вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Отобразить реальность и создать новую" - Интервью Гаяне Василян с Суреном МАНВЕЛЯНОМ

10.04.2013 Гаяне Василян Статья опубликована в номере №6 (45).
Комментариев:0 Средняя оценка:4,33/5
Сурен МанвелянИскусство фотографии – это поиск новых идей, нового ракурса, света, цвета, лиц, эмоций, пейзажей и, наконец, своего отношения к жизни, в которой в идеале должна быть выражена экзистенциальная сущность  фотографа как художника. Это путь, которому нет конца… Мой собеседник Сурен Манвелян – физик и фотограф-экспериментатор. Он стал известен на международном уровне благодаря серии беспрецедентных фотографий глаз человека и животных, демонстрирующих уникальную архитектуру  радужной оболочки. Его работы опубликованы в многочисленных изданиях – Daily Mail, The Independent, Telegraph, La Reppublica, Liberation, Guardian, Wired, изданиях BBC и др.


Начнем с метафизического вопроса: зачем вообще останавливать мгновение?

Если рассматривать фотографию как искусство, как некую его составляющую, это искусство признано остановить то самое, если хотите, фаустовское мгновение, отражающее всю сущностную красоту и кульминацию. Говоря о красоте, я не имею в виду только приятные глазу «виды». Речь идет о внутреннем содержании мгновения, его нерве, благодаря которому зритель достигает познавательно-эстетического баланса. У Картье Брессона есть теория «правильного момента». Согласно этой теории в каждом событии есть момент, который наиболее полно выражает его суть. Это может быть все что угодно, в чем фотограф сможет раскрыть кульминацию момента, который станет отправным и, соответственно, решающим. Фотография, сделанная именно в этот решающий момент, передает всю сущность события. Если останавливать, то только такие мгновения.

Сурен, откуда ты растешь как фотограф? Из какой традиции?

Можно сказать, что я расту из семейной традиции. Мой дед очень серьезно занимался фотографией. В свою очередь, мой дядя, когда мне было шестнадцать, научил меня достаточно сносно фотографировать. Кстати, уже тогда меня привлекали физика и астрономия. Мой отец был художником-самоучкой. У нас во дворе находилась мастерская Акопа Акопяна, к которому часто приходили Минас Аветисян и много других художников. Отец был частым гостем в этой мастерской, где, можно сказать, присутствовал на живых мастер-классах. Они его очень ценили.

Словом, с самого раннего детства я приобщался к искусству. Помимо прочего, у нас в доме было много книг по живописи, и я с жадностью их изучал. Меня очень привлекала эстетика Ренессанса, и до сих пор я под ее впечатлением. В настоящее время изучаю  абстрактный экспрессионизм Марка Ротко, Николя де Сталя, которые, правда, к фотографии не имеют никакого отношения, но для меня это очень большая эмоциональная подпитка. 

В какой степени фотография отражает реальность? Или она создает новую?

Отвечу словами знаменитого фотографа-портретиста Ричарда Аведона: «Не существует объективной документальной фотографии! Выбор ракурса уже вносит субъективизм». Иными словами, не существует объективной фотографии. Да, событие запечатлено, но сам выбор точки съемки уже искажает действительность. Можно по-разному «осмыслить» одного и того же человека, если снимать его с разных ракурсов. Например, Сталина всегда снимали снизу, чтобы он оставлял величественное впечатление. Таким образом ему «прибавляли» рост – ведь он был низкорослым. Или взять, к примеру, пейзажную фотографию. Для получения красивой картинки фотографы используют различные светофильтры, чтобы выровнять свет. Например, при фотографировании заката всегда есть проблема: у тебя или хорошая земля или хорошее небо. Если небо вышло хорошо, то земля черная, или, наоборот, если земля вышла хорошо – небо пересвечено. Чтобы это уравновесить используются градиентные фильтры, которые выравнивают яркость неба и земли, в результате получаются очень красивые фотографии заката. Теперь вопрос: это объективная реальность? В данном случае пейзаж – это произведение искусства, т.е. субъективный взгляд на определенную реальность. Поэтому говорить об отображении реальности можно только условно. Фотография – отчасти отображение реальности и отчасти создание новой, в философском смысле этого слова.

Какова идеальная фотография в твоем понимании?

В обычной жизни идеи редко полноценно воплощаются в объекты – всегда бывают недостатки и недоделки. Также и с человеком – его «Я» лишь иногда присутствует в нем во всей своей полноценности и силе. Относительно же состояний природы можно сказать:  каждый закат имеет свою кульминацию, каждая бабочка – свой расцвет. Задача фотографа – дождаться и поймать этот момент. Причем композиция, цветовое и световое решение должны подчеркивать идею в момент ее воплощения. Такова для меня идеальная фотография. Если позволите дать название, то, наверное, надо было бы сказать – «идеальный реализм». «Реализм» – потому что сфотографированное реально существует, «идеальный» – поскольку идея максимально воплощена.

При этом фотография субъективна еще и в том смысле, что каждый постигает идею по мере своих способностей. С этой точки зрения работа над собственной мыслительной способностью имеет непосредственное отношение к фотографии.

Просто зафиксировать существование чего-то или кого-то меня абсолютно не интересует.

Фотография – «порождение» естественных наук. Ты кандидат физико-математических наук. Получается своеобразное наложение и взаимодополнение  профессий. Насколько они смешиваются в твоем творчестве?

Во-первых, физика дает возможность понять тот инструмент, который я использую. Это для меня очень важно – знать, как он устроен и как работает. Во-вторых, она помогает мне в решении технических вопросов – особенно, когда мне нужно сделать сложный кадр с определенным светом в определенных или, наоборот, неопределенных условиях. В студийной фотосъемке помогает знание закона светопоглощения Бургера-Ламберта-Бера и т.д. Ну и, в-третьих, она учит мыслить.

Вообще, среди фотографов есть две основные категории. Первая – это фотографы, которые, имея техническое образование, до мельчайших деталей знают «анатомию» своих аппаратов и блестяще владеют технической стороной дела, но делают скучные и однообразные кадры. Другая категория – эстеты, которые обладают прекрасным вкусом и умеют тонко выражать чувства посредством фотографии, но они слабо разбираются в технике. Они в основном выбирают себе какую-то одну сферу и приноравливаются только к ней. Идеальный вариант – сочетание этих двух качеств. Это достаточно сложно. С одной стороны, четко выверенное техническое мышление убивает вдохновение. С другой стороны, вдохновение – это тонкая «субстанция», оно не терпит вычислений. Вывод: нужно уметь в себе воспитывать эти качества, чтобы в итоге получить нечто большее, чем эти два, взятые по отдельности. Из своей практики преподавания могу сказать, что самым трудным является научение вкусу и чувству меры. Техническим приемам можно научить в достаточно короткий срок. А вот для того, чтобы развить вкус, иногда требуются годы.

Сегодня «зритель» перенасыщен всевозможным креативом, в том числе в фотоискусстве. И его достаточно сложно удивить. Что же выделяет «то самое» из всего остального?

Современный мир – это мир Интернета и социальных сетей, здесь все происходит очень быстро и в больших количествах. В этом пространстве необходимо поразить, сразу «сбить с ног» воображение. Понятно, что руководствоваться подобными принципами, которые рассчитаны на эффект wow, – не самое лучшее дело. Несмотря на «сногсшибательность» и количество «лайков», подобные фотографии быстро забываются и, в конце концов, создают горы мусора в Интернете. Настоящее искусство в фотографии – это идея, которая заставляет задуматься, она раскрывает нечто новое или еще раз напоминает о чем-то важном. К сожалению, сегодня истинное искусство зачастую вытесняется массовым ширпотребом. Просто потому, что система работает посредством этих же самых масс – нет фильтров, рецензий, которые позволили  бы понять новому поколению, что к чему. Сама система не рассчитана на это. Поэтому действительно часто талант может просто затеряться в дебрях Интернета, уступая место более быстрым, скандальным и технологичным проектам. Однако быть увиденным и понятым не должно быть самоцелью. Нужно просто хорошо делать то, что умеешь и любишь. Но в целом повезет тому, кто сможет соединить в своих фотоработах тот самый эффект wow с настоящим мастерством. К примеру, так вышло с моим проектом «Твои прекрасные глаза». Честно говоря, я и сам не ожидал, что получатся такие уникальные «научно-популярные» фотографии. В то время я не знал, что до сих пор еще никто ничего подобного не сделал. Я их просто забросил в Интернет, не преследуя какой-либо особой цели, забыл о них. И спустя полгода они просто взорвали Интернет, набрав миллионы просмотров.

Технический прогресс повысил порог творческих возможностей в фотографии. Пример – твой уникальный проект «Твои прекрасные глаза», демонстрирующий сложную структуру радужной оболочки глаз. Однако само творчество, естественно, не ограничивается эволюцией техники. Как ты балансируешь между ними? Иными словами, насколько «технично» твое творчество?

Да действительно, мое творчество технично в достаточно большой степени. То есть для реализации моих творческих идей нужна хорошая техника. Она дает мне возможность взглянуть на вещи по-новому и позволяет раскрыть неизвестные стороны изучаемого мною предмета. Например,  идея сфотографировать глаза, так сказать, с необычного «ракурса» стала возможной благодаря современной технике. Без нее эта идея осталась бы неосуществленной. Помимо этого, свой отпечаток накладывает еще и моя специальность. Иными словами,  посредством фотографии я раскрываю физику в первоначальном смысле этого слова.

Кадр – это эмоция, состояние. Как ты добиваешься нужной эмоции – в портрете, в изображении природы?

Задача настоящего фотографа – раскрыть внутреннюю сущность объекта или субъекта. При работе с человеком в первую очередь мне нужно его полюбить, даже если это заведомо неприятная мне личность. Я должен оставить в стороне свои предпочтения и эмоции и сконцентрироваться на человеке. Иначе просто ничего не получится, и выйдет банальный, ничего не говорящий портрет. В действительности это трудная задача. Человека необходимо раскрыть, чтобы суметь поймать ту самую эмоцию или особенность, которая в полной мере характеризовала бы его. А для этого, как я уже говорил, необходимо полюбить человека. Без этого никуда. С природой все гораздо проще в том смысле, что ее не нужно раскрывать. Здесь надо просто раскрыть пошире глаза и суметь не упустить ее неуловимость во всех ее проявлениях.

А что ты ищешь посредством фотографии?

Когда мне было лет шестнадцать, мое сознание начало постепенно пробуждаться и, естественно, задаваться философско-бытийными вопросами. На определенном этапе моих исканий меня осенило: а ведь все, что я знаю об окружающем мире, вся сумма знаний и  понятий – это создание чужого ума. Где же тогда мое «Я»? Где мои собственные мысли? Где та самая уникальная мысль, которая и определит меня как уникальную личность? Долго я промучился этим вопросом, пока понял, что именно этот вопрос и есть та самая уникальная мысль. Мораль сей притчи такова, что каждая профессия или специальность – это путь, который при правильном его прохождении должен раскрыть в человеке его «Я», его уникальность. Это, в принципе, и есть самое главное – стать и быть самим собой. Быть «Я» – абсолютно неповторимой личностью – на самом деле страшно.  Если вдуматься в то, что ты принципиально единственный, это, с одной стороны, окрыляет, с другой – приводит к холоду и одиночеству.  Найти в такой ситуации выход к другому «Я» и не утерять свое – в решении этой задачи, пожалуй, и состоит вся жизнь. Фотографируя людей, природу, небо, я пытаюсь решить для себя такую задачу. В идеале именно так, наверное, и должно быть.
Средняя оценка:4,33/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>