вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"«Арменополис», или барокко Герлы" - Николае САБЭУ

02.07.2013 Николае Сабэу Статья опубликована в номере №2 (47).
Комментариев:0 Средняя оценка:4/5
Члены экспедиции журнала «АНИ В» возле одного из бывших армянских домов ГерлыРасположенная в устье Малого Сомеша Герла была заселена с давних времен, о чем говорят сохранившиеся артефакты позднего железного века, принадлежащие культуре даков, а также свидетельства о расположении там довольно значимого римского лагеря, охранявшего дорогу из романской Напоки к лагерям в среднем течении Сомеша.

После ухода римских войск из Дакии укрепление было заброшено на время, но неокончательно, и в средние века, вероятно, использовалось как укрытие окрестным романизированным населением. Неподалеку от укрепления намного позже сформировалось и небольшое гражданское поселение, упоминающееся в документах XII века. И только в 1291 году появляется топоним Герлаида. В первую очередь это был своего рода пропускной таможенный пункт, нужно помнить, что здесь проходил один из основных путей, соединяющих север и юг Трансильвании. Место расположения таможенного пункта подчинялось крепости Унгураша. После 1410 года поселение переходит во владение воеводы Трансильвании Лацка, хозяина вышеупомянутой крепости. В 1463 году король Матей Корвин (король Венгрии Матьяш I из знатного трансильванского рода. – Прим. ред.) дарит населенный пункт семье Гереб (той, что оформила готический храм в Вингарде). А через четыре года (1467 г.) поселение переходит к католическому епископату Орадя. Село подверглось целому ряду перемен, связанных с появлением в его окрестностях новой крепости на Сомеше, современной на тот момент архитектуры с клиновидными бастионами, первоначально возведенной во времена сражений за формирование Трансильванского княжества и достраивавшейся в несколько этапов вплоть до XVII века.

Вотивный дар церкви с изображением дома трансильванских армян, картина неизвестного художника, 1780 г. Фото из книги «Cultură și artă armenească la Gerla» Editura «Ararat», București 2002В XVI-XVII веках село принадлежит этой крепости, имеются документы, где зарегистрированы проживавшие там в 1630, 1631, 1637, 1643 годах семьи. Село имело право проводить три ежегодные ярмарки – на праздники Святого Георгия, Михаила и Николая. В 1667 году вокруг крепости дозволяют селиться стрелкам, освободив их от налогов, взамен на обязательство защищать укрепление. В 1669 году под стенами крепости были расквартированы турецкие войска – et castris sub Candia postis. Во время восстания гайдуков (1703 г.) население села значительно сократилось. Приблизительно в тот же период сюда прибывают на поселение армяне из регионов Бистрица, Георгени и Фрумоаса. Эти колонисты (около 3000 семей) эмигрировали из Молдовы в Трансильванию с согласия князя Михая I Апафи после 1672 года.

Осевшие во второй половине XVII века в Трансильвании армяне на протяжении более столетия проявляли свои выдающиеся способности в области архитектуры и строительства. Была открыта новая страница в изобразительном искусстве Трансильвании, появилось городское барокко, столь же успешно усвоенное и развиваемое армянами, как и ранее новая религия – католицизм, принятый также частью румынского населения вследствие Унии с Римской Церковью. Вовлеченным в эту католическую глобализацию армянам открылись двери в Европу, хоть и разделенную на империи, государства, большие и малые княжества. Это создавало для переселенцев возможность определенной интеграции.

Конечно, талант армян в области строительства, чему имеется огромное количество свидетельств на их Родине, инновации в системах перекрытий, переданные ими в страны Азии и Европы (как хорошо описал известный венский историк искусства Йозеф Стржиговский в своем выдающемся произведении «Архитектура армян и Европа» – «Die Baukunst der armenier und Europa I, II, Vienna, 1918), не мог быть реализован без солидной финансовой поддержки. Коммерческий дар армян позволил решить эту проблему.

Музей истории города Герла в бывшем доме Карашоньи XVIII в. на ул. Михай Витязу, 6Безусловно, нельзя упрощать и ограничивать жизнь армянского сообщества этими двумя присущими армянам дарованиями. Вновь прибывшие поселенцы последовательно наделялись правами (в 1684 и 1699 гг.) на дубление кож, скорняжье и сапожное дело, а также на свободное развитие торговли. Эти привилегии были подтверждены Леопольдом 1 (1699), Карлом VI (1736), Марией-Терезией, Иосифом II, Леопольдом II, Франциском I и Фердинандом II (императоры Священной Римской империи, с 1806 г. – императоры Австрийской империи. – Прим. ред.). Кроме того, привилегиями пользовалась гильдии дубильщиков, производителей знаменитой ткани сатин и сорта кожи кордован (Ceha privilegiata cerdorum Armenopolitanorum).

Помимо обычаев родной страны, переехавшие семьи усвоили и молдавские, свидетельством чему являются задокументированные ономастические казусы, такие армяно-румынские имена, как Плэчинтар, Брензар, Булбук, Богдан, Кристе, Черчел, Кобрул, Даниель, Драгоман, Горобей, Иакоб, Мирон, Максим, Симеон, Вэкар, Василиан, Викол и т.д.


Музей истории города Герла в бывшем доме Карашоньи XVIII в. на ул. Михай Витязу, 6Музей истории города Герла в бывшем доме Карашоньи XVIII в. на ул. Михай Витязу, 6Новых колонистов направлял и поддерживал епископ Оксендиос Вержереску, жизнь которого была полна необычных событий. Родился он в Ботошанах, в Молдове, обучался в коллегии Propaganda Fide в Риме, три года провел в заключении (1703-1706 гг.) после сорвавшихся переговоров с Ференцем II Ракоши (князь Трансильвании, возглавивший восстание венгров против Габсбургов. – Прим. ред.), но в итоге, в качестве прелата, получил для своих соотечественников право построить город: jus extruendae Armenopolis ad arcem Syamosujvar (город имеет несколько названий – Арменополис, Самошуйвар, Герла. – Прим. ред.)
В течение первых двух десятилетий XVIII века возможности дальнейшего роста для колонистов были ограничены юридическим статусом земель в районе поселения города. Стремление колонистов как можно скорее обрести законные права на землю усиливались, и обращение 10 октября 1726 года миссионера Минаса де Брауна к Карлу VI (император Священной Римской империи из династии Габсбургов. – Прим. ред.) увенчалось успехом – был получен Акт из 11 пунктов, в котором, в частности, закреплялось право колонистов владеть землей, до той поры принадлежавшей крепости, проводить каждый четверг местную ярмарку, а также большие ярмарки 5 февраля, 25 июля и 4 ноября. Вывод города из-под юрисдикции знати позволял избирать магистрат, судью, нотариуса и 12 присяжных, ввести посемейный налог в 10 флоринов в год, а также освободить граждан от обязанности снабжать расквартированных в округе солдат и от воинской повинности.

Армяно-католический приход (1761) на ул. Штефана Чел Маре, 5. Фото из книги «Cultură și artă armenească la Gerla» Editura «Ararat», București 2002Важным стимулом развития для города торговцев и ремесленников было право беспошлинной торговли по всей Трансильвании. В 1736 году австрийская Канцелярия сдает под залог на 90 лет за 100 000 флоринов все владение Герла и пригород Кандия, расположенный под стенами крепости. в 1746 и 1761 годах Мария Терезия подтверждает и расширяет привилегии колонистов, полученные от ее отца Карла VI. 21 августа 1759 года законодательное собрание города Сибиу подтверждает наделение Герлы статусом свободного королевского города, что позже закрепляется и декретом Иосифа II от 1786 года. По этому поводу были получены и новые коммерческие права, которые увеличивали число еженедельных ярмарок до двух, а также давали право на проведение двух сельскохозяйственных ярмарок в году. Право jus gladiis («право меча» – право на совершение правосудия. – Прим. ред.), о котором ходатайствовал город в этот период, декретом 1791 года даровано не было, оно получило законную силу только в 1838 году, когда вместе с гербом города его одобрил и ратифицировал Высший совет Трансильвании. На гербе был изображен двуглавый орел, геральдический знак, имеющий глубокую историческую значимость для армян, как отмечает в Magnum Ethimologicum Romaniae Х. П. Хашдеу. В 1844 году был зарегистрирован иной герб города, отражающий одну из историй Ветхого Завета о Великом потопе и горе Арарат как месте пристанища Ноева Ковчега.

Армяно-католический приход (1761) на ул. Штефана Чел Маре, 5. Фото из книги «Cultură și artă armenească la Gerla» Editura «Ararat», București 2002Новый город появился не сразу, его строительство при тогдашних технических возможностях продлилось полвека, и он представляет собой истинный шедевр зодчества. Сонгот, заслуженный историограф армян из Герлы, утверждает, что проект отбирался по конкурсу и был разработан инженером Алексом, приглашенным из Рима около 1700 года епископом Оксендием Вержереску, хотя эта информация на сегодняшний день и не нашла документального подтверждения. Ясно, что проект был детально продуман, и предполагалось реализовать его до мелочей.

К сожалению, оригиналы старого плана города не сохранились. Хотя не исключено, что они могут быть найдены в будущем, если не в наших архивах, то в Будапеште или Вене. Из более поздних проектов упомянем работу Конрада Хаммера от 1750 года, где хорошо видно городское пространство с улицами и крупными земельными участками.

Нет сомнений в том, что поначалу в Герле проживало немного семей и дома строились из дерева. С 1700-х годов благодаря армянам, поселившимся в таких населенных пунктах региона, как Бистрица, Фрумоаса, Георгени, Джеоаджиу де Сус, Петеля, Батош и Вецел, главным материалом для строительства здесь стал камень. Только после 1712 года, когда городской совет Бистрицы (под предлогом чумы, как уточняет в своей работе Юдит Пал. – Прим. ред.) обязал с целью «санитарной профилактики» живущих за стенами города поселенцев-армян покинуть взятые там внаем жилища, отмечается значительный прирост количества проживающих в Герле семей. По переписи 1716 года здесь насчитывается 111 хозяйств, 130 мужчин, из которых один священнослужитель, два капеллана, двое певчих в церкви, один судья, три сапожника, 22 дубильщика кож, два скорняка, пять ткачей, один рыбак, пять подмастерьев и несколько торговцев. В 1721 году насчитывается 148 домов и 115 налогоплательщиков. Через год – уже 156 домов и 116 налогоплательщиков. Количество домов растет год от года, и к 1728 году их становится уже 193, еще 6 находятся в стадии строительства. С точки зрения социального состава отметим рост группы торговцев, в которую входят уже 60 человек. Помимо них есть 17 дубильщиков и 7 сапожников. В 1735 году количество домов доходит до 219, а в третьей четверти XVIII века город становится практически похожим на запланированный когда-то барочный. В 1818 году число домов в городе достигает уже 990.

Бывший дом Ласлоффи (после 1744 г.) на ул 1 декабря, 16Земля, на которой строится город, была куплена – редчайший факт в истории развития городов Трансильвании – за 12 000 флоринов (ренанов) и поделена на части ценой по 100 флоринов на каждую семью. Деньги должны были выплачиваться или полностью, или с минимальным авансом и длительной рассрочкой, как свидетельствуют записи сборщика налогов, в чью обязанность входило собирать выплаты за землю.

Бывший дом Ласлоффи (после 1744 г.) на ул 1 декабря, 16Каждой семье были предоставлены не только земля под дом, но и садовый участок, а затем и участок за пределами города, так называемая «земля под кукурузу», которую горожане использовали преимущественно для выращивания скота. Новое приобретение земли было осуществлено во времена Марии Терезии, когда была выплачена сумма в 25 000 флоринов (земельные доли рассчитывались по 300 флоринов), что дало толчок развитию города. После покупки Герла становится своего рода сельским городом – urbs in rure, у которого есть возможность расширять зону для снабжения жителей продовольствием, что крайне важно для поселения ремесленников и торговцев. Самая старая часть города находится в южной стороне нового барочного города. Здесь дома возводились вокруг первого армянского храма, на месте которого потом выросла церковь Соломона.

Одновременно с гражданской застройкой возводились и культовые сооружения. В 1723 году построена церковь Соломона, названная по имени ктитора (лицо, выделившее средства на строительство, ремонт или украшение церкви или монастыря. – Прим. ред.) Соломона Симаи. Затем армяно-католическая церковь Св. Троицы (1748-1798 гг.), францисканский монастырь Св. Петра из Алькантара (1748-1758 гг.) и греко-католическая румынская церковь в районе Кандиа (1769 г.). Представляется интересным тот факт, что в Герле жилые и коммерческие сооружения на центральной площади (лавки, построенные после 1722 г. и портики после 1740-го, разрушенные в 50-е гг. XX в.), окружавшие собор с трех сторон – западного, северного и южного фасада, – имели значимость, равную с церквями города.

Аптека в бывшем доме Даниэля (1747) на площади Либертэци, 12. Фото из книги «Cultură și artă armenească la Gerla» Editura «Ararat», București 2002Самой важной административной постройкой XVIII века была мэрия, здание которой располагалось на центральной площади – сегодня это площадь Либертэци. Она отмечена на проекте Хаммера 1755 года, а также на плане 1829 года, хранящемся в Военном Музее Будапешта. Компактная прямоугольная постройка с подвалом и двумя этажами, в том числе цокольным, с фасадом и ломаной линией ската крыши, морфологически характерной для эпохи барокко, созвучна по форме замку Халлера из Коплеяна. Снесенное в девятом десятилетии XIX века здание – на плане 1884 года, находящемся в Военном Музее Будапешта, оно уже не значится – можно увидеть на акварели 1873 года, приписываемой кисти А. Свитовского.

В 1788 году был одобрен устав городской аптеки, а в 1793 году – почтовой службы. В начале XIX века проводятся работы по расчистке русла реки Сомеш Мик (Малый Сомеш). Для защиты от наводнений в 1811 году по планам инженера Матиаса Фишера строится Мельничный канал, а в 1812-м – Верхняя мельница. В 1801 году замостили со всех четырех сторон центральную площадь. В 1805 году были приобретены четыре пожарных насоса. В это время упоминаются уже 13 улиц, названия которых отражали особенности местности (ул. Вод, Внешнего луга, Внутреннего луга, Средняя, Монастырская, Мельницы, Креста, Новая, Крепости, Мостовая) или фамилии проживающих там крупных собственников (ул. Ковриг, Соломон, Балта и др.). К концу XVIII и началу XIX века построены школьные здания, а в 1800 году – приют для престарелых.

Ворота жилого дома (1762) на ул. Михай Витязул, 15За свою историю город неоднократно страдал от пожаров. Четыре из них нанесли серьезный ущерб и жителям, и самому городу – 20 июля 1728 года сгорело много только что построенных домов; пожар 14 сентября 1807 года уничтожил часть улиц Ковриг и Внутреннего луга, 14 июля 1822 года были потеряны 18 домов по ул. Маре, много домов сгорело и в 1844 году.

О страхе перед пожарами свидетельствуют постановления городского совета, которые предусматривали серьезные наказания для нарушителей правил безопасности. Штрафы были достаточно внушительными и достигали 12 флоринов для состоятельных граждан или предусматривали телесные наказания для менее обеспеченных.

Здания первых трех десятилетий XVIII века строились преимущественно из самана. Эти дома под названием «дома первопроходцев» возводились на фундаменте из речного камня. В них были два больших помещения – передняя и задняя комнаты, разделенные кухней. В главной комнате имелась ниша, служившая спальней. Если семья была небольшой, дальняя комната служила кладовкой для продуктов. У каждого дома были пристройки: в хлеву, если хозяин был торговцем, содержались от трех до пяти лошадей, рогатый скот и свиньи. Хозяйство окружала прочная ограда с воротами для повозок и калиткой. Дома крылись черепицей, а на фасадах трапециевидной формы располагались по три простых окна.

Вид домов и улиц улучшается и украшается по мере перехода к строительству из камня. В одной из рукописей 1775 года указывается на барочное преобразование города: «Город их хорошо расположенный, с четырехугольной площадью, прямыми улицами и красивыми зданиями, способен вызвать зависть всех жителей княжества. Украшенные коваными решетками окна каменных зданий открыты прямо на улицу, фасады хорошо побелены».


Наличник окна одного из армянских домов ГерлыЭкономические и коммерческие достижения города, хороший доход, получаемый от экспорта скота, позволили построить прочные, удобные и красивые дома. В первой половине XVIII века в Герле и окрестностях (Бонцида, Корнешть, Дебека) работала единственная камнерезная мастерская, где мастера работали в стиле трансильванского позднего Возрождения, ярким представителем которого был мастер Сипос Давид. С четвертого десятилетия число мастерских увеличивается, и одновременно начинают распространяться новые стилистические формы барокко. Предпочтение этих образцов для строительства засвидетельствовано в наблюдениях хрониста Апора, который в «Метаморфозах Трансильвании» (Metamorphosis Transylvaniae) жаловался на «новую моду», отражающуюся во «вкусах» местной знати. Точные указания, данные нанятому мастеру-строителю Паулю Шмидту, построить здание «в сегодняшнем стиле» (nach der heutigen Art) нет необходимости комментировать.

Предпочтения жителей города свидетельствуют о произошедшей метаморфозе – переходе городской стилистики и орнаментики от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Более богатые поселения, к которым относилась и Герла, обращались к иноземным зодчим, строителям, каменщикам, штукатурам и мастерам ковки из Австрии, Богемии, Моравии, Словакии и западной Венгрии. Эти специалисты приносили с собой традиции центрально-европейского барокко, которые за короткий промежуток времени наложили свой отпечаток на основы художественных традиций Герлы.

В приходских книгах крещений, бракосочетаний, смертей римско-католического прихода Герлы в соответствующих рубриках записаны имена, профессии, а иногда и родина этих мастеров, чаще всего немецкого происхождения: каменщик Йозеф Фогель, рожденный в Бибераке, упомянут в 1732 году, мастер-каменщик Игнатиус Прошек зарегистрирован в книгах в 1735, 1740, 1746, 1753 годах; столяры Пауль Хутка и Мартин Абхольц, а также Йоханн Вислинг (Висингер) – в 1744-1746 годах; Йоханнес Пуэхер (Пухер), каменщик из Эдендурга в Венгрии – в 1745, 1751, 1755 годах; каменщик-австриец Йоханн Микаэль Зенгстшмид – в 1745 и 1746 годах, Йоханн Георгиус Пробонус – в 1746 году; Бернард Даниэль Вимерски, каменщик из Богемии – в 1746 году; Андреас Зейтцен, каменщик из Зальцбурга – в 1747 году.

 
Фрагменты зданий Герлы. Камни над воротами с указанием года постройки и/или владельца дома Фрагменты зданий Герлы. Камни над воротами с указанием года постройки и/или владельца дома Фрагменты зданий Герлы. Камни над воротами с указанием года постройки и/или владельца дома

Фрагменты зданий Герлы. Камни над воротами с указанием года постройки и/или владельца дома Фрагменты зданий Герлы. Камни над воротами с указанием года постройки и/или владельца дома

С началом строительства большого храма на главной площади города число строителей, каменщиков, столяров, штукатуров и кузнецов растет. В регистрах фигурируют имена Себастьяна Эдера, muratorius et educillator arcensis – 1754 год; Себастьяна Ледерера, Kelesdorffensis austriacus murarius – 1751, 1752 годы; Франциска Халлера – 1753, 1756 годы; Йозефа Зильбербауэра, Murarior Pallerius Segediensis in Hungaria – после 1751 года; Петра Гринмеля (вероятно, тот же Петр Гриммель, который работал и над замком в Бонциде) – 1753, 1754 годы; Антония Хайса – 1754 год; Йозефа Газнака, juvenis honestus murarior – 1754 год; Йоханнеса Линцбауэра, Vienensis Мauren Pallier – 1755, 1757 годы; Франциска Бебеля, Miurarius ex… in Bohemia orindus; Йозефа Газнолка, murarii eх Hagen in Austria oriundus – 1758 год; Симона Киршенбергера, murarior ex Lambach in superiore Austria oriundus; Mартинуса Эртеля – 1758 год; Михаэля Шелички – 1758, 1771 годы; Йоханнеса Георга Краймена (Кайнера), Hungariae Pestiensis murarius – 1759 год; Йозефа Кребеля, murarius es Veythofen in Austria natus – 1759 год; Йоханнеса Линебаура, Pallerius murarior Viennensis – 1762 год; Себастиана Демцбергера – 1764 год; Матиаса Леонарда, Opifex murarius oriundus Eperjes – 1774 год.

Фрагменты зданий Герлы.После 1750 года особенно выделяются каменщики, создававшие оригинальные оконные проемы, порталы, коньки, капители, растительные, зооморфные и антропоморфные украшения фасадов гражданских и религиозных строений города: в 1754 году – Йоханн Пильцер; в 1759, 1762, 1768 годах – Йозеф Мюллер; в 1760-1761 годах – Себастьян Толль; в 1768 году – Георгиус Фалтинг, Lapicida ex Moravia ex Grannau oriundus; в 1768 году – Карл Лейтнер, Lapicida et educillator arcis; в 1769 году – Микаэль Шабо.

После 1757 года появляется имя Роммануса Лера (Леля, Лерба) – одного из самых популярных штукатуров Трансильвании, автора красивого гипсового декора, украшающего не только своды домов Герлы, но также богато декорированной облицовки некоторых домов в населенных пунктах в долинах рек Муреш и Сомеш.

В тех же реестрах зарегистрированы и мастера-кирпичники: Бальтазар Хёффеле (1749); Йозеф Керн и Георгиус Вольф. Среди столяров, которые упоминаются после середины XVIII века, отметим Адама Керна (1752) и Андреаса Форша (1764) – faber ligneus. Упоминаются и кузнецы: в 1732 году – Йоханн Спад, в 1746 году – Йоханн Георгиус Килиан; а в 1752 году – Генрих Пергауэр – faber ferrarius.

С последней четверти XVIII века, с началом экономического кризиса в провинциях империи, замедляются и темпы строительства. Реестры приходских книг достаточно четко отражают эту ситуацию, т.к. число мастеровых всех профессий падает уже в третьем десятилетии XVIII века, когда начиналось строительство целого ряда объектов.

После 1770-1771 годов стоит отметить деятельность Урликуса (Алдерикуса) Келлера и Георгиуса Эртеля, к которым присоединяются и специалисты из Трансильвании: Йоханес Фирдл (Фридл), каменщик из Бистрицы (1771), строитель-румын Георгиус Шербан из Киоары (1772) и Андреа Торф, столяр из Клаудиополя (1776).


Фрагменты зданий Герлы.Из всего объема обследованных в историческом архитектурном центре зданий нам удалось выделить несколько схожих строений первой половины XVIII века. Они имеют характерные черты декора позднего Трансильванского Возрождения, например, ниши, украшенные зубцами, как в церкви Св. Соломона и бывшем доме Ласлёффи (ул. 1 Декабря, 16), или плоский орнамент с растительными мотивами (акант) в стиле Сипоса Давида, как в памятной надписи в церкви Соломона (1724 г.) и бывшем доме Даниэля по пл. Либертэци, 12, построенном до 1747 года. К этим зданиям можно добавить и дом по ул. Бобылна, 1 (1745 г.), и бывший дом Бараньи (ул. 1 Декабря, 4).

Черты, характерные для эпохи барокко, появляются в постройках второй половины XVIII века. В целом, к типичной структуре тран­сильванского, верхне-австрийского или богемского домов добавляются декоративные детали в стиле барокко. За период с 1751 по 1795 год (год постройки указывался обычно над воротами) сохранились 47 домов по ул. Авраама Ианку (2 дома), Г. Барицуй (1), Бобылна (5), Кришан (2), 1 Декабря (11), Драгош Водэ (4), Михай Витязу (8), пл. Либертэци (3), Т. Сперанциа (1), Штефан чел Маре (4) и Романэ (6). Из построек XIX века, отражающих влияние стиля неоклассицизма, особенно в элементах декора, выделим 30 зданий по ул. Александри (1), Г. Барициу (1), Бобылна (2), Кришан (3), Драгош Водэ (5), 1 Декабря (2), Михай Витязу (6), пл. Либертэци (1), Штефан чел Маре (6) и Романэ (3).

Можно выделить три типа планировки. Компактный прямоугольный с залом на первом этаже, вокруг которого располагаются другие помещения (бывшие дома Ласлёффи и Карашоньи, дома по ул. Авраам Ианку, 7; Драгош Водэ, 9; 1 Декабря, 2, 3, 5, 7, 14 и пл. Либертэци, 10. Более вытянутые дома с анфиладой комнат (дома по ул. Бобылна, 22; Михай Витязу, 8, 12, 14, 15; Т. Сперанциа, 11 и Штефан чел Маре, 8, 15). Дома в форме буквы L, которые смотрят главным фасадом на проезжую часть, а боковым углубляются во двор, куда выходит открытая веранда с полукруглыми арками. В домах такого типа, где комнаты расположены вокруг прихожей, одна или две комнаты смотрят на улицу, а два или три помещения расположены вдоль продольного коридора (дома по ул. 1 Декабря, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14; Михай Витязу, 5; Романэ, 2, 31). Реже всего попадаются дома в форме буквы U, встретившиеся мне по номерам 1 и 12 (бывший дом Даниэля) на пл. Либертэци и по ул. 1 Декабря, 46, где располагался Дом престарелых.

С точки зрения технологии строительства, следует отметить тщательность и основательность кладки стен, качественный материал, будь то хорошо обожженный кирпич, особый раствор или точно вырубленный бело-желтый известняк, который оживляет фасады зданий.

Своды комнат в основном полуцилиндрические с двумя, тремя или четырьмя упорными арками, края которых изогнуты внутрь помещения (ул. Барициу, 2), наружу (пл. Либертэци, 10) или использованы в комбинированном варианте (ул. Михай Витязу, 8). Иногда кирпичные паруса украшались геометрическими или растительными орнаментами, моделированными в штукатурке. Иногда даже боковые стены оформлялись антропоморфными украшениями из штукатурки (бывшие дома Даниэля и Ласлоффи). Фасады с трапециевидными фронтонами чаще всего также украшались орнаментом. Для фасадов характерно четкое отделение въездных ворот парадного входа. В каждом доме въездные ворота, как символ достатка владельца, имели внушительные размеры. Каменная арка ворот в самых старых постройках была полукруглой, а в XIX веке приобрела вид корзины. По центру указывались год постройки и инициалы владельца.

Вотивный дар церкви с изображением дома трансильванских армян, картина неизвестного художника XVIII в. Фото из книги «Cultură și artă armenească la Gerla» Editura «Ararat», București 2002Квази-аксиометрическое представление планировки, грамматику декоративного языка, типичные въездные ворота, прилегающую к боковой стороне здания веранду, прямоугольные окна со стеклами, вставленными в круглые свинцовые рамы, а также людей, оживляющих этот архитектурный пейзаж, можно увидеть на двух картинах маслом, хранящихся в коллекции армяно-католического храма в Герле. Обе работы неизвестного автора представляют собой вотивные дары церкви 1750 года и в последовательности, близкой к сценографической, отражают духовную жизнь жителя Герлы, наполненную культом святых покровителей и образов-оберегов, среди которых образ Девы Марии, к которому обращались для защиты от молнии или эпидемий того времени.

Зачастую фронтон и антаблемент дома богато украшались геометрическим, растительным, цветочным или антропоморфным орнаментом. В зданиях XVIII века преобладает барочный декоративный стиль, уникальный для декоративного искусства Трансильвании, характерный набор элементов которого по праву мог бы называться «стилем Герлы». В начале XIX века стиль этот упрощается, лишается нефункциональных декоративных элементов, обретает черты, характерные для неоклассицизма.

Набор декоративных скульптурных элементов Герлы достаточно разнообразен. Здесь триглифы; перекрывающиеся диски, соединенные ленточными или веревочными элементами, как и на некоторых фасадах в Клуже; розетки; цветочные композиции; геральдические знаки; штукатурка с изображениями различных живых существ; объемные головы пастушков; живописные бюсты турецких воинов; модели с экзотическими нюансами, которые обогатили барочный стиль Трансильвании; атланты; изображения Заступницы Девы Марии, Св. Яна Непомука, Св. Григория Просветителя составляют неполный перечень элементов и фигур, использовавшихся при декорировании фасадов и монументальных ворот, охранявших эти здания.

Окна главных фасадов чаще всего декорировались тщательно обработанными элементами в камне. Эти элементы располагались в тимпанах фронтона, венчавшегося «бровками» фигурного карниза, и представляли собой ракушки, листья, стилизованные, причудливо вьющиеся растения, орнаменты рококо (рокайли) разных размеров, растительные гирлянды и медальоны с антропоморфными фигурками.

Металлические решетки, используемые для защиты прямоугольных оконных проемов, уникальны для ковки Трансильвании XVII-XVIII веков (ул. 1 Декабря, 2, 3, 5, 7, 16; ул. Романэ 16, 31; ул. Штефан чел Маре, 5; ул. Драгош Водэ 8, 9). На некоторых зданиях в нише на трапециевидном фронтоне главного фасада размещались фигурки наиболее важных святых-покровителей из камня или дерева. К этим святым обращались за их «благодатную силу против сглаза»: к Св. Варваре, заменяющей здесь Св. Флориана, обращались за защитой от пожаров и наводнений, обращались также к Св. Григорию Просветителю как покровителю армян, к чудотворным изображениям Девы с Младенцем, к Св. Георгию как покровителю крестьян, урожая и стад животных, обращались и к Матери Божьей-наставительнице, которая изображалась по образцу, известному из монастыря Никулы, и стала самым любимым образом в местной иконографии и скульптуре.

Такое же внимание к самым мелким деталям характерно и для самих строений: крыша с двумя или более скатами украшена малыми слуховыми окошками, а высокие дымоходы прикрыты специальными крышками, защищающими хозяйство от опасных, вылетающих из трубы искр. Углы зданий защищены специальными элементами в форме волют, часто высеченными из одного каменного блока. Мебель и керамика, украшавшие интерьеры, демонстрируют способность оценить как полезность, так и красоту. В некоторых зданиях и сегодня можно увидеть разные виды дверных замков, цепочек, ручек в виде стилизованных фигурок животных, помимо своей функциональности отличающихся и декоративностью исполнения и украшающих внешний вид домов. Во всем здесь ощущается чувство прекрасного, присущее жителям города. Стремление строить прочно и красиво рождает гордость и любовь жителей к своему городу, который они возвели, – чувство, постепенно угасавшее в ходе истории по мере индустриализации и развития современной гигантомании.


Перевод с румынского Елены Коршук
Использованы фотографии участников экспедиции «Анив»; Р. Атояна, Т. Саркисян, А. Хечояна 
Средняя оценка:4/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>