вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Армянский монастырь Св. Макариоса" - Александр-Михаил ХАДЖИЛИРА

01.04.2013 Александр-Михаил Хаджилира Статья опубликована в номере №5 (44).
Комментариев:0 Средняя оценка:3/5
А-М. ХаджилираАрмянский монастырь Св. Макариоса, также известный как Αρμενομονάστηρο, Մակարայ Վանք или Ermeni Manastırı, имеет особое историческое, религиозное и эмоциональное значение для сообщества кипрских армян. Он расположен в живописной местности в лесу Платаниотисса, примерно в полутора километрах к западу от Галефки, на расстоянии 530 метров от оккупированного турками горного хребта Пентадактилос. На большом земельном участке (размером около 8500 донемов вплоть до берега моря), который находился в собственности монастыря, растут тридцать тысяч оливковых и рожковых деревьев. Отсюда, особенно зимой, виден горный хребет Тавра в Киликии. Побывавшего здесь Овсепа Шишманяна (Церенца) это зрелище вдохновило на создание в 1875 году романа «Торос, сын Левона».

Около 1000 года монастырь был основан коптами в память Св. Макариоса, отшельника из Александрии (306-395 гг.), который согласно традиции некоторое время жил в этой части Кипра. Его память чтили в первое воскресенье мая, хотя монахи отмечали также день памяти Св. Макариоса Египетского Старшего (301-391 гг.) в декабре. К 1425 году монастырь перешел во владение Армянской Церкви. Как в эпоху крестоносцев (1192-1489), так и в период власти Венецианской республики (1489-1570) монахи славились соблюдением очень строгих правил.

 
Вид монастыря в конце 1950-х гг. Вид монастыря до турецкого вторжения на Кипр в 1974 году

В период османского владычества (1570-1878) монастырь был известен как Синий (Κυανούν Μοναστήρι, Կապոյտ Վանք, Կէօք Մանասթըր или Mavi Manastır) из-за ярко-синего цвета его дверей и оконных ставень. Он был известным местом паломничества, а также отдыха путешествующих в Св. Землю.

На протяжении веков Макараванк использовался также для отдыха и лечения Киликийских католикосов и других армянских священников из Киликии и Иерусалима, с которыми он поддерживал тесные связи. Среди них нужно упомянуть аббата Мхитара Себастаци, будущего основателя Ордена мхитаристов, который в 1695 году восстанавливал здесь свое здоровье после заболевания малярией (в возрасте 19 лет, за год до своего посвящения в сан священника. – Прим. ред.). В 1901 году учащиеся сиротского приюта под руководством Ваана Кюркджяна (известного также под псевдонимом Бакуран) воздвигли памятный знак в честь пребывания Мхитара Себастаци и двухсотлетия Ордена мхитаристов. Через 30 лет четверо бывших учеников – Мовсес Султанян, Симон Ванян, Армен Бедевян и Рафаэл Пилибосян – заменили груду камней на отлитый из бетона обелиск, спроектированный местным архитектором Каро Бальяном, который также был автором проекта двух зданий училища Мелконян. Монумент был открыт в августе 1931 года Киликийским католикосом Сааком II и архиепископом армян Кипра Петросом Сараджяном в присутствии благотворителей и членов отдыхавших в монастыре семей.

Кипрские армяне в Макараванке (1940-е гг.)В 1642 году архимандрит Месроп получил фирман об освобождении монастыря от налогов, продленный затем в 1660 и 1791 годах. В 1734-1735 годах власти позволили провести в монастыре восстановительные работы под руководством архимандрита Арутюна. Они проводились и в 1811-1818 годах по поручению Симеона-ага из Крыма – в это время севернее старой колокольни была построена новая, строительство которой закончилось 3 января 1814 года. Монастырь ремонтировался также в 1866, 1926, 1929, 1947-1949 и, наконец, в 1973 году. В 1926 году по поручению выдающегося мецената Карапета Мелконяна между монастырем и Галефкой была проведена дорога с гравийным покрытием. К востоку от монастыря согласно распоряжению католикоса Саака II была открыта площадь 8 сентября 1933 года.

В 1945 году колониальные (британские. – Прим ред.) власти выдали руководству монастыря «кочаны» (официальные документы на право земельной собственности) на более чем 80 земельных участков. 12 июня 1966 года архиепископ Макариос III посетил монастырь и посадил во дворе араукарию. В июне 1968 года Гарник Куюмджян соорудил в часовне новую крестильню, которая стала популярным местом проведения обряда крещения.

По некоторым сведениям последние монахи постоянно проживали здесь до 1800 года. После абдул-гамидовской резни в 1894-1896 годах и резни в Адане в 1909 году некоторые из беженцев получали убежище в Макараванке. Национальное училище-приют, которым в 1897-1904 годах руководил Ваан Кюркчян (Бакуран), проводило летние занятия на территории монастыря. Он использовался в качестве школы вплоть до 1914 года. Здесь также отдыхали и устраивали летние лагеря армянские скауты и дети из училища Мелконян, многие из которых осиротели во время Геноцида. В 1917-1918 годах монастырь посещали бойцы-добровольцы из Армянского легиона, который проходил военную подготовку в Монарге на полуострове Карпас. До 1974 года многие семьи кипрских армян проводили в монастыре и окрестных домах выходные и праздничные дни.

 
Султанский фирман XVIII века с позволением провести ремонтные работы в Макараванке (из книги «Армянская Церковь на Кипре», Никосия, 2003 г.) Султанский фирман от 1701 года, с запрещением передачи прав собственности на Макараванк (из книги «Армянская Церковь на Кипре», Никосия, 2003 г.)

Главной проблемой был недостаток воды. В 1948 году в 300-400 метрах к югу от монастыря на средства Габриэла Гаспаряна была успешно пробурена скважина. Вместе с супругой Аршалуйс он также стал донатором артезианского фонтана «Архангелы», освященного епископом Гевондом Чебеяном 2 мая 1948 года. В следующем году на средства Саркиса и Сурбик Марашлян был проведен водопровод, установлены электрогенератор и турбина.

Воспитанники училища Мелконян на морском берегу близ Макараванка с тренером Левоном Айвазяном и дежурным воспитателем Мелконом Кришчяном (фото из «Памятной книги училища Мелконян» Айкашена Узуняна, том I, 2004 г.)До начала XX века в Макараванке хранились множество уникальных и бесценных манускриптов (старейший датировался 1202 г., самый новый по времени – 1740 г.), а также церковная утварь. Затем все это было в целях безопасности перевезено в Никосию. В 1947 году 56 манускриптов доставили в Киликийский католикосат в Антилиасе, где с 1998 года они хранятся в музее «Киликия». Церковная утварь выставлена в резиденции епископа в Никосии. Однако иконы из часовни, в том числе чудотворная икона Св. Макариоса, исчезли во время турецкого вторжения.

Кипрские армяне в Макараванке (1955 г.)Территория монастыря была оккупирована во время второй фазы вторжения – с 14 по 16 августа 1974 года. Оккупанты использовали его для размещения незаконных переселенцев и армейских офицеров. В конце 1996 года монастырь понес урон от пожара. В 1997-1998 и 2005 годах оккупационные власти намеревались превратить его в гостиницу, однако им пришлось отказаться от этого из-за протестов властей Кипра и Армении, Киликийского католикосата, Ватикана, ЮНЕСКО и Евросоюза.

В декабре 2006 года территорию монастыря посетил Грант Динк, в июле 2008 года – Киликийский католикос Арам I. Благодаря Варткесу Махдесяну, представителю армянской общины в кипрском парламенте, при содействии местной епархии ААЦ и под надзором солдат UNFICYP (миротворческих сил ООН на Кипре. – Прим. ред.) с 6 мая 2007 года паломничества возобновились. В первом приняло участие около 250 человек, некоторые специально приехали ради этого из-за границы. Второе и третье паломничества прошли 10 мая 2009 года и 9 мая 2010 года, оба раза участвовало около 200 человек, в четвертом и пятом – 8 мая 2011 года и 13 мая 2012 года – участвовало приблизительно по 150 человек.

Оставленный на милость природы и на произвол вандалов, молчаливый, полуразрушенный и опустошенный монастырь ждет своих законных владельцев и паломников, которые вернутся сюда с миром… 
Средняя оценка:3/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>