- Главная /
- Архив номеров /
- 02.07.2013 №2 (47) /
- 02.07.2013 "«Арменополис», или барокко Герлы" - Николае САБЭУ
"«Арменополис», или барокко Герлы" - Николае САБЭУ

После ухода римских войск из Дакии укрепление было заброшено на время, но неокончательно, и в средние века, вероятно, использовалось как укрытие окрестным романизированным населением. Неподалеку от укрепления намного позже сформировалось и небольшое гражданское поселение, упоминающееся в документах XII века. И только в 1291 году появляется топоним Герлаида. В первую очередь это был своего рода пропускной таможенный пункт, нужно помнить, что здесь проходил один из основных путей, соединяющих север и юг Трансильвании. Место расположения таможенного пункта подчинялось крепости Унгураша. После 1410 года поселение переходит во владение воеводы Трансильвании Лацка, хозяина вышеупомянутой крепости. В 1463 году король Матей Корвин (король Венгрии Матьяш I из знатного трансильванского рода. – Прим. ред.) дарит населенный пункт семье Гереб (той, что оформила готический храм в Вингарде). А через четыре года (1467 г.) поселение переходит к католическому епископату Орадя. Село подверглось целому ряду перемен, связанных с появлением в его окрестностях новой крепости на Сомеше, современной на тот момент архитектуры с клиновидными бастионами, первоначально возведенной во времена сражений за формирование Трансильванского княжества и достраивавшейся в несколько этапов вплоть до XVII века.

Осевшие во второй половине XVII века в Трансильвании армяне на протяжении более столетия проявляли свои выдающиеся способности в области архитектуры и строительства. Была открыта новая страница в изобразительном искусстве Трансильвании, появилось городское барокко, столь же успешно усвоенное и развиваемое армянами, как и ранее новая религия – католицизм, принятый также частью румынского населения вследствие Унии с Римской Церковью. Вовлеченным в эту католическую глобализацию армянам открылись двери в Европу, хоть и разделенную на империи, государства, большие и малые княжества. Это создавало для переселенцев возможность определенной интеграции.
Конечно, талант армян в области строительства, чему имеется огромное количество свидетельств на их Родине, инновации в системах перекрытий, переданные ими в страны Азии и Европы (как хорошо описал известный венский историк искусства Йозеф Стржиговский в своем выдающемся произведении «Архитектура армян и Европа» – «Die Baukunst der armenier und Europa I, II, Vienna, 1918), не мог быть реализован без солидной финансовой поддержки. Коммерческий дар армян позволил решить эту проблему.

Помимо обычаев родной страны, переехавшие семьи усвоили и молдавские, свидетельством чему являются задокументированные ономастические казусы, такие армяно-румынские имена, как Плэчинтар, Брензар, Булбук, Богдан, Кристе, Черчел, Кобрул, Даниель, Драгоман, Горобей, Иакоб, Мирон, Максим, Симеон, Вэкар, Василиан, Викол и т.д.


В течение первых двух десятилетий XVIII века возможности дальнейшего роста для колонистов были ограничены юридическим статусом земель в районе поселения города. Стремление колонистов как можно скорее обрести законные права на землю усиливались, и обращение 10 октября 1726 года миссионера Минаса де Брауна к Карлу VI (император Священной Римской империи из династии Габсбургов. – Прим. ред.) увенчалось успехом – был получен Акт из 11 пунктов, в котором, в частности, закреплялось право колонистов владеть землей, до той поры принадлежавшей крепости, проводить каждый четверг местную ярмарку, а также большие ярмарки 5 февраля, 25 июля и 4 ноября. Вывод города из-под юрисдикции знати позволял избирать магистрат, судью, нотариуса и 12 присяжных, ввести посемейный налог в 10 флоринов в год, а также освободить граждан от обязанности снабжать расквартированных в округе солдат и от воинской повинности.


К сожалению, оригиналы старого плана города не сохранились. Хотя не исключено, что они могут быть найдены в будущем, если не в наших архивах, то в Будапеште или Вене. Из более поздних проектов упомянем работу Конрада Хаммера от 1750 года, где хорошо видно городское пространство с улицами и крупными земельными участками.
Нет сомнений в том, что поначалу в Герле проживало немного семей и дома строились из дерева. С 1700-х годов благодаря армянам, поселившимся в таких населенных пунктах региона, как Бистрица, Фрумоаса, Георгени, Джеоаджиу де Сус, Петеля, Батош и Вецел, главным материалом для строительства здесь стал камень. Только после 1712 года, когда городской совет Бистрицы (под предлогом чумы, как уточняет в своей работе Юдит Пал. – Прим. ред.) обязал с целью «санитарной профилактики» живущих за стенами города поселенцев-армян покинуть взятые там внаем жилища, отмечается значительный прирост количества проживающих в Герле семей. По переписи 1716 года здесь насчитывается 111 хозяйств, 130 мужчин, из которых один священнослужитель, два капеллана, двое певчих в церкви, один судья, три сапожника, 22 дубильщика кож, два скорняка, пять ткачей, один рыбак, пять подмастерьев и несколько торговцев. В 1721 году насчитывается 148 домов и 115 налогоплательщиков. Через год – уже 156 домов и 116 налогоплательщиков. Количество домов растет год от года, и к 1728 году их становится уже 193, еще 6 находятся в стадии строительства. С точки зрения социального состава отметим рост группы торговцев, в которую входят уже 60 человек. Помимо них есть 17 дубильщиков и 7 сапожников. В 1735 году количество домов доходит до 219, а в третьей четверти XVIII века город становится практически похожим на запланированный когда-то барочный. В 1818 году число домов в городе достигает уже 990.


Одновременно с гражданской застройкой возводились и культовые сооружения. В 1723 году построена церковь Соломона, названная по имени ктитора (лицо, выделившее средства на строительство, ремонт или украшение церкви или монастыря. – Прим. ред.) Соломона Симаи. Затем армяно-католическая церковь Св. Троицы (1748-1798 гг.), францисканский монастырь Св. Петра из Алькантара (1748-1758 гг.) и греко-католическая румынская церковь в районе Кандиа (1769 г.). Представляется интересным тот факт, что в Герле жилые и коммерческие сооружения на центральной площади (лавки, построенные после 1722 г. и портики после 1740-го, разрушенные в 50-е гг. XX в.), окружавшие собор с трех сторон – западного, северного и южного фасада, – имели значимость, равную с церквями города.

В 1788 году был одобрен устав городской аптеки, а в 1793 году – почтовой службы. В начале XIX века проводятся работы по расчистке русла реки Сомеш Мик (Малый Сомеш). Для защиты от наводнений в 1811 году по планам инженера Матиаса Фишера строится Мельничный канал, а в 1812-м – Верхняя мельница. В 1801 году замостили со всех четырех сторон центральную площадь. В 1805 году были приобретены четыре пожарных насоса. В это время упоминаются уже 13 улиц, названия которых отражали особенности местности (ул. Вод, Внешнего луга, Внутреннего луга, Средняя, Монастырская, Мельницы, Креста, Новая, Крепости, Мостовая) или фамилии проживающих там крупных собственников (ул. Ковриг, Соломон, Балта и др.). К концу XVIII и началу XIX века построены школьные здания, а в 1800 году – приют для престарелых.

О страхе перед пожарами свидетельствуют постановления городского совета, которые предусматривали серьезные наказания для нарушителей правил безопасности. Штрафы были достаточно внушительными и достигали 12 флоринов для состоятельных граждан или предусматривали телесные наказания для менее обеспеченных.
Здания первых трех десятилетий XVIII века строились преимущественно из самана. Эти дома под названием «дома первопроходцев» возводились на фундаменте из речного камня. В них были два больших помещения – передняя и задняя комнаты, разделенные кухней. В главной комнате имелась ниша, служившая спальней. Если семья была небольшой, дальняя комната служила кладовкой для продуктов. У каждого дома были пристройки: в хлеву, если хозяин был торговцем, содержались от трех до пяти лошадей, рогатый скот и свиньи. Хозяйство окружала прочная ограда с воротами для повозок и калиткой. Дома крылись черепицей, а на фасадах трапециевидной формы располагались по три простых окна.
Вид домов и улиц улучшается и украшается по мере перехода к строительству из камня. В одной из рукописей 1775 года указывается на барочное преобразование города: «Город их хорошо расположенный, с четырехугольной площадью, прямыми улицами и красивыми зданиями, способен вызвать зависть всех жителей княжества. Украшенные коваными решетками окна каменных зданий открыты прямо на улицу, фасады хорошо побелены».

Предпочтения жителей города свидетельствуют о произошедшей метаморфозе – переходе городской стилистики и орнаментики от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Более богатые поселения, к которым относилась и Герла, обращались к иноземным зодчим, строителям, каменщикам, штукатурам и мастерам ковки из Австрии, Богемии, Моравии, Словакии и западной Венгрии. Эти специалисты приносили с собой традиции центрально-европейского барокко, которые за короткий промежуток времени наложили свой отпечаток на основы художественных традиций Герлы.
В приходских книгах крещений, бракосочетаний, смертей римско-католического прихода Герлы в соответствующих рубриках записаны имена, профессии, а иногда и родина этих мастеров, чаще всего немецкого происхождения: каменщик Йозеф Фогель, рожденный в Бибераке, упомянут в 1732 году, мастер-каменщик Игнатиус Прошек зарегистрирован в книгах в 1735, 1740, 1746, 1753 годах; столяры Пауль Хутка и Мартин Абхольц, а также Йоханн Вислинг (Висингер) – в 1744-1746 годах; Йоханнес Пуэхер (Пухер), каменщик из Эдендурга в Венгрии – в 1745, 1751, 1755 годах; каменщик-австриец Йоханн Микаэль Зенгстшмид – в 1745 и 1746 годах, Йоханн Георгиус Пробонус – в 1746 году; Бернард Даниэль Вимерски, каменщик из Богемии – в 1746 году; Андреас Зейтцен, каменщик из Зальцбурга – в 1747 году.





С началом строительства большого храма на главной площади города число строителей, каменщиков, столяров, штукатуров и кузнецов растет. В регистрах фигурируют имена Себастьяна Эдера, muratorius et educillator arcensis – 1754 год; Себастьяна Ледерера, Kelesdorffensis austriacus murarius – 1751, 1752 годы; Франциска Халлера – 1753, 1756 годы; Йозефа Зильбербауэра, Murarior Pallerius Segediensis in Hungaria – после 1751 года; Петра Гринмеля (вероятно, тот же Петр Гриммель, который работал и над замком в Бонциде) – 1753, 1754 годы; Антония Хайса – 1754 год; Йозефа Газнака, juvenis honestus murarior – 1754 год; Йоханнеса Линцбауэра, Vienensis Мauren Pallier – 1755, 1757 годы; Франциска Бебеля, Miurarius ex… in Bohemia orindus; Йозефа Газнолка, murarii eх Hagen in Austria oriundus – 1758 год; Симона Киршенбергера, murarior ex Lambach in superiore Austria oriundus; Mартинуса Эртеля – 1758 год; Михаэля Шелички – 1758, 1771 годы; Йоханнеса Георга Краймена (Кайнера), Hungariae Pestiensis murarius – 1759 год; Йозефа Кребеля, murarius es Veythofen in Austria natus – 1759 год; Йоханнеса Линебаура, Pallerius murarior Viennensis – 1762 год; Себастиана Демцбергера – 1764 год; Матиаса Леонарда, Opifex murarius oriundus Eperjes – 1774 год.

После 1757 года появляется имя Роммануса Лера (Леля, Лерба) – одного из самых популярных штукатуров Трансильвании, автора красивого гипсового декора, украшающего не только своды домов Герлы, но также богато декорированной облицовки некоторых домов в населенных пунктах в долинах рек Муреш и Сомеш.
В тех же реестрах зарегистрированы и мастера-кирпичники: Бальтазар Хёффеле (1749); Йозеф Керн и Георгиус Вольф. Среди столяров, которые упоминаются после середины XVIII века, отметим Адама Керна (1752) и Андреаса Форша (1764) – faber ligneus. Упоминаются и кузнецы: в 1732 году – Йоханн Спад, в 1746 году – Йоханн Георгиус Килиан; а в 1752 году – Генрих Пергауэр – faber ferrarius.
С последней четверти XVIII века, с началом экономического кризиса в провинциях империи, замедляются и темпы строительства. Реестры приходских книг достаточно четко отражают эту ситуацию, т.к. число мастеровых всех профессий падает уже в третьем десятилетии XVIII века, когда начиналось строительство целого ряда объектов.
После 1770-1771 годов стоит отметить деятельность Урликуса (Алдерикуса) Келлера и Георгиуса Эртеля, к которым присоединяются и специалисты из Трансильвании: Йоханес Фирдл (Фридл), каменщик из Бистрицы (1771), строитель-румын Георгиус Шербан из Киоары (1772) и Андреа Торф, столяр из Клаудиополя (1776).

Черты, характерные для эпохи барокко, появляются в постройках второй половины XVIII века. В целом, к типичной структуре трансильванского, верхне-австрийского или богемского домов добавляются декоративные детали в стиле барокко. За период с 1751 по 1795 год (год постройки указывался обычно над воротами) сохранились 47 домов по ул. Авраама Ианку (2 дома), Г. Барицуй (1), Бобылна (5), Кришан (2), 1 Декабря (11), Драгош Водэ (4), Михай Витязу (8), пл. Либертэци (3), Т. Сперанциа (1), Штефан чел Маре (4) и Романэ (6). Из построек XIX века, отражающих влияние стиля неоклассицизма, особенно в элементах декора, выделим 30 зданий по ул. Александри (1), Г. Барициу (1), Бобылна (2), Кришан (3), Драгош Водэ (5), 1 Декабря (2), Михай Витязу (6), пл. Либертэци (1), Штефан чел Маре (6) и Романэ (3).
Можно выделить три типа планировки. Компактный прямоугольный с залом на первом этаже, вокруг которого располагаются другие помещения (бывшие дома Ласлёффи и Карашоньи, дома по ул. Авраам Ианку, 7; Драгош Водэ, 9; 1 Декабря, 2, 3, 5, 7, 14 и пл. Либертэци, 10. Более вытянутые дома с анфиладой комнат (дома по ул. Бобылна, 22; Михай Витязу, 8, 12, 14, 15; Т. Сперанциа, 11 и Штефан чел Маре, 8, 15). Дома в форме буквы L, которые смотрят главным фасадом на проезжую часть, а боковым углубляются во двор, куда выходит открытая веранда с полукруглыми арками. В домах такого типа, где комнаты расположены вокруг прихожей, одна или две комнаты смотрят на улицу, а два или три помещения расположены вдоль продольного коридора (дома по ул. 1 Декабря, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14; Михай Витязу, 5; Романэ, 2, 31). Реже всего попадаются дома в форме буквы U, встретившиеся мне по номерам 1 и 12 (бывший дом Даниэля) на пл. Либертэци и по ул. 1 Декабря, 46, где располагался Дом престарелых.
С точки зрения технологии строительства, следует отметить тщательность и основательность кладки стен, качественный материал, будь то хорошо обожженный кирпич, особый раствор или точно вырубленный бело-желтый известняк, который оживляет фасады зданий.
Своды комнат в основном полуцилиндрические с двумя, тремя или четырьмя упорными арками, края которых изогнуты внутрь помещения (ул. Барициу, 2), наружу (пл. Либертэци, 10) или использованы в комбинированном варианте (ул. Михай Витязу, 8). Иногда кирпичные паруса украшались геометрическими или растительными орнаментами, моделированными в штукатурке. Иногда даже боковые стены оформлялись антропоморфными украшениями из штукатурки (бывшие дома Даниэля и Ласлоффи). Фасады с трапециевидными фронтонами чаще всего также украшались орнаментом. Для фасадов характерно четкое отделение въездных ворот парадного входа. В каждом доме въездные ворота, как символ достатка владельца, имели внушительные размеры. Каменная арка ворот в самых старых постройках была полукруглой, а в XIX веке приобрела вид корзины. По центру указывались год постройки и инициалы владельца.

Зачастую фронтон и антаблемент дома богато украшались геометрическим, растительным, цветочным или антропоморфным орнаментом. В зданиях XVIII века преобладает барочный декоративный стиль, уникальный для декоративного искусства Трансильвании, характерный набор элементов которого по праву мог бы называться «стилем Герлы». В начале XIX века стиль этот упрощается, лишается нефункциональных декоративных элементов, обретает черты, характерные для неоклассицизма.
Набор декоративных скульптурных элементов Герлы достаточно разнообразен. Здесь триглифы; перекрывающиеся диски, соединенные ленточными или веревочными элементами, как и на некоторых фасадах в Клуже; розетки; цветочные композиции; геральдические знаки; штукатурка с изображениями различных живых существ; объемные головы пастушков; живописные бюсты турецких воинов; модели с экзотическими нюансами, которые обогатили барочный стиль Трансильвании; атланты; изображения Заступницы Девы Марии, Св. Яна Непомука, Св. Григория Просветителя составляют неполный перечень элементов и фигур, использовавшихся при декорировании фасадов и монументальных ворот, охранявших эти здания.
Окна главных фасадов чаще всего декорировались тщательно обработанными элементами в камне. Эти элементы располагались в тимпанах фронтона, венчавшегося «бровками» фигурного карниза, и представляли собой ракушки, листья, стилизованные, причудливо вьющиеся растения, орнаменты рококо (рокайли) разных размеров, растительные гирлянды и медальоны с антропоморфными фигурками.
Металлические решетки, используемые для защиты прямоугольных оконных проемов, уникальны для ковки Трансильвании XVII-XVIII веков (ул. 1 Декабря, 2, 3, 5, 7, 16; ул. Романэ 16, 31; ул. Штефан чел Маре, 5; ул. Драгош Водэ 8, 9). На некоторых зданиях в нише на трапециевидном фронтоне главного фасада размещались фигурки наиболее важных святых-покровителей из камня или дерева. К этим святым обращались за их «благодатную силу против сглаза»: к Св. Варваре, заменяющей здесь Св. Флориана, обращались за защитой от пожаров и наводнений, обращались также к Св. Григорию Просветителю как покровителю армян, к чудотворным изображениям Девы с Младенцем, к Св. Георгию как покровителю крестьян, урожая и стад животных, обращались и к Матери Божьей-наставительнице, которая изображалась по образцу, известному из монастыря Никулы, и стала самым любимым образом в местной иконографии и скульптуре.
Такое же внимание к самым мелким деталям характерно и для самих строений: крыша с двумя или более скатами украшена малыми слуховыми окошками, а высокие дымоходы прикрыты специальными крышками, защищающими хозяйство от опасных, вылетающих из трубы искр. Углы зданий защищены специальными элементами в форме волют, часто высеченными из одного каменного блока. Мебель и керамика, украшавшие интерьеры, демонстрируют способность оценить как полезность, так и красоту. В некоторых зданиях и сегодня можно увидеть разные виды дверных замков, цепочек, ручек в виде стилизованных фигурок животных, помимо своей функциональности отличающихся и декоративностью исполнения и украшающих внешний вид домов. Во всем здесь ощущается чувство прекрасного, присущее жителям города. Стремление строить прочно и красиво рождает гордость и любовь жителей к своему городу, который они возвели, – чувство, постепенно угасавшее в ходе истории по мере индустриализации и развития современной гигантомании.
Перевод с румынского Елены Коршук
Использованы фотографии участников экспедиции «Анив»; Р. Атояна, Т. Саркисян, А. Хечояна
Комментариев:0Оставить комментарий
Средняя оценка:4/5Оставить оценку