вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Средневековые памятники армянской культуры в Сучаве" - Григоре ФОИТ

30.05.2013 Григоре Фоит Статья опубликована в номере №1 (46).
Комментариев:0 Средняя оценка:3/5
Монастырь Хаджи КатарИз сборника «Сучава. Каталог краеведческого музея, вып. XI-XII, 1984-1985 гг.

Перевод с румынского Елены Коршук



Педагог и увлеченный археолог Григоре Фоит родился 14 ноября 1917 года в населенном пункте Удешть уезда Сучава. Его родители происходили из армян, осевших в Молдове в начале XIX века. Они воспитывали детей в духе чести и любви к народу, к которому принадлежали.

После окончания лицея в Сучаве Григоре Фоит учился в университете в Черновцах.

В 1945-1950 годах он работал преподавателем классических языков в лицее «Михай Витязу» в Бухаресте, после чего перешел на службу в лицей «Штефан чел Маре» в Сучаве. Как учителя, его любили и ученики, и коллеги. Он был простым и скромным человеком, готовым бескорыстно помочь и морально поддержать находящихся в беде людей.

Легендарный колокол монастыряУ него была особая страсть к истории, в особенности к археологии и нумизматике. На протяжении 20 лет он руководил уездным музеем Сучавы. Вместе с сотрудниками музея он всей душой отдавался развитию на научной основе этого престижного учреждения Молдовы. Его вклад в это дело получил высокую оценку как на научных форумах разного уровня, так и у широкой публики, посещавшей этот храм культуры.

Григоре Фоит отдавал все силы и знания исследованию богатого археологического наследия Сучавы. Результаты его изысканий публиковались в специализированных научных журналах. Он является автором монографий «Создание Престола в Сучаве» (путеводитель 1958 г.), «Музей Сучавы» (1959 г.), «Новые средневековые ценности, найденные в области Сучава» (1967 г.).

Он был не только неутомимым археологом, но и блистательным нумизматом. С глубоким знанием дела он изучал средневековые монеты. (…)

Монастырская церковьОн гордился историей армян, осевших в Сучаве, их вкладом в развитие города. Его глубоко потрясло принятое коммунистическими властями в 80-х годах решение разрушить армянские подвалы, находившиеся в центре города. Об этой трагедии много писали профессор доктор Эмил Эманди и доктор Михай Чяушу, авторы интересной и хорошо документированной монографии, носящей обвиняющий заголовок «Не разрушай, раз не умеешь созидать», опубликованной в 1990 году. Ион Пынзар в работе «Армяне Сучавы» пишет: «Нет никаких сомнений, что гигантские подвалы под старым городом были созданы армянами…»

Григоре Фоит ушел из жизни в 1987 году в возрасте 70 лет.

(из книги Симиона Тавитяна «Армяне Румынии»)


Позднейшие росписи интерьера церквиСтолица Молдовы на протяжении более 176 лет (1388-1564 гг.) и передовой город еще в течение двух веков (до 1774 года, вплоть до аннексии Молдовы Габсбургской империей), уступавший только Яссам, новой столице Молдовы, Сучава привлекла большое количество армян. Воеводы, из которых упомянем лишь самых выдающихся – Александру Доброго и Штефана Великого, наделяли этих трудолюбивых и преданных стране граждан большими привилегиями, чтобы они могли вести профессиональную деятельность и развивать торговлю. История армянской диаспоры Сучавы тесно и гармонично переплетается с историей всей страны, с историей румын Молдовы.

Сучава была основным армянским центром этой части Румынии. Здесь находилась резиденция армянского епископа. Одного из двух мэров города и половину членов Совета представляли лучшие сыны армянского сообщества.

Вход в монастырь ЗамкаНаполненное приятными воспоминаниями для армян место, Сучава и сегодня хранит четыре самых значимых памятника прошлого. Это церковь Св. Марии (1) бывшего женского монастыря Хаджи-Катар, церковь Св. Аксентия (или Св. Оксента. — Прим. ред.) бывшего мужского монастыря и бывшей резиденции армянских епископов, известной под названием Замка, а в центре города – церкви Св. Креста и Св. Симеона, также называемая Красная Башня (по цвету красновато-медной крыши колокольни). Известно, что в прошлом в Сучаве были и другие армянские церкви, одна из которых – церковь Св. Троицы – также находилась в центре города и сохранялась вплоть до прошлого века (т.е. XIX века. – Прим. ред.).

Эти церкви, как и румынские церкви славной столицы Молдовы, пережили века и имеют огромную ценность как для румын, так и для армян. Памятники архитектуры свидетельствуют о взаимном влиянии. Тем не менее армянские церкви имеют ряд архитектонических и структурных особенностей, традиционных для армянского стиля в архитектуре и связанных со спецификой церковного обряда. Они являются самыми значимыми памятниками армянской архитектуры XVI и XVII веков на территории Молдовы.

Церковные фрескиЦерковь Св. Марии Хаджи-Катар («Исполнение желаний», как ее традиционно называют). Она находится в 3-4 км к югу от Сучавы по правой стороне асфальтированной дороги Сучава-Фэлтичень (2). Исходя из имеющейся на стене надписи церковь датируют 1512 годом, она была построена на средства богатого армянского торговца Драгана Доновака.

Расположившаяся на пологом холме церковь Хаджи-Катар, с ее внушительным силуэтом, колоколом (по легенде привезенным из Армении, из Ани), с целым ансамблем расположенных как бы по периметру прямоугольника надворных построек, окруженная каменной оградой, наподобие крепости, одинаково впечатляюще выглядит со всех сторон (3).

Возникает вопрос: то ли это здание, что стояло тут испокон веков (4)? Необходимо отметить особенности фасада церкви, который у Хаджи-Катар шире, нежели у молдавских церквей. У церкви нет боковых приделов, контрфорсов, а наос поддерживается рядом изогнутых диагональных арок, не смыкающихся у основания. Между наосом и притвором есть помещение с арочными конструкциями лодочного типа («en berceau»), которое напоминает погребальную комнату. Разделяющих стен сегодня нет, поэтому неизвестно, существовали ли они вообще.

 
Верх северной и южной дверей вытянут в готическом стиле, а у оконных проемов он скобообразный. Купол восьмигранный, с двумя рядами окон. Судя по характеру деталей, церковь могла быть построена в XVII веке (5).
 
Деталь укрепленной башни монастыря Замка Монастырский колокол
 
Церковь неоднократно реставрировалась. Во время реставрации 1896 года итальянский мастер выполнил росписи маслом на некоторых стенах интерьера и пристроенного позже у южного входа крыльца. По некоторым данным, изначально церковь внутри и снаружи была покрыта росписью (6). Какие поверхности имели роспись – неизвестно. Надгробия на кладбище относятся к XIX веку. На одном из них – могиле епископа Григора – сохранился лишь фрагмент начала надписи (7).
 
Обрезанный надгробный камень Аксентиоса над входом в церковь Колокольня монастыря Замка

Покрытые цветной глазурью кирпичи на наружной стене часовни

Церковь Св. Аксентия, бывшая резиденция армянских епископов, находится в бывшем мужском монастыре, сегодня известном под названием Замка. Находится он менее чем в одном километре от центра города Сучава. Место постройки возвышалось и над городом, и над противоположным берегом небольшой реки Шкея, огибающей с запада возвышенность Сучавы. После разорения престольного града в Сучаве в 1675 году Замка с мощной каменной оградой, окружающей территорию монастыря, оставался единственным укреплением, которое не смогли захватить турки в вой­не против польского короля Яна Собеского. Для обеспечения более надежной обороны занимавшие Замку польские войска выкопали вокруг стены достаточно глубокий и широкий ров, который препятствовал подходу неприятеля. Впоследствии именно благодаря этой системе укреплений монастырский комплекс и стал называться Замка (т.е. «замок»). Только на западной стороне, где сразу за стеной находится крутой спуск к реке Шкея, не было необходимости рыть ров. Вплоть до заключения мира в Карловице в 1699 году в монастыре был расквартирован польский гарнизон. И за стенами Замки обширная территория вокруг Сучавы находилась под контролем поляков.

Укрепленная башня монастыря ЗамкаС тех времен сохранились центральная церковь, зимняя часовня с западной стороны крепости, на втором этаже, в укрепленной башне, на первом этаже которой находится вход на территорию монастыря, долго использовавшийся как основной. А также колокольня – сами колокола расположены на северо-восточной стороне, где сделан специальный служебный вход. Весь комплекс окружен мощной каменной крепостной стеной с дополнительными контрфорсами.

Принято было считать, что церковь возведена несколько ранее 1551 года неким богатым армянином по имени Агопша (8). Это ошибочное мнение основывалось на интерпретации записи о смерти основателя (9).

У церкви один наос с большой апсидой, один притвор. Крыльцо и боковые приделы не предусмотрены. Очертания церкви в типично молдавском стиле, но слегка упрощенные, что использовано для увеличения объема здания. Притвор сводчатый, полусферический. По направлению к выходу в северной стене наоса имеется дверь с обрамлением в виде скрещенных полос и маленьких розеток по углам. На северной двери есть прямоугольные украшения в готическом стиле. Окна наоса и притвора слегка скруглены, без украшений (10). Элементы строения позволяют отнести его к началу XVII века, несмотря на наличие некоторых особенностей, характерных для молдавских церквей конца XVI века.

Внутри церкви, в наосе, видны следы старой росписи. Более явственно они проступают у одного южного окна. Позднее, во время одного из ремонтов, церковь была побелена. Эта же непредусмотрительно примененная побелка покрыла и некоторые архитектурные элементы, в частности, резьбу по камню, других строений монастыря (11). В любом случае, внутренняя роспись, которая, по всей очевидности, существовала с первых лет после завершения строительства, напоминает молдавские фрески конца XVI века (12).

Не подтвердилось предположение Г. Балша о вероятности того, что мы имеем дело с перестройкой более раннего здания (13). Не идет речи и о преобразовании молдавской церкви, как предполагал Полек (14) под впечатлением сходства молдавского и армянского стилей, поскольку армяне Сучавы построили с первого до последнего камня свой собственный храм (15).

Церковь Св. КрестаКак уже упоминалось, ансамбль монастыря обнесен каменной стеной метровой толщины в форме прямоугольника. Стена снабжена бойницами, расширяющимися к внутренней стороне стены. По меньшей мере, можно с уверенностью говорить об этом в отношении южной и восточной стен, где сохранились явственные следы (16). Нет сомнений в том, что на уровне бойниц существовала галерея с внутренней стороны стены, чтобы защитники укрепления могли свободно передвигаться. В стене, как упоминалось ранее, имелось два входа. Главный – на западной стороне, на первом этаже зимней часовни. Второй – на первом этаже колокольни, на северо-восток от церкви. Вход на северной стороне стены, имеющийся сегодня, появился намного позже, после того как прежние входы вышли из употребления. Поэтому в стене был пробит другой вход. Благодаря археологическим раскопкам 1954 и 1956 годов установлено, в какой последовательности появлялись строения и иные конструкции монастыря (17). Основные работы по этим данным были осуществлены в самом начале XVII века и завершились к тому моменту, как Сучаву и монастырь Замка посетил в 1608 году Симеон Лехаци.

Без сомнения, сначала была построена центральная церковь, за ней – колокольня, к которой примыкает крепостная стена. Затем строение на западной стороне, построенное в два этапа. Первая часть, на втором этаже которой расположена зимняя часовня, была построена одновременно со стеной, как бы сплетаясь с ней, а вторая была пристроена к южной стороне часовни выше ее уровня позже, когда ансамбль монастыря уже был завершен. Предполагается, что эта часть появилась в XVIII веке (18).

Надгробный камень вмурованный в стену церкви Св. КрестаКолокольня высотой в три этажа имеет квадратное сечение. Вход сводчатый, открытый на Запад и Восток, обе арки украшены резьбой по камню в виде розеток. На восточной арке выбиты арабские цифры «1606», которые могут быть датой постройки башни (19). На второй этаж и выше ведет узкая каменная винтовая лестница, расположенная в цилиндрической башенке в северно-западной части колокольни. Там был узкий подъемный мостик на каменных консолях, зафиксированных на уровне первого этажа, над западной аркой въезда в монастырь. Со второго этажа можно подняться на третий, где расположены колокола (20).

В часовне на первом этаже есть две комнаты – слева и справа от главных ворот в монастырь. В настоящее время они замурованы как с западной, так и с восточной стороны, смотрящей внутрь комплекса. Оставлен лишь узкий проход, в который были вмонтированы двери. От существовавших ранее ворот на второй этаж, в часовню, ведет лестница. Часовня примыкает к северной стороне строения и находится над левой комнатой первого этажа. Остальное пространство второго этажа занимают вестибюль и две комнаты, более просторная из которых примыкает к южной стене строения. Над этим этажом снаружи видна более поздняя надстройка, о чем говорит отличающаяся кирпичная кладка. Эта надстройка на стороне, противоположной часовне, накрывает полностью южную стену часовни. Покрытые зеленой и каштановой глазурью кирпичи на внешней стороне этого сооружения и такие же вокруг окон дали повод некоторым специалистам, среди которых Полек и Ромсторфер (21), утверждать, что часовня была построена в XV веке. Более вероятным представляется, что эти кирпичи взяты из остатков здания старой разрушенной церкви для повторного использования (22). Такие витые пояса на фасаде характерны для молдавских церквей начала XVII века и использовались в Драгомирне. Интерьер часовни Замки расписан, роспись относится также к началу XVII века (23). В стенах часовни имеются голосники, вмонтированные в подвески. Готическая форма окон соответствует стилю, использованному в Драгомирне, это подтверждают сделанные по тому же образу и подобию кирпичи островерхих ниш над фризом (24).

Необходимо упомянуть и специальные приспособления для стрельбы в здании часовни, на втором этаже, а также у основания купола часовни. Они небольшие, круглые, не дают возможности поразить защитников снаружи. В полу часовни сделан проем, который можно использовать как для наблюдения за входящими на территорию монастыря, так и для того, чтобы вылить на голову непрошеных посетителей кипящее масло или другую жидкость (25).

Деталь интерьера церкви Св. КрестаВ результате археологических раскопок были обнаружены остатки фундамента еще одного здания – в южной части монастыря. Здание имело два этажа и, по всей видимости, подвал (26). На юге от центральной церкви находилось монастырское кладбище, использовавшееся в XVII и XVIII веках (27).

Необходимо сказать несколько слов о материалах, полученных в результате раскопок. Именно эти материалы сыграли важнейшую роль для датировки различных построек монастыря. Изразцы с геометрическим узором и фигурками мужчины и женщины в одежде XVII века, фальшивые монеты, отчеканенные в Престольном Граде эпохи Дабижа Водэ, а также описанные выше конструктивные элементы зданий позволили определить время постройки различных строений монастыря (28). Также во время раскопок была обнаружена каменная брусчатка, идущая в направлении с северо-востока на юго-запад. Вероятно, она осталась от дорожки к западному входу в часовню (29).

По всей видимости, археологические раскопки могли бы еще о многом рассказать. В частности, можно было бы больше узнать о разных периодах жизни монастыря. Это тем более верно, если учитывать, что до сих пор раскопки производились лишь на весьма ограниченном пространстве к югу от церкви и перед главным входом (въездом) на территорию монастыря. Интересно было бы провести исследование пространства, еще не занятого новыми постройками, около 200 м западнее сегодняшнего монастыря, где находилась первая епископальная армянская церковь Молдовы.

На улице Арменяскэ, с обоих ее концов, находятся две известные армянские церкви – Св. Креста и Св. Симеона.

Церковь Св. Креста. Подтверждено, что она построена в 1521 году. Здание претерпело целый ряд реконструкций, последняя из которых состоялась в 1935 году, когда были отреставрированы алтарь и наос. От основания до высоты 3-4 м церковь каменная, выше – кирпичная. Купол над наосом в 1918 году провалился в результате сотрясений от поездов, проезжавших через город в нескольких метрах от стены церкви по ул. Василе Александрии. Восстановить прежний купол не удалось, а перекрытие переделали в 1935 году, используя гипс и арматуру из металлической сетки.

В ходе реставрационных работ 1956 года под слоем более поздней штукатурки на северной стене церкви были выявлены остатки старой росписи. В южную стену наоса вмонтирован камень с надписью по-армянски, означающей 1521 год (по армянскому летоисчислению – 970). Однако вмонтирован этот камень был значительно позже. Традиционно принято считать, что основателем церкви является Кристя Ханко (по-армянски Хачик Ханкоян). Информации о строителях и художниках, расписавших церковь, не сохранилось.

Церковь Св. КрестаПредполагается, что ранее на этом месте существовала более старая деревянная церковь. Неизвестна дата строительства колокольни. Во время одной из ее реставраций была построена стена, в которой использовали камень с кладбища.

Необходимо отметить, что в церкви есть надгробный камень Соломона, датированный 1428 годом (877 – по армянскому календарю), что может привести нас к мысли, что церковь на самом деле была построена до XVI века, будь то из камня и кирпичей или же из дерева. Сохранился также надгробный камень Исалии, но дата смерти неразличима, ибо высеченные цифры стерлись. Внутри церкви есть и надгробный камень Асдавура, датированный 1528 годом (977 – по армянскому календарю). Во дворе есть надгробия, перенесенные в прошлом веке со старого армянского кладбища церкви Св. Троицы, которая находилась в саду общежития «Василе Кочирлэ» лицея «Штефан чел Маре», где на сегодняшний день находится новостройка микрорайона Михай Витязул-Восточный.

Церковь Св. Симеона (Красная башня). По более поздней надписи она якобы построена в 1513 году и основана армянином Донником. Архитектурные особенности не подтверждают версию о том, что церковь построена до XVII века. План церкви почти идентичен церкви в Замке (30). Многоугольный выпуклый алтарь до определенной высоты поддерживается стенкой с небольшими контрфорсами более поздней постройки. Внешняя поверхность купола наоса октагональна. Имеется окно, украшенное инкрустацией и элементами, схожими с Драгомирной (31). Окно на севере башни также фигурное. Изнутри видна система поддержки башни при помощи четырех наклонных арок в стиле молдавских церквей. Подвески у основания башенки заменены сферическими нишами (32). Необходимо отметить, что конструкция башенки была несколько модифицирована во время последних восстановительных работ в 1925 году. Много лет назад крыша церкви пострадала во время пожара, и долгое время, вплоть до 1925 года, церковь оставалась без крыши. Никаких охранных мер для защиты хотя бы наиболее уязвимых частей церкви предпринято не было. Среди наиболее пострадавших частей оказался и купол наоса. На обгорелых стенах выросли целые заросли сорняков, травы и кустарника. Дождевая вода проникла в каменные и кирпичные стены и перекрытия. Изначально купол опирался на систему дубовых столбов. Они сгнили, и купол, лишенный опоры, грозил провалиться. Реставрация 1925 года не учла существовавшую раньше систему, а места, где были столбы, зацементировали. Вскоре после этого северная и южная стены церкви треснули под тяжестью купола, лишенного поддержки, здание было в аварийном состоянии и грозило вот-вот разрушиться. Из-за этой опасности церковь перестали использовать по назначению.

Церковь Св. СимеонаПритвор, как и в Замке, накрыт полусферической крышей. Он также расширяется, что отличает его от молдавских церквей, где притвор как бы удлиняет наос и переходит в паперть. Как и в Хаджи Катар, в церкви Св. Креста стена между притвором и наосом была снесена, что на сей раз оказалось ошибкой и привело к провалу в здании, а это, в свою очередь, заставило сделать поддерживающую арку (33). Кажется, что и арка между наосом и алтарем была поставлена на каком-то этапе с такой же целью. Как и в других армянских церквях Сучавы, в церкви Св. Симеона у наоса нет изгибов.

Вход в притвор с западной стороны, как и в Замке, имеет простое оформление в готическом стиле (34). Второй вход, в южной стене наоса, имеет паперть, пристроенную позже. Снаружи есть контрфорсы, поддерживающие западную арку наоса, а также западные углы церкви. Нет данных о том, была ли в церкви роспись (35). Вероятнее всего, нет. Из других мест внутрь церкви были принесены надгробные камни, из них фактически выложен пол (36). Колокола Красной башни известны своим особым звучанием, оно объясняется высоким содержанием серебра в бронзе, из которой они отлиты.

В армянских церквях Сучавы хранились ценная мебель, кадила из драгоценных металлов, церковные книги в окладах позолоченного серебра, большая часть книг –рукописи, представляющие особую ценность для изучения диалекта местных армян того времени, старые иконы, канделябры, изделия из ценных металлов, принесенные в дар прихожанами, и т.д. Сегодня ничего этого уже нет (37). Без всякого сомнения, это огромная потеря как для армян, которые могли бы найти ценные документы, касающиеся их прошлого, так и для румынского народа, частью культурного наследия которого они являлись.

Несмотря на все потери, все еще имеется много источников информации об армянах Сучавы и их материальной культуре, свидетельствующих о тесных связях между румынами и армянами. Этот источник – сама земля Сучавы, где армяне жили, работали из века в век, радовались и страдали бок о бок с румынским народом. Именно археология может дать много ценной информации об этом прошлом, порой светлом, порой печальном, когда наши предки отдавали жизнь за свою общую родину.


Использованы фотографии участников экспедиции «АНИВ» Рубена Атояна, Татевик Саркисян и Армена Хечояна

1 Основание церкви связано с красивой легендой. Она гласит, что будто бы два брата, богатые армянские торговцы, направлявшиеся с товаром в Польшу, пасли здесь как-то ночью волов. Им приснилось одно и то же: Богоматерь повелела им на месте ночлега построить храм. После удачной поездки они и приступили к строительству храма Св. Марии, сегодняшнего Хаджи Катара. Вероятно, в память об исполнении желания об успешной коммерческой поездке церковь стала называться «Исполнение желаний».
2 Ежегодно 15 августа, в день Св. Марии, сюда на традиционный общий стол («Урбан») собираются армяне со всего света. Этот обычай недавно возродили. Обычно приезжает и армянский епископ из Бухареста, чтобы принять участие в религиозной службе. А около двадцати лет назад (то есть в середине 1960-х гг. — Прим. ред.) службу в Хаджи-Катаре посетил Католикос Вазген, бывший ранее епископом армян Румынии.
3 Г. Балш. Молдавские церкви и монастыри XVI и XVII веков. – Бухарест, 1928. – с. 179.
4 Там же, c. 179-180.
5 Часть еще не опубликованной информации, касающейся реставрации армянских памятников Сучавы, находящихся там захоронений, предметов культа и проч., была получена от Гнела Мандаляна, бывшего священника армянской церкви в Сучаве.
6 Информация Гнела Мандаляна.
7 Е.Козак. Надписи из Буковины (нем. яз). – Вена, 1903. – с.159-160.
8 На одном из надгробий в наосе церкви есть надпись на армянском языке, которую перевели следующим образом: «Это надгробие Агопши, сына Амира, который построил эту святую армянскую православную церковь в 1000 году». – См. Е. Козак, цит. произв., с. 157-158. (Слово «православие» здесь надо понимать не в смысле византийского православия, а в смысле самоназвания Армянской Церкви, которым утверждалась истинность веры. – Прим. ред.)
9 Димитрие Дан («Православные армяне из Буковины». – Черновцы, 1890 (на нем. яз.) считает, что речь идет о 1051 году по армянскому летоисчислению, т.е. о 1602 году. Но и это прочтение оказалось ошибочным. А. Сируни и о. Мандалян установили, что Агопша умер 15 августа 1612 года. Это не противоречит ни стилю постройки, ни результатам раскопок, произведенных 30 лет назад. По данным последних исследований ясно, что церковь была завершена до 1612 года, сама же постройка – до 1608 года, когда цельный ансамбль монастыря увидел армянский путешественник Симеон Лехаци (см. Н. Константинеску «Уточнение даты постройки армянского монастыря Замка в Сучаве», в SCIS VIII, 1961, c. 372-374).
10 Г. Балш. Молдавские монастыри и церкви XVII и XVIII веков. – Бухарест, 1933. – С. 41-43.
11 Еще одно свидетельство наличия культурных взаимовлияний между двумя народами в целом ряде областей. Эта роспись показывает, что в начале XVII века еще сохранялись традиции фресок, возникшие в XV веке и достигшие совершенства в XVI веке. В Замке можно говорить о сходстве подхода к фреске с тем, который имел место в Сучевице (православный монастырь на юге Буковины. – Прим. ред.). Кстати, роспись в армянской церкви относится к тому же периоду.
12 Конечно, возникает еще один вопрос: почему армяне позволили расписать свою церковь вопреки церковным канонам? Можно в качестве объяснения предположить, что это было сделано из чувства протеста против попыток насильственной католизации. Может быть, в этой ситуации армяне решили применить такой подход, демонстрируя свою приверженность православию Молдовы, и таким образом отвергнуть католизацию. Ведь армяне Сучавы, как и большинство армян Буковины, сохранили старую армянскую веру.
Известно, что в 1551 году Штефан Рареш, а позже Александру Лэпушняну и почти спустя столетие Георге Дука проявляли нетерпимость к армянам в форме экономических, политических и, в меньшей степени, религиозных преследований. Может быть, попытка заставить армян Сучавы перейти в православие послужила толчком к использованию росписи в церквях. Но и это предположение безосновательно, так как сближение культур двух народов происходило в самых разных сферах, где насильственные меры были бессильны. И результат сближения был весьма гармоничен.
13 Раскопки позволили сделать вывод, что церковь не перестраивалась, а изначально относится к началу XVII века. К XIV и XV векам относятся лишь следы заселения. Материальное наследие XIV века было серьезно потревожено последующими захоронениями, а также западной стеной здания
(см. Н. Константинеску, цит. произв. c. 363-369).
Возможно, при строительстве использовались стройматериалы от более старого здания церкви. Особенно это заметно в часовне на западе комплекса и над дверью западного входа в церковь, где вмонтирован надгробный камень Аксентиоса, явно взятый с какого-то старого кладбища. Определить возраст камня не представляется возможным, так как отрезана часть камня с датой захоронения, чтобы камень поместился на имеющееся место (см. Е. Козак, цит. произв. с. 158-159).
14 Й. Полек. Армянский монастырь Замка Сучавы в Буковине (нем. яз.). – JBLM, 1901. – с. 54.
15 К.А. Ромсторфер выдвигает гипотезу, что Замка мог быть построен во времена Иона Водэ Лютого. Но эта гипотеза не верифицируема, так как имеются данные о том, что монастырь не перестраивался, а был построен заново в начале XVII века (см. К.А. Ромсторфер. Крепость Сучавы. – Бухарест, 1913. – с.14-15).
16 Стена в некоторых местах разрушилась до основания и была восстановлена несколько десятилетий назад.
17 Н. Константинеску, цит. произв. с. 363-368.
18 Там же, с. 364.
19 Н. Константинеску, цит. произв. с. 363-368.
20 Там же, с. 364.
21 На сегодняшний день цифра «0» сильно стерлась. Вероятно, когда надпись была прочитана в первый раз, она была видна более отчетливо.
22 Башня колокольни находится на реставрации, как и стены и здание на западной стороне, где работы скоро возобновятся, одновременно с центральной церковью.
Й. Полек, цит. произв., с 54, К.А. Ромсторфер, цит. произв., с. 14.
23 На расстоянии около 200 м к западу от сегодняшней территории монастыря Замки было найдено еще больше шестиугольных кирпичей с темно-зеленой глазурью, характерной для XV века, они выложены на цементном основании. Те кирпичи, которые можно было вынуть, сейчас находятся в Музее волости. Это кирпичное покрытие находится на краю возвышенности, на обрыве, ведущем к реке Шкея. Такой кирпичный пол нельзя было использовать в обычном здании. Помня о существовавших источниках воды, можно с большой вероятностью предположить, что здесь стояла армянская церковь XV века, которая могла быть разрушена, так как находилась на опасном месте, на ненадежном берегу реки, или же ее разрушили по приказу Штефана Рареша. От разрушенного здания можно было использовать большое количество строительного материала, в частности, глазурованные кирпичи, которыми украсили внешние стены часовни.
24 Г. Балш, цит. произв, с 523.
25 Там же, с. 45-46.
26 Н. Константинеску, цит, произв, с. 364.
27 Там же.
28 Также упомянем, что в наосе церкви рядом с надгробием Агопши находится могила епископа Ованнеса (Иоанна), на которой, однако, не сохранилась дата смерти. Снаружи церкви, около северного входа, находится надгробие Хачатура, умершего в 1625 году (см. Е. Козак, цит. произв., с. 158-159).
29 Н. Константинеску, цит. произв., с. 368.
30 Г. Балш. Молдавские церкви и монастыри XVII и XVIII веков. – с. 47-51.
31 Там же, с. 49.
32 Там же, с. 47.
33 Необходимо провести реставрацию, основывающуюся на серьезных исследованиях конструкции. Археологические раскопки территории вокруг церкви, а также прилегающей местности, могли бы прояснить, не является ли нынешняя церковь модификацией более старого здания. Также ценными были бы системные раскопки церковного кладбища.
34 Г. Балш, цит. произв., с. 47.
35 Если бы в течение столетий земля не перекапывалась, остатки штукатурки, которые закапывали по традиции, замеченной в других церквях, могли бы свидетельствовать в пользу того, что новая церковь была расписана в тех же местах, что и старая.  Например, подобные остатки закопанных фресок, принадлежавшие часовне Престольной крепости, были обнаружены во внешнем дворе крепости. Во дворе монастыря Путна, как и в других местах, были найдены остатки фресок церкви этого монастыря.
36 Информация Г. Мандаляна.
37 Информация Г. Мандаляна.
Средняя оценка:3/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>