вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Ани Аршака ФЕТВАДЖЯНА"

03.11.2011 Статья опубликована в номере №3 (36).
Комментариев:0 Средняя оценка:4/5
Аршак ФетваджянКазалось бы, армяне уделяют достаточное внимание талантам и успехам своих соотечественников в прошлом и настоящем. Тем не менее есть и у нас фигуры, чья известность непропорционально мала по сравнению с заслугами.

Аршак Фетваджян родился в 1863 году в Трапезунде, учился в Школе изящных искусств в Константинополе, затем в Академии Сан Лука в Риме. Три года (1887- 1891) он провел у венецианских мхитаристов, где копировал картины и книжные миниатюры из собрания монастыря Сурб Газар, реставрировал манускрипты. Затем после нескольких лет пребывания в Вене (1891-1895) он поселился в Санкт-Петербурге (1895-1903), где участвовал во многих художественных выставках, стал единственным иностранным членом Петербургского общества акварелистов.

Замковая церковь
С 1900 года в течение 20 лет Фетваджян ежегодно путешествовал по Восточной Армении, зарисовывая памятники древней армянской архитектуры – он работал в Ахпате и Джуге, Караклисе и Гандзасаре, создав около двух тысяч произведений. Отношение художника к Армении с самого начала было очень эмоциональным: «Поэтичный Трапезунд, где я родился и провел детство, Константинополь, где прошли годы юношеских мечтаний, Италия, где я  пережил сердечный трепет восторгов молодости, потом Австрия, Франция, Германия, Россия, где я выпускал на волю свои мысли, и следующее десятилетие созревания в столицах, где я набирался способности оценивать хорошее, – все мгновенно померкло и обесцветилось тем незабываемым прекрасным утром в июле 1900 года, когда поезд Тифлис-Александрополь, пыхтя на подъеме, проехал волшебную долину Дзорагета и остановился на поле Ширака. Как драгоценный камень, светозарной ясностью сиял город наш среди всех городов, весь исполненный совершенной красоты».

Замковая церковь в АниОсобое место в его творчестве заняла древняя столица Багратидов – Ани. «Невозможно было не горевать при виде уничтоженной цивилизации, такого всеобъемлющего разорения древних благородных ценностей, – вспоминал художник о своих первых впечатлениях. – Сердце комом встало в горле, в глазах помутилось от слез».

Лирические пейзажи Ани Башинджагяна, Суренянца, Терлемезяна, Тер-Тадевосяна отличались от картин Фетваджяна, который поставил во главу угла достоверность воспроизведения исторического наследия. Он старался «подобающим образом раскрыть армянство тем, кто потерял память, кто не знает о его ценностях и достоинствах, представить самыми убедительными, неопровержимыми фактами панораму строительного искусства, красноречиво свидетельствующую о национальном гении».

Видя масштаб разрушений, он считал своим долгом с максимальной точностью запечатлеть сохранившееся, ведь «каждый обломок был полетом мысли и воображения». Ценители и знатоки живописи, посещавшие его выставки на Кавказе, позднее в Европе и Америке, не раз говорили о том, что даже самые удачные фотографии не могут дать такого глубокого и верного представления о памятниках древности.



С архитектором Торосом Тораманяном в Ани (1905) С Н. Марром и Т.Тораманяном в Ани (1900-е гг.)
 
Фетваджян старался запечатлеть не только церкви и монастыри с их отдельными деталями, развалины крепостей и хачкары, но образцы народного творчества, в т.ч. армянских женщин в традиционных нарядах разных областей. Он не только стремился сохранить память о древней истории, но создавал новое: его собственные работы украсили действующие церкви Сурб Геворг и Сурб Степаннос в Тифлисе, Сурб Геворг в Армавире и Сурб Григор Лусаворич в Карсе.

монастырь Гошаванк (Оромос) к северо-востоку от Ани
Горячо сочувствуя национально-освободительной борьбе армянского народа, художник еще в 1903 году создал картину «Дитя Армении» с изображением сасунской женщины, укрывшейся на горном утесе, – одной рукой она прижимает к себе младенца, в другой держит ружье, готовая встретить врага. В 1906 году художник обосновался в Тифлисе, в том же году отправился в Вену, где на собственные средства напечатал 15 открыток со своими анийскими пейзажами. В 1908 году на выставке в Тифлисе были представлены 24 акварели, посвященные Ани. В 1917 году в Тифлисе состоялась его новая масштабная персональная выставка. В том же году Фетваджян создал множество эскизов национального знамени – именно по его эскизу было изготовлено знамя, которое Торгом поднял в начале 1918 года над Эрзрумом в попытке провозгласить здесь независимость Армении. Вскоре художник посетил Эчмиадзин, где собралось множество беженцев из Западной Армении, здесь он создал новый цикл изображений армянских женщин в традиционных нарядах.
 
Крепостные стены Ани
 
Кафедральный собор в Ани

Церковь Сурб Григор Абугамренц Церковь Сурб Пркич
 
Триумфальная арка близ Ани
В 1919 году власти Первой республики направили Фетваджяна в Европу для организации печати по его эскизам бумажных денег для нового государства и выпуска первого тиража армянских почтовых марок. Банкноты на сумму 189 млн руб. были напечатаны в Лондоне, а 10 номиналов марок – в Париже. Две армянские делегации, прибывшие на послевоенную Парижскую мирную конференцию под руководством Погоса Нубара и Аветиса Агароняна, совместно возложили к мемориалу Неизвестного солдата венок, изготовленный из меди по эскизу Фетваджяна. В 1920 году состоялась персональная выставка художника в Музее декоративных искусств Лувра, а в 1921 и 1922 годах прошли выставки в Лондоне – вначале в музее королевы Виктории и принца Альберта под названием «Армянская архитектура VI-XIII веков», затем в выставочном зале Королевского института археологии. «Трудно представить, что один человек может проделать такой объем работы, пока мы не посмотрим на это в свете его национальности, – сказал тогда президент института. – Только армянин мог столько сделать для армянской археологии».

В том же 1922 году Фетваджян через Лондон уезжает в Нью-Йорк, где его выставка проходит в зале Колумбийского университета, а на следующий год – в Принстонском университете по приглашению Американского Археологического института. Он перебирается на постоянное место жительства в Бостон, где также проходит несколько выставок, особенно крупная – в 1932 году. Фетваджян был автором множества научных исследований, к сожалению, до сих пор не напечатанных и остающихся в виде рукописей. В годы эмиграции он неоднократно выступал с лекциями, представляя результаты своих научных изысканий.

Не раз художник обращался к властям советской Армении с просьбой разрешить ему вернуться на Родину, но, так и не дождавшись положительного ответа, умер в 1947 году в Медфорде. Его посмертная персональная выставка прошла в Смитсоновском институте в Вашингтоне. В 1956 году состоялась первая выставка в Ереване – в Государственной картинной галерее. Недавно в столице Армении прошла новая выставка – соотечественники должны знать и ценить Аршака Фетваджяна.

 
Разрушенная башня Кафедральный собор

Крепость Магасберд к юго-западу от Ани

Церковь Сурб Григор Лусаворич
Средняя оценка:4/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>