вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Католизация армян в Трансильвании (1685-1715)" - Корнель НАДЬ

29.03.2012 Корнел Надь Статья опубликована в номере № 6 (39).
Комментариев:0 Средняя оценка:3/5
Корнел НадьОбзор исследования

XVII и XVIII века считаются одним из самых драматичных периодов в истории Венгрии и Трансильвании. Войны за освобождение против Османской империи, интеграция Трансильванского княжества в империю Габсбургов после полуторавекового периода относительной независимости, освоение новых земель, изменения в повседневной жизни населения и война Ференца Ракоци за независимость (1703-1711) (Ракоци Ференц II (1676-1735) – князь Трансильвании, руководитель освободительной войны против Габсбургов, завершившейся компромиссным Сатмарским миром. Ракоци является для венгров символом национальной независимости. – Владимир Стасюк, далее В.С.) стали серьезными вызовами для двора Габсбургов в Вене.

Период 1686-1711 годов оказался важным и для Венгерской Католической Церкви. Набирал обороты процесс Контрреформации в восточных и северных регионах Венгрии: православные русины и румыны в Трансильвании  соединились с Римско-католической Церковью. Во главе покинутых епархий после 150 лет османской оккупации и почти 110 лет мощного давления протестантизма, поддерживаемого трансильванскими князьями, появились католические епископы – при активной поддержке миссионеров, направленных из Рима с целью реорганизовать религиозную жизнь Венгерской Католической Церкви.

Католизацию армян в Трансильвании следует анализировать в контексте церковной истории. Историю армян в Трансильвании, бежавших сюда из Молдавии и Подолии между 1668 и 1672 годами, можно считать практически  неисследованной областью с точки зрения как венгерской, так и общей истории Церкви. Их католизацию связывают в первую очередь с миссионерскими усилиями епископа Оксендио Виржиреско (1654-1715). Его пастырская деятельность охватывала примерно тридцатилетний период, совпавший с периодом интеграции Трансильванского княжества в империю Габсбургов. Долгое время информация о ней в венгерской и мировой науке оставалась крайне скудной, хотя были общеизвестны такие, связанные с армянами события, как их иммиграция в 1672 году в Трансильванию под руководством епископа Минаса Алексаняна-Зилифдаряна Токатеци (ок. 1610-1686), исповедание католической веры, якобы совершенное им в Лемберге (Львове) в 1686 году, провозглашение церковной унии с Римом около 1690 года, основание города Самошуйвар (Герла, Арменополис) между 1696 и 1712 годами и, наконец, смерть епископа Оксендио в Вене в 1715 году.

Одна из важнейших проблем при исследованиях истории трансильванских армян состоит в том, что большинство рукописных документов хранятся не в Венгрии, а в зарубежных архивах – в Италии, Ватикане, Румынии и Армении. Вспомогательной литературы по теме унии на венгерском и других языках чрезвычайно мало. Большинство научных материалов, за редким исключением, сильно устарели, поскольку были написаны на рубеже XIX-XX веков. Эти монографии и статьи часто ссылаются друг на друга. В них отражена одна и та же точка зрения на миссионерскую деятельность епископа Оксендио в Трансильвании. Большинство авторов не изучали детально его пастырскую  деятельность и передавали потомству идиллический образ епископа, при самых трудных обстоятельствах твердо стоявшего за интересы своего народа. Униатский епископ рассматривался как своего рода «духовный князь» или «апостол», как национальный лидер или этнарх трансильванских армян. Моя цель, помимо прочего, состояла в том, чтобы подойти к этому идиллическому представлению с оговорками и заново, более тщательно изучить церковную унию и ее исторические обстоятельства.

Прошение трансильванских армян на армянском языке, направленное в 1689 году Св. Престолу с просьбой назначить Оксендио Виржиреско униатским епископом (APF CP Vol. 29. Fol. 644r.)Католизация армян поднимает и другие вопросы, на которые прежние исследования так и не дали удовлетворительного ответа. Какую роль сыграли в унии армян двор Габсбургов в Вене и Венгерская Католическая Церковь? Какое значение придавал армянам двор Габсбургов после освобождения региона от османской оккупации? Применялась ли к ним габсбургская демографическая, конфессиональная и прочая политика? Имело ли правительство империи в Вене намерение достичь религиозного единства армян с Римом по образцу предшествующих церковных уний в Венгрии – ведь унию армян в Трансильвании можно сравнить с попытками унии сербов в южной Венгрии, русинов в северо-восточной Венгрии и румын в Трансильвании. Кроме того, необходимо дать ответ на вопрос, играли ли роль при заключении унии действия Венгерской Католической Церкви.

Из-за недостатка источников не было ясно также, насколько уния армян была движима возрождением идеи общецерковного единства. Не исследовался вопрос о том, использовались ли прежние образцы уний Средних веков или начала Нового времени. Например, имели ли влияние на унию в Трансильвании инициативы церковной унии в Киликии в XI-XIV веках, которые исходили из Рима, Флорентийский собор (1493), Брестская уния (1596), уния армян в Лемберге (1627-1681)?

Согласно некоторым источникам, не было оснований утверждать, что епископ Минас совершил исповедание католической веры. Обстоятельства и точная дата унии также не были известны. В исторической науке еще не изучены с необходимой тщательностью вопросы о том, сопровождалась ли уния в Трансильвании отречениями от католичества и конфликтами, могли ли армянские священнослужители использовать свои прежние одеяния или им пришлось, согласно намерению Оксендио, полностью латинизировать обряд. Необходимо было также изучить представления самого Оксендио о способах претворения в жизнь унии. Как известно, он был сторонником полной латинизации армянского обряда. Исследователи, однако, не обнаружили следов переноса миссионерской активности Оксендио в другие провинции. Наконец, мы должны ответить на вопрос, оказалась ли уния армян успешной по сравнению с другими униями в Венгрии или Трансильвании или же ее следует считать неудачной.

Белявский О. Портрет львовского армянского архиепископа- митрополита Hиколая Торосовича. 1801. Львовский музей истории религий (И.Гаюк «Иллюстрированная энциклопедия армянской культуры в Украине»)В этом исследовании мы пытались дать ясные ответы на упомянутые вопросы, опираясь на известные или неизвестные ранее первоисточники, а также подвергнув критическому анализу вспомогательные источники. Таким путем, как нам кажется, удалось рассеять тот туман, которым до сих пор была окутана церковная история армян в Трансильвании между 1685 и 1715 годами, как в венгерской, так и в мировой исторической науке.

Основу исследования составляют документы, обнаруженные недавно в архивах Св. Престола,  которые содержат детальную информацию, включая обзоры и письма о деятельности епископа Оксендио и трансильванских армянах в указанный период. Венгерские и зарубежные ученые привлекали внимание к важности этих документов с точки зрения истории Церкви, в частности Иштван Баан, Кальман Бенда, Ференц Галла, Антал Ходинка, Раймон Арутюн Геворкян, Антал Мольнар, Грегорио Петрович, Эдмонд Шюц, Дьёрдь Иштван Тот, Тихамер Ваньо, Анастасиус Великий. В особенности это относится к архиву Св. Конгрегации Пропаганды Веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide) в Риме и Секретным архивам Ватикана (Archivio Segreto Vaticano), где содержится множество документов по армянам Трансильвании, которые считаются наиболее аутентичными в отношении пастырской деятельности епископа Оксендио Виржиреско и унии армян в Трансильвании.

Белявский О. Портрет Вартана Хунаняна. 1802. Львовская галерея искусств (И.Гаюк «Иллюстрированная энциклопедия армянской культуры в Украине»)Небольшое количество документов рассеяно также по архивам и библиотекам Венгрии. Венгерский Национальный архив в Будапеште содержит общие данные по воинскому набору и коммерческие бумаги, касающиеся  трансильванских армян. Есть также некоторые документы об Оксендио Виржиреско, которые не относятся непосредственно к его пастырской деятельности, но дают информацию о его пребывании в плену при дворе князя Ференца  Ракоци, сохранились его просьбы, направленные венскому двору или местным властям Трансильванской губернии по поводу привилегий новосозданного города Самошуйвар.

В архивах примаса Венгрии в Эстергоме хранится  ограниченное число церковных документов по армянам, начиная с 1692 года. Это очень важные дополнительные источники по отношению к тем, которые хранятся в архивах Св. Престола. Они значимы для детального изучения  личности епископа Оксендио и его деятельности в Трансильвании. Так называемые собрания Хевенеши и Капринай, находящиеся в библиотеке Государственного университета ELTE (Будапештский университет имени Лоранда  Этвёша. – В.С.), также содержат некоторые важные документы. По просьбе иезуита Габора Хевенеши в конце XVII века чешско-моравский миссионер-иезуит Рудольф Бженски составил материал о народах и церквях в  Трансильвании.

Автор посвятил один из разделов армянам, описав их историю с момента переселения до назначения Оксендио епископом. Отец-иезуит дает достаточно точный отчет об армянах. Предположительно, он получал информацию  непосредственно от самого Оксендио. Работа Бженского существует по меньшей мере в четырех копиях. К собранию Хевенеши относится и работа неизвестного церковного автора под названием «Fidelis relatio», который описывает церковную историю армян от переселения их в Трансильванию до конфликта в г. Эбешфальва (Эббешдорф, Елизабетполис, Думбрэвени) в 1692 году.

Крайне незначительное число документов по периоду,  рассматриваемому в настоящей работе, хранится в Трансильвании. Библиотека армяно-католического прихода в Дьердьосентмиклоше (Никлашмаркт, Георгени) в Румынии содержит только одну армянскую рукопись по истории прихода, где описывается роль Оксендио в его создании. В библиотеке исторического музея в Самошуйваре (Герла, Арменополис) в Румынии хранится пять рукописей на латинском и армянском языках об этом периоде. В большинстве своем они касаются в первую очередь формирования городского самоуправления и привилегий. Наконец, собрание ереванского Матенадарана включает пять Евангелий, созданных в Молдавии – в их колофонах  (hишатакаранах) можно найти полезную информацию об армянской эмиграции из Трансильвании, вызванной унией и другими превратностями судьбы.

Документы по унии армян и миссионерской деятельности епископа Оксендио до сих пор не публиковались in extensor (лат. полностью, без сокращений. – Прим ред.). В большинстве своем они вообще никогда не были  опубликованы. В 1885 году иезуит Николаус Ниллес опубликовал в двух томах документы по истории униатских Церквей в Венгрии. Некоторые из них касаются трансильванских армян. Однако они ограничены документами из библиотеки ELTE Государственного университета в Будапеште.

Известна также «Хронология Армянской Церкви», составленная в 1730-х годах армянским униатским епископом Стефаном Стефановичем Рошкой (1670-1739). Ее рукопись хранится в архивах Конгрегации мхитаристов в Вене и  была опубликована Амазаспом Оскяном в 1964 году. В своей «Хронологии» Рошка с точки зрения католицизма описывает армянскую церковную историю от самого начала до своего времени. Хотя особый акцент сделан на  церковной истории армянской диаспоры в Польше, однако очень кратко затронута тема и трансильванских армян. Упомянуто о смерти епископа Минаса, миссионерской деятельности епископа Оксендия и его смерти в 1715 году, а  также об исповедании католической веры, которое совершил в 1689 году во Львове Елия Мендрул от имени армян Трансильвании. Наконец, Анастасиус Великий, Кальман Бенда и Дьёрдь Иштван Тот в своих работах опубликовали отдельные краткие документы по армянам из архивов Св. Престола. Хотя их исследования посвящены в первую очередь документам католических миссий в Венгрии, Молдавии, Польше, Трансильвании и Украине, лишь единицы из опубликованных материалов касаются трансильванских армян.


Письмо Св. Престолу на латинском языке архиепископа Андреа Сантакроче, апостольского нунция в Вене по поводу религиозных споров среди армян Трансильвании в 1698 году (APF SOCG Vol. 532. Fol. 472r.)Если рассмотреть унию армян в Трансильвании с точки зрения двора Габсбургов, проводимой им демографической и церковной политики, мы увидим, что армянское население не было составной частью этой политики, поскольку конституционные проекты, разработанные кардиналом Леопольдом фон Коллоничем (1631-1707) и палатином князем Палом Эстерхази (1635-1713) (Леопольд Карл фон Коллонич – австро-венгерский прелат, кардинал, один из лидеров венгерской контрреформации, радикальный защитник католицизма. Пал Эстерхази (1635-1713) – представитель знаменитого княжеского рода, палатин с 1681 по 1713 год, т.е. вице-король, совмещающий функции премьер-министра и верховного судьи королевства. Высшая после короля государственная должность в Венгерском Королевстве до 1853 года. – В.С.), свидетельствуют о том, что интерес двора Габсбургов был явно  сосредоточен на центральных и южных регионах Венгрии, отвоеванных у турок-османов. Венские власти не были вовлечены в такой же степени в дела Трансильвании. В конституционных проектах мы можем встретить только заботу о наличии в Трансильвании римско-католического епископа. Двор Габсбургов занялся делами армян Трансильвании только тогда, когда он вмешался в переговоры о выделении для них района Самошуйвар. Решение об этом было утверждено имперскими властями в конце 1696 года, но было конкретизировано позднее, в 1700-м, сам же процесс переселения армян в Самошуйвар из Бестерце (теперь г. Бистрица в Румынии. – В.С.) и соседних сел произошел только в 1712 году, после окончания войны Ракоци за независимость.

Портрет Оксендио Виржиреско из собрания армяно-католического прихода в г. ГерлаМиссии среди армян с целью установления церковной унии были инициированы армянской униатской архиепископией в Лемберге в 1683 году. Намерение архиепископии привести их к унии с Римом объяснялось тем, что до унии в юрисдикцию главы епархии Лемберга входили армяне Крыма, Польши и Молдавии. Таким образом, армяне, переселившиеся из Молдавии и Подолии в Трансильванию, с точки зрения униатской епархии Лемберга все равно оставались ее паствой.

Церковная уния была тесно связана с пастырской деятельностью Оксендио Виржиреско в Трансильвании. Появление здесь в качестве миссионера уроженца Молдавии Оксендио в 1685 году произошло по повелению архиепископа Лемберга. Оксендио пришлось с трудом преодолевать сопротивление армянских священников, ему понадобилось четыре года постоянных усилий, чтобы выполнить свою миссию. Его отношение к Минасу, епископу Армянской Апостольской Церкви в Трансильвании, было противоречивым. Оксендий был убежден, что ключом к унии армян с Римом станет обращение в католичество самого Минаса. Он не смог убедить престарелого епископа в  необходимости такого шага, однако склонил его к совместной поездке в Лемберг для переговоров с апостольским нунцием Варшавы и армянским униатским архиепископом Лемберга в самом конце 1686 года. Согласно более поздним свидетельствам, епископ Минас в результате настояний Оксендия совершил исповедание католической веры. Об этом говорится в нескольких документах, написанных чешско-моравским иезуитом Рудольфом Бженским в середине 1690-х, которые еще не стали предметом тщательного научного изучения. В то же время другие источники, в частности, письма, сообщения и отчеты миссионеров, которые хранятся в архивах Св. Конгрегации Пропаганды Веры в Риме, решительно опровергают факт исповедания Минасом католической веры, в них содержатся только данные об обстоятельствах его смерти в 1686 году.

Окончательно церковная уния армян Трансильвании была провозглашена в Лемберге в феврале 1689 года, когда произошел акт исповедания веры в присутствии униатского архиепископа Вардана Хунаняна (1644-1715). Указанную дату нельзя однозначно подтвердить, но поскольку в общем собрании Святой Конгрегации Пропаганды Веры уния армян обсуждалась 8 апреля 1689 года, дата унии выглядит правдоподобной.

Портрет Стефана Стефановича из собрания армяно-католического прихода в г. ГерлаВ связи с унией возникает несколько вопросов. Во-первых, она ограничивалась исключительно признанием верховенства Римского престола. Во- вторых, не затрагивался вопрос о таких важных деталях, как социальный статус и оплата униатских священников, позволение или запрет на брак для священников, язык литургии, использование квасного или пресного хлеба во время обряда причащения, догмат о Filioque (католический догмат об исхождении Св. Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. – Прим. ред.), догмат о Чистилище, символ веры Халкидонского собора 451 года. Все эти проблемы были ясно разрешены в случаях унии с Римом других Восточных Церквей. Еще до получения высшего образования в римском Collegium Urbanum, Оксендио Виржиреско был сторонником полной латинизации. По его мнению, униатские священнослужители должны были полностью уподобиться католическим. Однако униатские священники в Трансильвании были приверженцами сохранения прежних армянских церковных облачений и считали, что уния ограничивается только признанием верховенства Папы. Проблема  интерпретации унии вызывала напряженность среди армян, это привело к отречению священника Мартинуса Потоцкого в Эбешфальве в 1691 и 1692 годах, а также к эпизоду с Элией Мендрулом в Бестерце в 1697 году. Такие случаи подрывают обоснованность прежнего, хорошо известного в науке, мнения о том, что процесс утверждения церковной унии среди армян Трансильвании протекал без всяких проблем. Цели унии были окончательно достигнуты в 1699 году, когда епископ Оксендио со своими помощниками вынудили отрекшихся от унии армян принять ее. Его противники внутри Церкви вместе с рядом армянских семей покинули Трансильванию и вернулись в Молдову. Оксендио пытался организовать миссию среди этих армян, чтобы вновь обратить их в католичество, однако его попытки провалились из-за противодействия Св. Престола, нунция в Варшаве, униатского архиепископа в Лемберге, властей Молдовы, а также из-за начала войны за независимость Ференца Ракоци.

Не так просто ответить на вопрос, имела ли уния в Трансильвании прецеденты в армянской истории. Ее нельзя поставить в один ряд с попытками унии Армянской Церкви с Римским престолом в киликийский период, так же как и с унией на Флорентийском соборе. В этих случаях упор делался на вопросах догматики и литургии, но Армянская Церковь в конечном итоге решительно отвергла унию по соображениям национальных интересов. Армяне также не  были участниками Брестской унии, основанной на решениях Флорентийского собора.

Другой вопрос: можно ли рассматривать события, произошедшие с Армянской Церковью в Трансильвании, как составную часть общих процессов унии в Венгрии? Ответ, безусловно, будет отрицательным. Инициаторами унии  армян не были ни двор Габсбургов, ни Венгерская Католическая Церковь. Да и само провозглашение унии произошло в Польше, а не в Венгрии.

В то же время в некоторых аспектах церковную унию армян можно уподобить другим случаям унии. В частности, протестантская элита Трансильвании и в этом случае не жалела усилий для срыва унии из страха изменения не в свою пользу конфессионального баланса, который успешно существовал в регионе в течение десятков лет. По этой причине они пытались расколоть румынских униатов и способствовать их возвращению в православие (в случае Габора Надьсеги и Иона Тиска), они поддерживали прямо или косвенно восставших против епископа Оксендио армянских священников Вардана Мартинуса Потоцкого и Елию Мендрула. Можно провести и другую параллель – униаты-русины и румыны пострадали, как и армяне, во время войны за независимость Ференца Ракоци (1703-1711). Однако у армян не было проблем со «схизмой», как в румынском случае, и с каноническими дебатами по поводу вакансии на епископский престол, как в случае русин.

В результате войны Ракоци за независимость многие армяне покинули Трансильванию, переселившись в Молдову. Епископ Оксендио и его помощники долгое время опасались, что армянские священники из Молдовы могут  появиться в Трансильвании по повелению католикоса, чтобы вернуть армян-униатов в лоно Армянской Апостольской Церкви. Эти страхи оказались напрасными, за исключением двух отдельных попыток в Бестерце и Эбешфальве около 1708 года. В то же время их страхи могли подкрепляться тем фактом, что румынский православный митрополит в Бухаресте направил своих священников для проповеди против унии среди трансильванских румын.

Оксендио был сознательно назначен Св. Престолом номинальным епископом. Рим должен был принимать во внимание интересы Венгерской Католической Церкви, которая собиралась восстановить в Трансильвании прекратившую свое существование католическую епархию и по этой причине не могла потерпеть в регионе второго католического епископа.

Наконец, последний вопрос: была ли уния трансильванских армян успешной по сравнению с другими актами унии в Венгрии и Трансильвании? Хорошо известно, что уния сербов закончилась очевидным провалом. Двор Габсбургов  в 1690 году наделил значительными экономическими и политическими привилегиями бежавших со своей родины сербов. Это сделало бессмысленной борьбу в пользу унии с Римом. Предыдущие попытки унии также заходили в тупик из-за канонических споров и сопротивления сербского православного духовенства.

Унию русин того времени (1685-1715) можно считать успешной лишь отчасти. Она была провозглашена в середине XVII века. (Русинская греко-католическая (униатская) Церковь была создана в 1646 году, когда православный епископ Мукачева и православные священники-русины заключили Ужгородскую унию с сохранением прежнего литургического обряда.  После унии в Мукачево в 1664 году и Марамуреше в 1713 году в униатство перешла большая часть русин. – Прим. ред.) Вопросы оплаты и статуса униатских священников были прояснены, однако практическая реализация унии затянулась вплоть до XIX века. В частности, на это повлияли канонические дебаты по поводу резиденции униатского епископа в Мункаче (Мукачево) между русинами и римско-католическим епископом. Эти дебаты продолжались вплоть до времен императрицы Марии-Терезии (1740-1780), когда в 1771 году была создана независимая униатская епархия с центром в Мункаче.

Трансильванские румыны заключили успешную унию с Римом в 1701 году. (Считается, что в 1698 году унию принял митрополит трансильванских румын Афанасий Ангел. В 1701 году она была подтверждена синодом епископов.  При этом был сохранен православный обряд литургии. – Прим. ред.) Независимая епархия униатов-румын с центром в Фогараше была организована по согласованию со Св. Престолом против воли римско-католического епископа Трансильвании. Однако успех унии был подорван сопротивлением низшего звена духовенства и так называемыми схизматическими движениями, которые возглавлялись греческими, румынскими и сербскими священниками и  монахами.

Таким образом, по сравнению с другими униями в Венгрии и Трансильвании церковную унию армян можно считать успешной. По нашему мнению, причина заключалась в численности армян в регионе, которая значительно уступала численности других вовлеченных в процессы унии народов. К концу XVII века численность армянского населения уменьшилась из-за эмиграции в Молдову. Армянское сообщество стало более однородным и управляемым в вероисповедном отношении.

Если мы оценим церковную унию изнутри, относительно интересов самого сообщества, она была неудачной, поскольку со временем привела к языковой и культурной ассимиляции. С течением времени армянские сообщества под религиозной властью Рима или Константинополя ассимилировались с окружающим их населением. (Наверное, здесь стоит указать на различие между армяно-католиками в Европе (Речь Посполитая, Трансильвания) и армяно-католиками на Ближнем Востоке (Ливан, Сирия) при отсутствии местного католического большинства и местной католической иерархии, тесно связанной с властями. В последнем случае ассимиляция происходит медленнее. – Прим. ред.).

Упорная приверженность армян к своей религии и своему языку, как факторам армянского самосознания, помогала сохранять древнюю армянскую культуру и национальную идентичность и в Средние века, и в начале Нового  времени. Армянская Церковь символизировала национальное единство армян, проживающих на Родине и в диаспоре. Однако в диаспоре сохранить религию, язык, идентичность и культуру было гораздо сложнее. Деятельность  Оксендио Виржиреско в Трансильвании разорвала давнюю традицию, по которой армянское сообщество приравнивалось к общине Армянской Апостольской Церкви. Насильственный процесс латинизации под руководством  епископа Оксендио привел к ослаблению значимости национальной идентичности.

Оксендио получил известность как организатор унии, способствовавший также основанию города Самошуйвар (Герла, Арменополис). Обстоятельства унии и сопутствующие ей споры постепенно стерлись из памяти последующих поколений. Сформировался идеализированный и харизматичный образ предводителя диаспоры, этнарха. Ассимилированные армяне Трансильвании считали личность Оксендия частью своего славного прошлого. Возможно, этим объясняется нежелание потомства принять отрицательные стороны его духовной власти над  армянами Трансильвании.
Средняя оценка:3/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>