагословенная Пресвятая Дева, взяв образ, возвела богоприимные свои длани к небу и обратилась с молитвою к Господу, прося помогать людям посредством этого образа. И когда апостолы сказали «аминь», мгновенно световой свод стал над Пресвятой и свет облачный крестообразно капнул на святой образ. Пресвятая положила тогда святой образ на лицо свое и омочила его обильными слезами, проливаемыми ею перед Господом».

По преданию, Варфоломея не оказалось при погребении Богородицы. «Глубокая его печаль вызвала сочувствие собратьев, которые, желая утешить брата своего, отдали ему образ Матери Господней, одаренный силою чудесною». Варфоломей не расставался с реликвией, чудотворный образ был при нем и в Армении, где в местечке Дарбноц Кар (Кузнечный Камень) в Андзевской области он построил церковь Пресвятой Богородицы и поместил здесь ее лик. Впоследствии вокруг церкви сформировалась женская обитель hОгеванк (Св. Духа) с лечебницей для нищих. В свое время hОгеванку придали статус епархиального центра, глава которого именовался «предводителем лика Богородицы», и это служит лучшим подтверждением тому, что история с образом Марии является историческим фактом.

Св. апостол Фаддей (Тадеос)Поселок Кангуар близ города Адамакерта (ныне Башкале в пределах Турции) был построен в верховьях реки Большой Заб и относился к провинции Большой Агбак (Албанополис) в Васпураканской области. Здесь в Агбаке сестра того же правителя Санатрука, Вогуи, пришла на проповедь апостола Варфоломея, что и решило ее дальнейшую участь. «Она сбросила с себя мирскую славу и, облекшись в монашескую одежду, следовала за ним всюду как ученица». Когда об этом донесли Санатруку, тот пришел в неописуемый гнев. Христиане довели его до убийства дочери, а теперь добрались и до сестры! Чаша терпения переполнилась. Вогуи и вместе с ней еще 2 000 христиан были казнены. Самого апостола ждали страшные пытки, после которых его распяли (по позднему преданию, содрали кожу живьем). Дата этого события – 68-й год.

В IV в. над могилой Варфоломея на холме близ Адамакерта был основан монастырь его имени, частично разрушенный землетрясением в 1966 г. В средние века обитель служила кафедрой предводителя Агбакской епархии. В притворе монастырской церкви, возведенной в ХIII в. на месте древнейшей базилики, сохранилось надгробие с эпитафией: «Сие есть место упокоения Варфоломея, святого апостола, просветителя Армянской страны».

Автор созданной в 197 г. книги «Против иудеев» Тертуллиан, повествуя о странах, где христианство приняло массовый характер, говорит, что оно уже в апостольский период было распространенной религией среди парфян, лидийцев, фригийцев, каппадокийцев и армян.

После апостолов новорожденную Армянскую Церковь предстояло возглавить Закарии, с которого начинается так называемый епископский период. Сохранился относящийся к 649 г. манускрипт основанной Фаддеем Артазской епархии, сообщающий, что апостол «рукоположил своего ученика Закарию городским епископом, а сам пошел проповедовать язычникам в других местах страны». Из нее же следует, что «Закария принял мученичество спустя 42 года после вознесения Спасителя».

Уже в описываемый период, невзирая на гонения, в Армении действовала организованная Церковь, официальное название которой – Армянская Апостольская Церковь. Название включает в себя и этнический признак – «Армянская» и ее православную суть – «Апостольская» (здесь имеется в виду не общность с византийским православием, а истинная, неискаженная позднейшими дополнениями традиция. – Прим. ред.)


Могло ли случиться, чтобы за столько лет пребывания в Армении Фаддей (43-66 гг.) и Варфоломей (60-68 гг.) не встретились ни разу? Такую встречу судьба им подарила: пути апостолов скрестились у овеянного преданиями и легендами холма Хор-Вирап, где во II в. до н. э. царь Арташес вместе с великим противником Рима Ганнибалом набрасывал проект своей будущей столицы – Арташата. В память о встрече апостолов христиане дали деревушке, где они заночевали, название Отъяц Хач – Крест Пристанища.

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>