вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Армяне в Трансильвании" - Юдит ПАЛ

02.07.2013 Юдит Пал Статья опубликована в номере №2 (47).
Комментариев:0 Средняя оценка:4/5
Фрагменты из книги


Армяно- католический собор Св. Елизаветы в ДумбравениПоявление армян в Трансильвании

(…) Некоторые исследователи считают, что часть армянского сообщества в Молдавии эмигрировала в Трансильванию из-за религиозных преследований. Другие рассматривают в качестве главных причин экономические и политические.

В частности, в 1551 году Стефан Рареш (господарь Молдавского княжества 1551-1552 гг. – Прим. ред.) разрушил армянские церкви и насильственно обращал армян в православие. Позднее подобные действия предпринимали такие правители, как Александру Лэпушняну (правил в 1552-1561 и 1564-1568 гг. – Прим. ред.), Стефан Томша (правил в 1563-1564 гг. – Прим. ред.) и др. С другой стороны, исход армян мог быть вызван утратой чувства безопасности из-за турецко-польско-молдавских войн, налоговой политикой отдельных правителей, бесконечными крестьянскими восстаниями и проч.

Более непосредственная причина была связана с поражением восстания под руководством Хынку против налогов, требуемых господарем Георгием Дукой (правил в 1668-1672 гг. – Прим. ред.) – в этом восстании участвовали также и армяне. Большинство исследователей считают, что Георгий Дука, будучи сам греком, поддерживал греческих купцов в ущерб армянским, заставив последних присоединиться к восстанию 1671 года. С помощью турок Дука нанес поражения восставшим и казнил их предводителей, среди них и армянина, известного под именем Хенкул. Из страха возмездия некоторые армянские семьи нашли убежище в Трансильвании.

В любом случае турецко-молдавско-польские войны до такой степени разорили Молдавию, что после турецких набегов торговый путь, соединявший Черное и Балтийское моря, видимо, временно переместился из Молдавии в Трансильванию – это могло стать одной из возможных причин исхода армян.

Конечно, и в прежние века Трансильвания имела своих армянских жителей, но именно в XVII веке произошла массовая эмиграция. Вначале армяне обосновались на востоке Трансильвании, возле горных дорог, которые связывали эту провинцию с Молдавией. Согласно преданию после 1672 года они во множества поселились в Бистрице (ныне административный центр жудеца Бистрица-Нэсэуд. – Прим. ред.), Георгени, Думбравени, Гургиу (ныне село в жудеце Муреш), Фрумоаса, Петелея и т.д. Однако они не отправлялись с риском для себя на незнакомую территорию. Документы указывают, что в начале этого века армянские купцы уже действовали в Трансильванском княжестве, возможно, появившись в регионе гораздо раньше. В XIV веке армяне из Галиции и Молдавии установили контакты с саксонскими купцами, торговавшими с Левантом (в Трансильвании доминировали три этноса – мадьяры, саксы и секеи. – Прим. ред.). В 1399 году папа Бонифаций IX упоминает об армянах «и других язычниках» из города Брашов. В 1529 году в Брашове проживало несколько армян, которые занимались зарубежной торговлей. После турецкого завоевания (в 1566 году Трансильванское княжество признало суверенитет османских султанов. – Прим. ред.) наряду с армянами, которые прибывали из Молдавии и Польши, мы видим тех, которые приезжали из Константинополя – имея существенный капитал, они взяли под свой контроль торговлю скотом.

Документы, составленные в эпоху княжества, содержат все большее количество упоминаний об армянах. При правлении князя Стефана Батория Левантинский торговый путь через Трансильванию был восстановлен в прежней славе. Армянские купцы стали активнее вести торговлю, особенно специями. В 1581 году саксонские купцы убедили князя временно закрыть въезд в страну нежелательных для них армянских конкурентов. 4 ноября 1600 года трансильванский парламент издал указ «против греков, валахов, турок, далматинцев и армян», который предусматривал наказания за торговлю вне отведенных для этого мест. В Approbatae Constitutiones мы находим закон от 1632 года, оговаривающий, что вопрос об отказе или разрешении на въезд «греков, армян, сербов, болгар, далматинцев и других наций из Османской империи, приезжающих сюда торговать, чье свободное следование через страну иногда полезно, а иногда нет» решается князем и его советниками. В 1643 году Генеральная конгрегация Клужа, Джурдже и Кашина постановила, что по праздничным и выходным дням «купцы, армяне, одним словом, те, кто привозит товар на рынок, не должны торговать им во время церковной службы».


Армяно-католический собор Св. Троицы в ГерлеСвидетельство от 1760 года указывает, что первые армянские семьи поселились в Георгени в 1637 году, и около этого времени было основано кладбище иностранцев на том месте, где в будущем построили армянскую церковь. В документе 1735 года говорится о появлении в городе в 1654 году двух братьев Азбея и Хорша Вартик. В некоторых записях из Думбравени указано, что в 1658 году Николь, дочь местного армянина, вышла замуж за брата армянина Ераноса из Георгени.

Даже эта скудная информация, экономно выдаваемая нашими архивами, приводит к выводу, что поселение армян в Трансильвании нельзя привязать к точной дате, оно началось задолго до 1672 года, продолжаясь как медленный постепенный процесс. В 1672 году здесь появилась многочисленная группа, включавшая часть армянской элиты Молдавии. Князья Михай I и Михай II из династии Апафи (Михай I Апафи – протестантский князь, назначенный Османской империей, правил в 1661-1690 гг. При нем в 1686 г. Трансильвания перешла из подчинения Османской империи в подчинение империи Габсбургов. Михай II Апафи правил в 1690-1699 гг. – Прим. ред.) предоставили армянам ряд привилегий, таких как право на свободную торговлю, право выбора своего магистрата, хотя на ранней стадии правом управлять коммерческими делами была наделена Греческая компания.

Поначалу епископы Минас, затем Оксентий Вержереску и руководство армянской общины предпочли поселиться в Бистрице. Здесь армяне жили под собственной юрисдикцией и на собственной улице (Holzgasse). В 1712 году под предлогом чумы саксы изгнали армян, чтобы избавиться от их конкуренции. В списке налогоплательщиков Бистрицы, составленном незадолго до этого, упоминаются 22 семьи, 10 членов общины считались состоятельными и относились к первой категории, перечислялись также несколько вдов и сирот. Вынужденные покинуть Бистрицу армяне направились в Герлу, где скоро дал о себе знать их экономический вклад. Некоторым все же удалось остаться в Бистрице. Так, в переписи греческих купцов от 1733 года упомянут некий Якобус Козак, армянин из Бистрицы, чьи родители были выходцами из Молдавии.

В начале XVIII века произошло несколько попыток прояснить юридический статус армян. Епископ Оксентий Вержереску направился в Вену с целью получить для сообщества широкие привилегии. В 1714 году, в письме, адресованном ему, трансильванские армяне жаловались, что «местные власти проводят различие между нами – теми, кто проживает в Гургиу, Думбравени, Георгени, и теми, кто из Герлы, и требуют платить налоги». Хотя Вержереску был в милости при венском дворе, он умер прежде, чем получил какие-либо привилегии для тран­сильванских армян. В конце концов, при отсутствии общих правил относительно всего армянского сообщества различные группы армян стали прилагать усилия для получения отдельных привилегий. Так, в конце XVIII века Герла и Думбравени стали свободными королевскими городами. (…)

Католизация армян Трансильвании была связана с епископом Вержереску. После смерти епископа Минаса папа римский Александр VIII назначил Вержереску епископом Альдалы и викарием тран­сильванских армян. Похоже, многие священники были недовольны его стилем руководства – в петиции, направленной в Рим в 1698 году, Оксендий назван тираном.

После смерти Оксендия в Вене 10 марта 1715 года Армянская Католическая Церковь пережила беспорядки и трудности. Некоторые священники еще соблюдали старый григорианский обряд – это, возможно, стало одной из причин того, почему собрание в Гургиу не смогло избрать преемника Оксендия. Решение было предоставлено Конгрегации Пропаганды веры (основана папой Григорием XV в Риме в 1622 г. в рамках политики Контрреформации. – Прим. ред.), которая была неоднократно вовлечена в вопросы, касающиеся трансильванских армян (1715, 1716, 1719, 1735 гг.). Несмотря на длинный список кандидатов, не было принято никакого решения. В качестве предлога для бесконечных отсрочек ссылались на то, что ответственным за назначение якобы был архиепископ Вены. Тем временем римско-католическому епископу Альбы-Юлии было поручено нести ответственность за местную армянскую Церковь. Рим также направил ряд миссионеров, в том числе Стефана Стефановича-Рошку из Лемберга (Львова. – Прим. ред.), который считался одним из возможных преемников Оксендия, Минаса Баруна из Константинополя, Хачатура Аракела, будущего аббата венецианских мхитаристов. Их отчеты дают нам возможность бросить взгляд на множество трудностей, с которыми столкнулась Церковь в первой половине XVIII века. Интересно, что в XIX веке идея армяно-католической епархии была возрождена, но все предпринятые попытки оказались безрезультатными.


Демографическая эволюция

Историческая традиция свидетельствует о трех тысячах семей, прибывших в Трансильванию в 1672 году. Даже более современные исследования в целом подтверждают эту цифру. Не пытаясь преуменьшить роль, сыгранную армянами в экономической жизни княжества, следует сказать, что по данным переписи эти цифра сильно преувеличена и является скорее мифом, чем реальностью. Не случайно ту же самую магическую цифру «3000» мы встречаем в других исторических мифах – например, таких как миф о гуннском происхождении секеев (один из трех этносов, которые доминировали в социально-политической жизни Трансильвании. – Прим. ред.). Симон Кеза в Gesta Hungarorum (известно также как Gesta Hunnorum et Hungarorum – «Деяния гуннов и венгров», написано около 1282-1285 гг. – Прим. ред.) говорит о 3000 гуннах, которые стали предками секеев. То же число «3000» фигурирует в случае приглашения армян Александру Добрым в 1418 году переселиться из Польши в шесть городов его владений (речь о господаре Молдавского княжества в 1400-1432 гг. – Прим. ред.)

Армяно-католическая церковь Непорочного Зачатия в ГеоргениОставив в стороне мифы, мы можем рассматривать демографическую эволюцию армян на основе переписи XVIII века. Поскольку армяне, как плательщики существенных налогов, были очень важны для налоговых служб, мы можем считать данные переписи совершенно надежными в отношении армянских семей. Первая такая перепись относится к 1696 году, где упомянуты 37 глав семей из Думбравени, тогда как число взрослых мужчин составляет 53. Есть также перепись 1715 года всех армян, принадлежащих к Компании Думбравени. Первая перепись в Герле относится к 1716 году и указывает на 111 населенных «армянских земельных участков», два застраивающихся участка и один незаселенный, число мужчин – глав семей определяется в 130 человек. Цифры переписи подтверждаются письмом, отправленным в Рим епископом Антальфи, который сообщает о проживании в Герле 70-80 армянских семей, примерно таком же числе семей в Думбравени, 8-9 семьях в Гургиу, 6 в Канте и не приводит данных по Георгени.

Таким образом, в начале XVIII века, в 1715-1716 годах мы имеем 323 семьи, около 15 вдов и 20 нищих. Это со всей очевидностью противоречит теории о прибытии 3000 семей почти четырьмя десятилетиями ранее, даже если мы примем в расчет существенные колебания численности армянского населения и тот факт, что восстание Ференца Ракоши вызвало убыль населения – город Думбравени был сожжен, и по крайней мере согласно устной традиции некоторые армяне искали убежища в Молдавии. Мы утверждаем, что в 1715-1716 годах армянское население Трансильвании составляло 1600-2000 человек, самое большее – 3000 человек (но не семей!).

В течение XVIII века мы наблюдаем постоянное увеличение числа армянских семей, особенно в таких важнейших центрах, как Герла и Думбравени, но также и в Георгени. Естественный прирост, особенно в течение первых трех десятилетий века, сопровождался устойчивой иммиграцией в основном из Молдавии и эпизодически из Польши. Обратный процесс – армянская эмиграция из провинции после 1710 года – практически отсутствовал. Согласно переписи 1735 года из 77 глав семей в Георгени 31 прибыли из Молдавии в течение периода 15-50 лет, что указывает на продолжение иммиграции в начале XVIII века. Те же данные говорят о двух основных волнах иммиграции – одна около 1680 года и вторая после 1705-го. Согласно их собственным утверждениям 20 армянских глав семей, проживавших во Фрумоасе, приехали из Молдавии между 1710 и 1715 годами. Шесть семей из Канты заявили, что проживают там только пять лет, после 1730 года. Четыре из них прибыли из Молдавии и две – из Фрумоасы.

На начальных стадиях динамика населения была более интенсивной. Например, Вардан Оксендий, священник в Думбравени, прибыл из Ясс в 1700-м и вернулся обратно в 1708-м во время социальных беспорядков. Кроме массовой иммиграции необходимо также учитывать перемещение армян внутри области. В 1732 году, когда армяне из Георгени обратились к своим соотечественникам из Герлы за помощью в строительстве церкви, они аргументировали это так: «Мы знаем, что многие ныне живущие там, у вас, раньше жили здесь, их мертвые покоятся тут, где будет воздвигнута церковь».

Иммиграция продолжалась и во второй половине XVIII века, хотя в более ограниченных масштабах. В петиции от 1755 года жители Думбравени указывают, что привлекли армян из Молдавии, Валахии и Польши обещаниями спокойной жизни, но упомянутые армяне живут на землях, которыми владеют другие. Армяне могут вернуться обратно в эти страны из-за чрезмерного налогового бремени. Даже в 1855 году богатый армянский купец из Смирны просил разрешения поселиться в Герле с двумя своими братьями, утверждая, что этому примеру последуют другие богатые армяне из Османской империи.

Теперь рассмотрим данные о жителях четырех крупных тран­сильванских городов, населенных армянами. Перепись 1727 года указывает, что в Думбравени проживают 112 семей, в два раза больше, чем 12 лет назад – такой существенный прирост может быть объяснен только иммиграцией. К 1750 году мы имеем уже 203 глав семей и 15 вдов. Всего 245 семей с учетом мелких землевладельцев. В 1791 году мы имеем в Думбравени-Эбешфалоу 807 семей, 441 из которых платят налог (54,64%), в 1808-м из 806 семей платят налог 426 (52,85%), в 1821-м из 652 семей платят налог 342 (52,45%).

Для Герлы имеем следующие цифры: 130 семей в 1716-м, 156 в 1721-м, 187 в 1728-м, 528 в 1720-м. В 1784-1787 годах, во время первой переписи, здесь проживало 4459 человек, в 1791-м из 1001 семьи 840 платили налог (83,91%), в 1808-м из 1205 семей 995 платили налог (82,57%), в 1821-м из 1126 семей 805 платили налог (71,49%).

В Георгени в 1715 году насчитывалось 43 армянские семьи, в 1721-м – 56 семей и 10 вдов, в 1735-м – 77 семей, в 1750-м – 111, в 1831-м – 246, в 1850-м – 1144.

В Фрумоасе число семей возросло с 15 в 1715 году до 24 в 1721-м. Затем начался период стагнации – только 20 семей в 1735 году, 22 – в 1750-м, 293 человека веком позже.

Первая современная перепись была проведена в Трансильвании при правлении императора Иосифа II. Население Герлы составляло 4459 человек, 148 из них отсутствовали, в городе при этом проживало 88 иногородних и иностранцев. Среди мужчин старше 18 лет 59,33% были бюргерами (здесь имеются в виду граждане свободных городов, наделенные правами и привилегиями. – Прим. ред.) или потомками бюргеров, 13,93% относились к знати, 8% были мелкими землевладельцами, 11,93% были перечислены под рубрикой «прочие».

В 1784-1787 годах в Думбравени проживало 3398 человек, 131 отсутствовал в городе, 65 из присутствующих были иностранцами и иногородними. Из мужчин старше 18 лет 479 (45,44%) были бюргерами или потомками бюргеров, 33,30% (351) – мелкими землевладельцами, 5% (53) – крестьянами, 13,66% были названы «прочими», к знати принадлежал только один человек.

Ситуация в Георгени и Фрумоасе была сложнее. В первых двух городах армяне составляли большинство, а здесь было трудно провести различие между армянами и секеями. В 1784-1787 годах Фрумоаса имела 526 жителей, 18 из которых отсутствовали. Бюргеров насчитывалось всего 5. По остальным категориям жителей мы не можем выделить армян. В Георгени население на 30,44% состояло из бюргеров.

В 1791 году из 3827 семей налогоплательщиков в Трансильвании 840 (21,94%) жили в Герле, 441 (11,52%) – в Думбравени, вместе это составляло 33,47% – третью часть семей налогоплательщиков княжества.

Армяно-католическая церковь Св. Григория Просветителя во ФрумоасеДанные по 1850 году показывают, что в Герле насчитывалось 3670 жителей, 156 отсутствовали в городе, зато присутствовали 258 иностранцев. Кандия добавила также 365 жителей, увеличив общее число до 4035. В среднем семья состояла из 3,67 человека.

В том же году в Думбравени постоянно проживало 2224 человека, 43 отсутствовали, присутствовало 334 иногородних и иностранцев. Средняя численность семьи составляла 3,56 человека.

В том же году в Георгени насчитывалось 3966 жителей, 1144 из них были армянами (28,84%). Число жителей Фрумоасы в 1850 году достигло 1899, 72 отсутствовали, присутствовало 17 иногородних и иностранцев. Венгров насчитывалось 1584 человека (83,41%), армян только 293 (15,42%).

Число армянских семей в Трансильвании резко возрастает в первой половине XVIII века, в 1750 году их примерно 890, что составляло около 3500-4500 человек. Затем мы имеем замедление или даже остановку роста, а в XIX веке действие естественного прироста уменьшается переездом многих семей в Венгрию и особенно процессом мадьяризации. В 1850 году мы еще видим 7372 человека, но к 1857 году число армян падает до 5909 (1079 на этот момент проживали в Венгрии). Таким образом, более чем за столетие сообщество выросло только на 131%. Кризис традиционной экономической сферы деятельности действовал рука об руку с демографической стагнацией и утратой групповой идентичности.

В Георгени и Фрумоасе до середины XIX века доля армян оставалась стабильной. В Георгени их насчитывалось 20-25% – в частности, в 1750 году они составляли 21,30%, в 1850 году их доля даже возросла до 28,84%. Во Фрумоасе она оставалась на уровне 15%.

В Герле численность армян постоянно росла, за исключением короткого промежутка времени в начале XIX века. Во второй половине века стал чувствоваться процесс мадьяризации. С другой стороны, в Думбравени уменьшение числа армян было ярко выражено, начиная  с последних трех десятилетий XVIII века. Причин несколько, среди них – экономическая стагнация города. Думбравени был не так благоприятно расположен, как Герла, он находился гораздо ближе к городам секеев и гораздо острее чувствовал конкуренцию «греческих» – в действительности аромунских (влахских) – купцов из Брашова и Сибиу.

Типичным для обоих городов было падение доли армян в общем населении. (…) В 1769-1770 годах, когда власти организовали перепись общин налогоплательщиков, только 54,29% населения Думбравени составляли армяне, а к 1850 году доля уменьшилась до 30,98% – менее трети. В Герле она удержалась на отметке 61,66%. К сожалению для исследователей, переписи конца XIX века и 1910 года отмечали не национальность, но «родной язык». Поскольку к этому времени большинство армян в Трансильвании говорили на венгерском, единственным способом определить размеры сообщества могла бы стать принадлежность к армяно-католическому исповеданию. Однако армяно-католики уже не были отделены от Римско-католической Церкви. Только в нескольких городах и селах в отдельных примечаниях упоминается их присутствие. Поэтому мы можем дать только очень грубые оценки. В 1857 году общее население Герлы, Думбравени, Георгени и Фрумоасы было больше, чем в 1850-м, но численность армян осталась прежней или даже уменьшилась, за исключением Думбравени, где процент армян тем не менее упал. За следующие полвека число армян резко уменьшилось: в Герле осталось примерно 1100 армяно-католиков, в Георгени – 300 и в Думбравени – 234. Кроме проблем методологии переписи, падение численности объяснялось тем, что многие армяне выехали из городов и поселились где-то в других местах провинции, а также быстрой ассимиляцией. Еще сложнее делать выводы о периоде времени после второй мировой войны. Армяне, прибывшие в XVII веке, больше не появляются в официальной статистике. Например, в 1956 году мы видим только 136 армян в Герле, 12 в Думбравени и ни одного в Георгени. Согласно переписи 1992 года их число совершенно незначительно: 97 – в жудеце Клуж, 34 – в жудеце Сибиу, 10 – в жудеце Харгита. Конечно, потомков армян гораздо больше – особенно в Герле и Георгени, но они утратили язык предков, хотя знают о своих корнях, о чем свидетельствуют множество ассоциаций и фондов, созданных после 1990 года для сохранения культуры и традиций армян.


Использованы фотографии участников экспедиции «АНИВ» К. Агекяна и Р. Атояна

Продолжение следует
Средняя оценка:4/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>