вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Близкий Иерусалим" - Клод МУТАФЯН

29.05.2008 Клод Мутафян Статья опубликована в номере №3 (12).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

В некоторые исторические эпохи – империи Тиграна Великого, Киликийской Армении – Палестина оказывалась достаточно близкой к нашим границам. Мы продолжаем публикацию статьи Клода Мутафяна «Армянские прелаты и монархи в Иерусалиме в эпоху Крестовых походов: легенды и достоверные свидетельства» (начало читайте в «АНИВ» № 1 (10), 2007).
 

Карта Иерусалима XII века

Григор II Вкайасер, Католикос Армении

Главный армянский источник о первом крестовом походе – летописец Матфей Эдесский. Из Осроены он имел полную возможность освещать события в Каппадокии и Северной Сирии. Под 1099 годом он записал, что армия крестоносцев «…прибыла к воротам Иерусалима и провела там множество боев. В это время владыка Ваграм, патриарх армян, находился в Иерусалиме, и вражеское войско хотело убить его, но Господь спас его из их рук».

Ваграмом был окрещен при рождении Католикос Григор II (1066-1105), по прозвищу Вкайасер, то есть «любящий мученичество», сын известного князя Григора Магистроса из блистательной семьи Пахлавуни, чьим представителям предстояло занимать престол Католикоса в течение всего XII века. Тот же Матфей Эдесский сообщает о другом путешествии Католикоса – на четверть века ранее, в 1074 году он посетил Константинополь, Рим и Египет. Из более поздних источников, которые сообщают об этом путешествии с различными подробностями, обратимся к Вардану (Вардану Аревелци. – Прим. перев.). По его мнению, Католикос отправился из Константинополя в Иерусалим, но не смог туда добраться, так как корабль был выброшен бурей на египетский берег. Однако Вардан писал свой труд намного позже, во второй половине XIII века. Тогда как посещение Католикосом Святого Города ясно упомянуто будущим Католикосом Нерсесом Шнорали в поэме, написанной в первой половине XII века. Эта информация, источник которой можно считать надежным, повторена в Житии Нерсеса, составленном в 1240 году.


Католикос Нерсес Шнорали (манускрипт XIV века из Сурхата, Крым)Итак, путешествие Григора Вкайасера в Иерусалим является достоверным, но источники не указывают его точную дату. Выводы отца Ананяна (Погос (Антон) Ананян (род. в 1922 году в Константинополе) – историк, филолог, аббат ордена венецианских мхитаристов. – Прим. ред.), который относит путешествие к 1072-73 годам, очень убедительны, и в любом случае исторический контекст исключает 1099 год. Возникает вопрос о втором путешествии в самые последние годы XI столетия – о нем упоминает только Матфей. Его сведениями во время второй половины XII века воспользовался священник Самуэл Анеци в своих Летописях, а в XIII веке они появляются в Хронике Гундстабля Смбата – возможное свидетельство в пользу того, что сведения фигурировали в оригинале Матфея. Добавим к этому традиционно хорошие отношения между семейством Пахлавуни и династией Фатимидов в Египте, под чьей властью в то время находился Святой Город – должность визиря Фатимидов уже в течение некоторого времени находилась в руках армян, обращенных в ислам. Тем не менее трудно представить себе присутствие высшего патриарха армян в стенах Города как раз в момент осады христианской армией, с которой армяне тесно сотрудничали, – была ли помощь Господа достаточной, чтобы сохранить ему жизнь?

Католикос Григор II Мартирофил (манускрипт XIV века, Крым)Магакия Орманян уверенно утверждает, что Григор II находился в городе в качестве информатора крестоносцев: гипотеза слишком необоснованная, поскольку ни в одном из множества рассказов франкских участников событий не упоминается об этом присутствии. Будучи современником осады, Матфей не был непосредственным свидетелем событий, так как находился в то время достаточно далеко. К тому же мы знакомы с его трудом только благодаря рукописным копиям, появившимся намного позже, не ранее XVII века – так что они дополнялись переписчиками. Первое издание (с французским переводом) отрывков труда этого автора, основанное на рукописи 1728 года, касается именно Первого крестового похода. Она датируется началом XIX века, и в соответствующем отрывке упоминание о Католикосе странным образом упущено, хотя оно фигурирует в рукописи.

Позже мы поговорим о действительном посещении города Иерусалима Католикосом Григором III, внучатым племянником Григора II, в 1141 году, то есть примерно во время кончины Матфея. Можно предположить путаницу либо с действительным путешествием, осуществленным намного раньше самим Григором II, либо с последующим путешествием Григора III. Эта путаница могла исходить от Самуэла Анеци, в этом случае сведения были добавлены в текст некоторых дошедших до нас позднейших копий труда Матфея. Для армян было заманчиво украсить себя славой, утверждая, что глава их Церкви был прямым свидетелем события, которое рассматривалось как большая победа христианства. На самом деле более чем вероятно, что Григор II не находился в Иерусалиме в 1099 году и посетил Святой Город всего лишь один раз, на четверть века раньше.

 

Григор III Пахлавуни, Католикос Армении

Колофон, написанный рукой Нерсеса Ламбронаци в 1197 году (Апостольская библиотека Ватикана)В 1137 году в результате военного похода императора Иоанна Комнена Киликия и Антиохия снова оказались под византийской властью. Поход также выявил конфликт между Раулем де Домфроном, латинским патриархом Антиохии, и Раймондом Пуатье, который взял бразды правления княжеством в свои руки после женитьбы на Констанции, дочери Боэмунда II и Алисы, сестры Мелизенды (третьей королевы Иерусалима, см. статью «Королевы Иерусалима» в «АНИВ» № 10 – Прим. ред.). Папа Иннокентий II отправил своего легата Альбериха д’Ости, который созвал синод в Антиохии, вероятно, в 1140 году, и Рауль был свергнут.

На следующий год Альберих созвал второй синод, на этот раз в Иерусалиме, у горы Сион. Повестка дня осталась неясной, но обсуждались пункты разногласий между Церквями. По словам Гийома Тирского, «там присутствовал верховный патриарх Армении, называемый Католикосом, выдающийся доктор («доктор богословия», докторами называли в Средние века виднейших католических теологов. – Прим. ред.), которому подчинялись все прелаты Каппадокии, Мидии, Персии и двух Армений»; были обсуждены пункты расхождений, и он обещал их устранить. Вышеупомянутым Католикосом был Григор III Пахлавуни (1113-1166), который проживал в то время «в Антиохийской области, в районе Тлук, в маленькой крепости, названной Цов» (на самом деле Цовк в графстве Эдесса, на границей с Антиохией).

Развалины крепости РомклаВерсия сирийского патриарха Михаила несколько иная: вследствие клеветы греков на якобитов и армян Альберих «прибыл в Долих [Тлук], встретился с Крикоросом [Григором], Католикосом армян, и вынудил его поехать в Иерусалим»; множество армян присутствовали на синоде, но, в противоположность якобитам, они отказались взять на себя какие-либо обязательства. Здесь видна враждебность Михаила по отношению к армянам, и в армянской версии его труда стерто всякое упоминание об армянах на синоде. Присутствие Католикоса Григора III в Святом Городе в 1142-43 годах в любом случае не ставится под сомнение, что, безусловно, отражает существование общего армяно-франкского фронта против греческой и мусульманской опасностей – падение Эдессы было неминуемым. Многие более поздние армянские источники сообщают о его приезде. Они настойчиво свидетельствуют о торжественном приеме, взаимопонимании и доверительном климате, об очень сильном впечатлении, оставленном Католикосом. Сам синод замалчивается или значение его преуменьшается, путешествие представлено как паломничество.

Киракос (историк Киракос Гандзакеци. – Прим. ред.), который писал спустя более ста лет после этих событий, рассказывает также о пребывании Католикоса в Антиохии, описывая еще один величественный прием. Было бы поспешным, исходя из этого позднего источника, делать вывод, что Католикос также участвовал в синоде в Антиохии: маловероятно участие иерархов армянской Церкви в синоде, где обсуждались внутренние проблемы Церкви латинской. Более вероятно полагать, что Григор III участвовал только в синоде в Святом Городе. Чуть позже он написал Папе Иннокентию II, ответ которого дошел до нас в армянском переводе. В 1145 году Католикос отправил посольство к только что избранному преемнику Иннокентия – Евгению III. Армяно-франкские отношения переживали благоприятный период.

 

Нерсес Шнорали и византийские посланники (манускрипт 1321 года, художник Мхитар Анеци)Нерсес IV Шнорали, Католикос Армении

После смерти Григория II в 1166 году Католикосат перешел к его брату, Нерсесу IV, прозванному Шнорали, что переводится как Благодатный в смысле умственной одаренности. Нерсес был, несомненно, одной из важнейших армянских фигур XII века. Еще при жизни своего старшего брата он постоянно принимал участие в делах Католикосата, поэтому многие авторы склонны считать естественным тот факт, что он сопровождал брата в Иерусалим и участвовал совместно с ним в Антиохийском синоде. Об Антиохии упоминает его внучатый племянник, архиепископ Тарса Нерсес Ламбронаци, который на следующий день после кончины Нерсеса IV (1173) написал хвалебную оду в его честь. Это единственный источник, где говорится о присутствии Католикоса на синоде. Принимая во внимание его надежность, мы не можем исключить такую гипотезу. В этом случае Нерсес должен был вернуться из Антиохии прямо на Католикосский престол в Цовке, в долине Евфрата. Его присутствие в Иерусалиме гораздо менее вероятно, упоминания об этом мы нигде не находим, даже в его биографии, написанной в 1240 году.


Исповедание веры Армянской Церкви - послание католикоса Константина, направленное Папе Иннокентию IV в 1246 годуКнязь Торос II Рубенид

Одно из французских продолжений труда Гийома Тирского, известное под названием Эрнульская Хроника – единственный источник, который сообщает нам о любопытном проекте переселения армян в Палестину в эпоху царствования Амори I Иерусалимского (1162-1174), младшего сына Мелизенды. Князю Торосу II, наследнику династии Рубенидов, которая с самого начала века старалась объединить под своими знаменами армянское население Киликии, мастерски удалось укрепить армянскую власть, расшатанную византийским завоеванием 1137 года. С начала 1160-х годов Торос был признан де-факто властелином Киликии. Незадолго до своей смерти в 1168-69 году «он отправился в паломничество в Иерусалим». Его приняли в королевстве со всеми почестями, и он был поражен малым числом городов и крепостей, подчиненных непосредственно королю. Демографический фактор также был в пользу «сарацинов», и это делало королевство крайне уязвимым в случаи нападения. Чтобы немного улучшить опасную ситуацию, армянский князь предложил отправить в два последовательных этапа 30 000 армянских переселенцев. Это предложение – даже если число, цитируемое в хронике, преувеличено – понравилось королю и магнатам (баронам), но так и осталось пустым звуком из-за позиции латинского духовенства, которое требовало, чтобы будущие иммигранты платили ему десятину, как все остальные христиане. Торос счел, что это условие приведет к их закрепощению, вероятно, он также желал избегнуть любой латинской власти над Армянской Церковью. Торос взял назад свое предложение, «простился с королем и вернулся в свои земли».

Весьма вероятно, что князь воспользовался своим пребыванием в Иерусалиме, чтобы расширить и приукрасить армянский собор, но у нас нет никаких сведений по этому поводу.

 

Армянский патриарх Египта

Копия письма Папы Григория VII Католикосу Григору II от 6 июня 1080 года (Секретный архив Ватикана)Мы не раз отмечали хорошие армяно-фатимидские отношения. И поэтому неудивительно, что падение династии Фатимидов и приход к власти династии Эйюбидов вследствие завоевания Египта Саладином в 1169-71 годах были, по крайней мере в первое время, невыгодны армянам. По этому вопросу мы располагаем информацией из первых рук от армянского историка Египта того периода, Абу Салиха Армянина. Его труд «Церкви и монастыри Египта и некоторых соседних стран», написанный по-арабски, дошел до нас в единственном экземпляре рукописи, сохраненной в Национальной Библиотеке Франции и переведенной на английский в конце XIX века. Автор начинает с рассказа про армян, представляя нам некоего епископа, который стал патриархом через взятку, при правлении фатимидского халифа аль-Хафиза (1130-1149). Немного позже нашествие «гузов и курдов», то есть армии Саладина (который фактически был курдом), разорило армян. В 1172 году «патриарх оставил Египет и направился в Иерусалим», которым в то время владели франки. «Он увез с собой семьдесят пять священных книг и был принят в Святом Городе очень торжественно. Там он и жил до конца своих дней и был похоронен в Соборе Св. Иакова. Говорят, он основал монастырь за пределами Иерусалима». Нам неизвестно местоположение этого сооружения, названного именем Святого Саркиса. Хотя Абу Салих – единственный источник о патриархе и связанных с ним событиях, их правдоподобие и надежность автора не вызывают сомнений.
 

Нерсес Ламбронаци, архиепископ Тарса

Нерсес Ламбронаци (манускрипт 1325 года)

После укрепления власти Саладина в Каире, франкский Иерусалим доживал свои последние годы. Крупнейшей личностью конца XII века в Киликийской Армении был архиепископ Тарса Нерсес Ламбронаци, Хетумид по отцу и Пахлавуни по матери, племяннице великого Католикоса Нерсеса Шнорали. В 1179 году, в колофоне одного перевода с греческого на армянский трудов папы Григория Великого, он написал: «Когда я направлялся в святой город Иерусалим…» Из этого несколько поспешно делают вывод, что Нерсес пребывал в то время в Святом Городе, что абсолютно не вписывается в его биографию и к тому же не упоминается ни в одном другом из его многочисленных произведений. Поэтому следует прислушаться к Акиняну (Нерсес (Габриэл) Акинян (род. в 1883 г. в Артвине) – известный историк, филолог, член венского ордена мхитаристов. – Прим. ред.) и увидеть в этом всего лишь простую аллегорию.

Это еще более ясно следует из одного позднего колофона (1198) того же автора, где он упоминает 1187 год, переживая взятие Иерусалима Саладином «перед нашими глазами». Здесь речь, конечно же, идет об образном представлении с учетом близкого местоположения Киликии. Присутствие его предка, Католикоса Григория II, при взятии Иерусалима крестоносцами было, как мы видели, маловероятным, но полностью не исключенным событием. Напротив, Нерсес Ламбронаци определенно не присутствовал при взятии Святого Города мусульманами. Эти два маленьких фрагмента колофонов необходимо воспринимать как аллегорию: Нерсес Ламбронаци никогда не видел Иерусалима.

 

Константин I, Католикос Армении

Катооликос Нерсес Шнорали и Мхитар Гераци, выдающийся врач и астроном (манускрипт 1662 года, Алеппо)В 1198 году князь Левон II Рубенид получает корону и становится Левоном I, королем Армении. Территорией этого королевства были не земли исторической Великой Армении, а Киликия со столицей Сис. Престол Католикосата с середины XII века находился в Ромкле, на Ефрате. В течение большей части XIII века этот престол занимал Константин I Барцрбердци (1221-1267). В своей хронологии, которая завершает монументальный, опубликованный в 1885 году труд, Алишан пишет: «1238 год – Католикос Константин, вместе с Католикосом сирийцев, отправился на поклонение Святым местам в Иерусалим». Эта информация была принята последующими историками. Для того времени подобное путешествие выглядит вполне правдоподобным. Вследствие переговоров между императором Фридрихом II и эйюбидским султаном с 1229 по 1244 год Иерусалим временно вернулся под власть франков. Более того, в 1238 году франко-армянские отношения угрожал омрачить религиозный конфликт: латинскому патриарху Антиохии удалось уговорить Папу утвердить подчинение армянского Католикоса своей юрисдикции. Мы можем представить себе, что Константин I решил одним ударом убить двух зайцев: воспользоваться благоприятной политической ситуацией, чтобы совершить паломничество, и встретиться с латинским патриархом Иерусалима, чтобы попробовать разрешить этот кризис. Папа благоразумно решил быстро дать обратный ход.

Откуда Алишан взял эту информацию? Мы знаем, что известный историк и богослов Вардан, один из главных советников Константина I, совершил путешествие в Иерусалим в 1240 году. Но неизвестен, если я не ошибаюсь, ни один армянский или древнесирийский источник, упоминающий о путешествии в Святой Город самого Католикоса (хотя первая половина XIII века особенно богата по части армянской историографии). Можно, конечно, предположить, что автор располагал источником, который позднее был утрачен. А пока мы должны либо доверять ему, либо рассматривать путешествие как возможное, но достоверно не установленное.

 

Армянский Патриархат Иерусалима и епископ Саркис

В своем монументальном труде «История Армении», опубликованном в Венеции в 1784-86 годах, мхитарист о. Микаэл Чамчян писал о последствиях церковного собора в Сисе, который принял латинофильское направление. Саркис, епископ Иерусалимский, полностью отверг его и, заручившись поддержкой мамлюкского султана, своего мирского сюзерена, отделился от Католикосата, создав в 1311 году независимый патриархат в Святом Городе. Этот патриархат существует и в наше время, но – вероятно, с первой половины XV века – уже под юрисдикцией Эчмиадзинского Католикоса. Официальной версией его основания считается версия Чамчяна, поэтому и списки иерусалимских патриархов начинаются с 1311 года, с имени Саркиса. (В последнее время большинство списков начинается с VII века, с патриарха Авраама (638-669 гг.). – Прим. ред.) Сложность заключается в том, что ни один из источников, дошедших до нас, не подтверждает заявления прославленного историка: располагал ли он источниками, которые сегодня потеряны? Нельзя утверждать с уверенностью, так как он о них не упомянул. Спустя столетие епископ Аствацатур сообщает о другом обращении к египетскому султану, на этот раз со стороны царя Грузии, который воспользовался кризисом внутри Армянской Церкви, чтобы отстаивать в 1312 году свои права на церковь Св. Иакова (Србоц Акопоц. – Прим. ред.). Саркис, в свою очередь, вмешался и восстановил ситуацию. В этом случае также неизвестны источники, которые использовал автор, что заставляет нас с осторожностью относиться к его повествованию. Пока единственный источник того времени, упоминающий о Саркисе, – это колофон в церковной книге «Апостол», переписанной в 1313 году, вероятно, в самом Иерусалиме «при патриархате раскольника Константина и епископате в нашей стране Тер-Саркиса». Отсюда по логике можно сделать вывод о произошедшем разрыве, вероятно, более политическом, чем религиозном или правовом: Святой Город находился во владениях мамлюкского султана, и епископу Иерусалима трудно было существовать, подчиняясь юрисдикции на вражеской территории.

Письмо папы Иннокентия II католикосу Григору III от 25 сентября 1141 года (армянский перевод, копия XIV века)В этих условиях возникает более общий вопрос: в какой период и при каких условиях был создан патриархат? По множеству причин на него невозможно дать точный ответ. Отметим, что в колофоне 1313 года Саркис назван «епископом», а не патриархом. И после него многие, занимающие этот пост, предпочитали называть себя прелатом, епископом или архиепископом. Напротив, до Саркиса мы находим в источниках или в принятой традиции имена иерусалимских епископов, которые носили титул патриарха. Так, после арабского завоевания в VII веке Пророк и халифы Омар и Али якобы наделили юрисдикцией над армянами и монофизитами армянского патриарха Абраама. Сегодня установлено, что фирманы, подкрепляющие эти утверждения, являются поздними апокрифами, предназначенными для поддержки различных требований. Более правдоподобно выглядит упоминание в конце X века о некоем «Арсене, патриархе Иерусалимском», авторе рекомендационного письма для армянского отшельника Симона, покровителя города Мантуи в Италии. Однако вопреки тому что пишут многие авторы, прелат Саак Иерусалимский, присутствующий на соборе в Ромкле в 1178 году, носил титул «архиепископа», а не патриарха. Через несколько лет, в 1187 году, Саладин захватил Иерусалим. Армянского епископа звали тогда Абраам. Он скончался в 1192 году, и в надписи на его гробнице, в нартексе (притворе) собора Србоц Акопоц, он назван патриархом. Многие предания связаны с отношением султана к армянам и патриарху. Одно из них, датируемое началом XVIII века, сообщает о чуде, после которого Саладин якобы оставил армянам их владения. Показывают даже фирман султана, подтверждающий их привилегии. Вряд ли этот фирман является более подлинным, чем предыдущие. В одном из франкских источников даже утверждается, что «армяне, греки, христиане ...» выкупили у Саладина Церковь Гроба Господня (или сам Гроб?). Ни одно из подобных преданий не подкреплено источниками, и все они основаны на, вероятно, терпимом отношении султана к христианам-нехалкедонитам, которых он отличал от греков и латинян, своих прямых врагов.

Мы смогли составить почти полный список армянских иерархов в Иерусалиме, начиная с эпохи арабских завоеваний. До Саркиса в нем существует много пробелов, и он иногда основывается просто на преданиях. Как мы показали, невозможно точно сказать, кто из перечисленных носил титул патриарха, и тем более – дать точную дату введения этого титула.

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>