вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Шахские фирманы и надгробные надписи. Варанда" - Артак МАГАЛЯН

04.11.2007 Артак Магалян Статья опубликована в номере №6 (9).
Комментариев:0 Средняя оценка:5/5

 

Артак МагалянАртак Магалян - родился в 1977 году в Ереване. В 2001 году окончил ЕГУ, а в 2003 получил здесь звание магистра за работу “Генеалогические деревья меликских родов Арцаха”. С того же года стал сотрудником Института истории Национальной Академии наук. Занимается исследованиями по истории Арцаха. Автор более 25 научных статей, некоторые из которых печатались в Италии, Австрии, Ливане.


Территория меликства гавара Варанды начинается от реки Каркар и доходит до горного пояса Кирс-Дизапайт. С начала XVII века Варандой правил род МеликШахназарян с резиденцией в укрепленном поселении Аветараноц (Чанахчи).

ВарандаРод Мелик-Шахназарян из Гехаркуника ведет свое происхождение с начала XVI века, как ветвь княжеского рода Допян — потомков княжны Допи, сестры спасалара Закарии и атабека Иване, сыгравших видную роль в средневековой истории Армении и Грузии. В начале XVII века представитель рода Мелик-Шаханазарян Мирзабек поселился в Варанде, в селе Аветараноц, и положил здесь начало династической власти. С. Джалалянц писал: “Восстановителем благоустроенного поселения был мелик Мирзабег сын мелика Меликбега, внук Абова — владыки Гегама, брат Шахназара — владыки Гехаркуника, ибо усилились кавказские разорители и напали на область Гегам в год армянский ԴԼԱ (1582), как видно из надгробных надписей сей области: “когда преставился Кызылбаш, лезгины Дагестана разорили наш гавар в год ԴԼԱ”. После началось разорение плодородной страны Гегам, вследствие чего жители ее спешно укрылись в крепостях Арцаха и Гардмана, тогда же и Меликбег с семьею своей спустился в селение Аветараноц. И, начав с самого начала, восстановили его и приукраси ли, как и подобает славе и чести того, от чьего рода вышли мужи сильные и именитые, став правителями сих областей”.

О брате Мелик-Шахназара по имени Мирзабек стало известно после издания К. Тер-Мкртчяном сборника hишатакаранов: “Вновь помяните во Христе князя князей и парона паронов Мелика Шахназара и отца его Меликбека и мать его Хатунахен и сподвижника его парона Фахриджахана... и родных братьев его князя Атибека, который безвременной смертью преставился в Господе, и Гаугчай-бека с сыном Лаванд-беком, Мирзабека с сыном Бадрханом и всех остальных кровных ближних его”.

К. Тер-Мкртчян не принял предложенной С. Джалалянцем датировки переезда Мирзабека из Гехаркуника 1582 годом, поскольку не было найдено ни одной надписи того года. Известно также, что в 1606 году гавар Гехаркуник еще не подвергался разорению. По всей вероятности, Мирзабек перебрался в Варанду в 1603 году, а Мелик-Шахназар в том же году обосновался в Царе.

В пользу последней гипотезы говорит и хроника Ованнесика Цареци, освещающая события 1572-1600 годов, где мрачными красками описан голод в гаваре Варанда в 1579-1580 годах, но ничего не сообщается о вышеупомянутом переезде. Однако в 1603 году о нем свидетельствует в своем hишатакаране епископ Давид: “Когда настала весна, наш добронравный и мудрый ишхан парон Мелик Шахназар, зная злобное сердце Омаровой нации, приказал своей стране: “Придите в крепости, дабы не были мы попираемы иноверцами”, и сам отправился в Цар и Тпел. И те, кто с ним пошел, избежали меча и пленения неверными”.

По поводу местонахождения Тпела А. Акопян и А. Симонян предполагают следующее: “По всей вероятности, избегая преследования, Мелик-Шахназар вначале добрался до Цара. Когда опасность возросла, он переместился в долину Тутху, в Тпел”. Приблизительно в то же время брат Мелик-Шахназара Мирзабек утвердился в селении Аветараноц в Варанде. К 1606 году Шахназар уже скончался, поскольку шаха Аббаса I, посетившего меликскую резиденцию в Мец Мазра, принимали сыновья Шахназара — Ори (Яври) и Камал-бек. Шах утвердил их властителями гавара, подарив новые деревни и имения, а младшего брата Мелик-Шахназара Мирзабека назначил меликом в Варанде.

Первый Шушинский ДворецДо утверждения Мирзабека меликом здесь правил другой армянский меликский род, членов которого М. Бархударянц перечисляет последовательно на основании памятной надписи: “Мелик-Пап — сын Ахиджана, Мелик-Аван — сын Мелик-Папа, брат Мелик-Авана — Мелик-Агам, сын Мелик-Авана — Мелик-Паши или Пашик, Мелик-Даниэл, Мелик-Музаффар — последний мелик в роду”. О смене власти в гаваре Варанде Лео пишет: “Этот род был оттеснен Мелик-Шахназарянами, которые и взяли под свою руку всю Варанду”. Некоторый свет на упомянутую историю проливает грамота иранского шаха Сефи (1629-1642) сыну Мирзабека Мелику- Баги I (Багрхану, Бадрхану) от 1633 года, опубликованная М. Бархударьянцем:

“Высочайшим указом знатному христианину Мелику- Баги объявляется, что жители гавара Варанда общим решением танутеров гавара избрали и признали его меликом... Приближенные к государю высокопоставленные чиновники — Сафи-кули-бек, Али-Марданбек юзбаши, Мамед-Багр-бек и другие — утвердили общее решение подданных. Представляя в подтверждение вышеупомянутое общее (решение) (Мелик-Баги) просит назначить его меликом упомянутого гавара.

Из книг шахских указов следует, что обязанности (меликство) по этому гавару были возложены на Мелик- Музаффара... На общем решении Мелик-Музаффар написал, что отказывается от исполнения должности мелика в упомянутом гаваре, и после смерти его брата исполнение этой должности не было никому поручено.

Поэтому, удовлетворяя его (Мелика-Баги) просьбу, мы приказываем, в согласии с общим решением, составленным Мелик-Музаффаром и другими, по образцу других царских пожалований восьмого месяца года Луил (назначить) Мелика-Баги меликом гавара Варанда, на должность, ранее порученную Мелику-Музаффару и Гара-Кяна... 1042 год хиджры.” (1633 Р.Х.)

Из этой грамоты можно сделать вывод, что МеликМузаффар, не имея возможности сопротивляться более могущественному роду, отказался от меликства в пользу Мелика-Баги, которому затем наследовал сын — Мелик- Шахназар I. Подтверждения этому можно найти в грамоте, направленной последнему в 1646 году шахом Аббасом II (1642-1666), которая начинается кратким изложением предыдущей:

“Согласно высочайшему повелению от 1042 года хиджры месяца Реджеп власть над имением Варанда в Арране была поручена Мелику-Баги с письменного согласия христианских подданных, которое утвердил и подписал один из знаменитейших и славнейших приверженцев Хапана Сефи-кули-бек, смотритель строительных работ во время управления высокочтимейшего Али-Мардан-бека.

Первый Шушинский дворец фото 1988 годаНыне превосходнейший среди христиан Мелик-Шахназар, сын вышеупомянутого Баги, явился в Диван объявить, что отец его был признан владетелем, что танутеры и подданные вышеупомянутого имения поставили свои подписи и печати на прошении, которым признают своим владетелем Мелика-Шахназара, а высокочтимейший Сефи-кули-бек заверил и подписал это прошение, подтверждая, что эти люди истинно признают Мелика-Шахназара своим господином. Поэтому высокой монаршей милостью приказываем, чтобы те, кто наделен правом голоса, были согласны отдать в его власть четвертую часть своего имущества, а он, Шахназар, должен прилагать все усилия и все свое рвение, дабы сохранять для подписавших прошение и подданных справедливость и правду, исполнять свои обязанности без малейшего притеснения и пристрастия. В свою очередь, подписавшие прошение и подданные вышеупомянутого имения должны считать его полномочным господином, не уклоняться от исполнения его приказов и распоряжений, направленных на расширение и благоустройство имения, не присваивать себе без его ведома ни малейших прав и привилегий, считаться со всеми правами владетеля, которыми он наделен, не давать ему от себя помощника или сотоварища, признавать, что возможностью выбора он наделен по обычаю и по образцу предыдущих владетелей, а вышеупомянутый мелик должен вести себя так, чтобы служить предметом всеобщего довольства и во всей полноте исполнить приказ, утвержденный монаршей печатью. Дано в месяце Зулхидж 1055 года хиджры” (1646 Р.Х.).

Впоследствии, видимо, именно этот Мелик-Шахназар в память о своих родителях подарил церкви в Аветараноце крест, надпись на котором воспроизвел С. Джалалянц: “Святой крест в память мелика Баги и его супруги Мариам у дверей Амараса, в году армянском ԴՃԺ” (1661).

В качестве владетеля Варанды Мелик-Шахназар упоминается и в 1673 году — в надписи, выбитой над западным входом церкви Сурб Григорис в Гергере: “Силою Бога была построена сия церковь в горькое и трудное для нас время, ибо из-за грехов наших, уподобившихся морю, пришла саранча и пожрала страну нашу Агванскую и разорила многие места в царствование шаха Сулеймана, при владычестве Мирзы Кули бека и правлении страной нашей Варандской Мелика Багу, сына мелика Шахназара при содействии Ованеса и священников и старост, великих и малых. Аминь. В год ԴՃԻԲ ” (1673).

Первый Шушинский дворец фото 1990-х гг.Мелику-Шахназару I наследовал его сын Мелик-Багир или Баги II, о котором сохранилось несколько свидетельств. Католикос Гандзасара Есаи Хасан-Джалалян в своем историческом труде свидетельствует, что в апреле 1722 года лезгины “...прошли в область Варандинскую. То же (разорение и грабежи. — А. М.) они совершили и здесь. Но местный мелик Багир спешно послал к ним навстречу некоторых из своих мужей с подарками и освободил часть пленных и свою область”.

Некоторые сведения о Мелик-Баги содержатся в документах по истории армяно-русских отношений. 24 февраля 1724 года в письме российскому коменданту Дербента, посвященном политической ориентации меликов и юзбаши Арцаха, Мартирос-вардапет писал: “Мелик Баги, внук мелика Багр-кяна на стороне красноглазых (т.е. персов. — А. М.)”. Отметим, однако, что в 1726 году Мелик-Баги дал письменную присягу посетившему Арцах посланнику Петра I Ивану Карапету: “Написано по указанию Элчи Ивана Карабеда. Причина сей записи такова — я, варандский мелик Пахис, Тер Ован со всеми иными нижестоящими из сего общества, сие письмо дали по указаниям и слову вышеназванного Элчи-бека. Если отойдем от нашего замысла, станем предателями царя, пусть разорится наше имение. Написано по нашей собственной воле в ԴՃՀԵ (1726) году”.

О семье Мелика-Багира сохранились только отрывочные сведения. В этом случае, как и в других, наши представления о семьях меликов обогащают памятные надписи. Имя жены Мелика-Багира осталось неизвестным, но одна из надписей на могильных камнях родовой усыпальницы Мелик-Шахназарянов в монашеской пустыни Кусанац близ Аветараноца свидетельствует: “Это могила мелика Мирзабека, сына мелика Багира, год ԴՃՂՄ (1744 ), 10 ноября... отошел к Господу, кто прочтет, пусть скажет “Господи, помилуй. Аминь”.

Имена дочерей Мелика-Баги известны из hишатакарана, скопированного М. Бархударянцем в Аветараноце: “Святое Евангелие есть святописанный и позолоченный дар в память паронтера Абраама, которое дали в руки постриженным дочерям мелика Пагу — Рупсиме и Давлат, и Шахнадухт... написано перстом Тер-Егиазара в день 25 мая года ԴՃՁԶ” (1737).

К 1730 году Мелик-Багир II, по-видимому, уже скончался, поскольку в этом году иранский шах Тахмасп II (1722-1732) своим указом назначил на должность мелика брата Багира Хусейна. Процитируем этот документ по дошедшей до нас копии, составленной в XIX веке.


“Грозный указ издан в связи со следующим.
В начале четвертого месяца года Свиньи меликство в махале Варанда мы даровали высокопоставленному Мелику Мухаммаду Хусейну, чтобы он, приняв эту работу, как необходимость, выполнял свои обязанности без нерадивости, хорошо относился к райятам — ценному приобретению от Господа, поступал бы так, чтобы все были довольны и благодарны ему за его добрые деяния, чтобы небеса ниспослали ему доброе благословение. Кетхуды и райяты вышеупомянутого магала должны признавать меликом упомянутое высокопоставленное должностное лицо и не перечить его законным слову и воле, направленным на благоустройство магала и приумножение имущества дивана”.


Мелик-Хусейн известен несколькими победами над турками. Об этом свидетельствует надпись на его могильном камне в гавите-усыпальнице монашеской пустыни Кусанац. Скончался Мелик-Хусейн в 1736 году.

Женой его была Анна-хатун, сестра владетеля Дизака Мелик-Егана. Предание связывает с ней и ее дочерью Гаяне уничтожение местными армянами в течение одной ночи турецкой воинской части в Аветараноце, после чего Гаяне ушла в монастырь и посвятила себя искусству письма. В одной из рукописей, хранящихся в Матенадаране, читаем: “Сестра Гаяне, которая убила Исмаила-пашу и переписала Св. Евангелие, хранящееся в церкви Чанахчи”. “Во время моего путешествия в 1881 году, — пишет Раффи, — в селе Аветараноц мне посчастливилось увидеть чудесное рукописное Евангелие, переписанное рукой той самой Гаяне”. Анна-хатун умерла в 1747 году, как свидетельствует надпись на ее могильном камне.


Дворец Мелик-Шахназарянов в Шуши (вид с северо-востока)Мелику-Хусейну наследовал его брат Мелик-Мирзабек II, о котором известно крайне мало. Историк XIX века Мирза Юсуф Нерсесов (Овсеп Нерсисянц) пишет: “Возведя обвинение на одного из них (Мелик-Шахназарянов — А.М.), Мирзабека, Надир-шах повелел удушить его веревкой”. Перо Раффи превратило веревку в меч палача. По данным надгробной надписи казнь Мелика- Мирзабека имела место 10 ноября 1744 года.

На место казненного Надир-шах назначил правителем Варанды старшего сына Мелика-Хусейна Мелик-Овсепа. Меликство последнего продолжалось недолго. Воспользовавшись хаосом после убийства Надир-шаха в 1744 году, младший брат Овсепа Мелик-Шахназар II убил брата с его семьей и провозгласил себя меликом Варанды. Примечателен комментарий Раффи: “Мелик-Овсеп и МеликШахназар были сводными братьями. Последний был сыном мелика Аван-хана и Анны-хатун, сестры князя Дизака мелика Аван-хана. А Мелик-Шахназар был сыном Зохры-ханум, дочери хана Нахичевана, турчанки по происхождению. Мелик-Хусейн привез ее как пленницу из Нахичевана и затем женился на ней”. Убитый Мелик-Овсеп был зятем владетеля гавара Хачен из рода ХасанДжалалян, малолетний сын убитого Саи-бек едва избежал смерти и нашел убежище в Хачене у своего дяди Мелик- Аллахверди. Однако вскоре и его достала братоубийственная рука Мелика-Шахназара, заключившего союз с предводителем племени сарыджаллу Панах-ханом...


Меликство Шахназара было утверждено указом иранского шаха Али-Ибрагима в 1748 году. До нас дошла копия указа, составленная в XIX веке (Матенадаран, Диван католикосов, папка 2б, документ 203). Ниже приводится ее перевод:

“Грозный указ издан по следующему поводу:
По шахской милости к лучшему из христиан, мелику Варанды Шахназару с третьего месяца года Дракона назначаем ему годовое жалованье в 50 тавризских туманов и передаем меликство в гаваре Варанда, чтобы он каждый год получал свое жалованье из денежных средств тамошнего дивана и расходовал на свои нужды. Верным и честным образом служил и предпринимал необходимые старания для благоустройства вилайета, держал под рукой райятов, уплачивал налоги в диван, а также исполнял прочие повинности, чтобы его благонадежность и верность стали известны господину мира. Райяты махала Варанда должны признавать упомянутого мелика и выполнять свои обязанности перед ним... (1161 год хиджры)”.


Дворец Мелик-Шахназарянов в Шуши (вид с юго-востока)Подлое деяние Мелик-Шахназара подняло против него остальных меликов Арцаха. “Чувствуя свою слабость против меликов, обеспокоенный Мелик-Шахназар начал искать выход, — пишет Мирза Юсуф Нерсесов, — и поневоле обратился к помощи Панах-хана, подчинился ему, принес клятву верности и с его помощью избежал кары меликов... Будучи очень богатым, МеликШахназар оказывал услуги карабахским ханам и этим заслужил большой почет. В начале правления Панаххана, когда тот чувствовал нужду в деньгах, МеликШахназар оказывал ему необходимую помощь... В конце концов для улучшения своих дел и укрепления положения он отдал свою дочь Хурзад-ханум в жены Ибрагим- хану ( сыну Панах-хана. — А.М. ) и таким образом установил с ним родственную связь”.

События того времени описывает и архиепископ Овсеп Аргутян, который в 1780 году писал о Мелик-Шахназаре: “Умноживший силу турок и соединившийся с ханом, он имеет в Варанде 1000 воинов-мужей”. В письме архиепископа генералу Павлу Потемкину от 28 января 1783 года читаем: “Совет мелика Адама, мелика Овсепа и мелика Есаи был един, но среди них раскольничал мелик Шахназар, который был мужем хитрым, маловерным и негодным к добрым делам, коварным и предающим братьев. В Карабах приходит некое племя Джваншир, чинящее разбой и кочующее в шатрах, главарю которых имя было Панах-хан. Коварный во злых делах мелик Шахназар призвал его себе в помощь, по собственной воле подчинился ему и передал свою крепость”.

В братоубийственной войне армянских меликов не было победителей и побежденных. Пользу извлекла третья сторона — вождь кочевого племени сарыджаллу Панах-хан, утвердившийся в 1752 году при попустительстве Мелик-Шахназара в сердце Арцаха.


На закате жизни Мелик-Шахназар раскаялся в своих злодеяниях и ради отпущения грехов решил восстановить Амарас. “Он отстроил Амарасский монастырь, провел воду к его землям, — писал Лео. — На это и прочие благоустройства мелик Шахназар истратил примерно 80 тысяч рублей серебром... Только подати приносили Шахназару 20 тысяч рублей, а барщина на полях — 30 тысяч. Откуп налогов на спиртные напитки в крепости Шуши приносил мелику Джумшуду (сыну Шахназара) 7 тысяч рублей”.

Мелик-Шахназар скончался в 1792 году, в преклонном возрасте. Сохранилось весьма интересное свидетельство, записанное рукой Амарасского католикоса Исраэла, где на местном диалекте представлены последние дни Мелика-Шахназара II и споры о наследстве между его сыновьями. Тело похоронили в родовой усыпальнице Мелик- Шахназарянов, на могильном камне выбили стихотворную надпись. В буквальном переводе она гласит:

“Это могила Мелика Шахназара,
Сына Мелика-Хусейна,
Ишхана гавара Арцах,
Владетеля Варанды,
Отца мелика Джумшуда
По-русски полковника
Благородной Армянской нации.
Доблестному и храброму военачальнику,
Прошу сделать сие достойное (дело),
Единожды сказав “Отче грешен”
(В году 1792-м)”

Свидетельство католикоса Амараса Исраэла о последних днях и завещании Мелик-Шахназара

Мелик-Шахназар был женат трижды. Первая, законная, жена Таджум (Такуи), согласно Раффи, принадлежала к роду владетелей Хачена Хасан-Джалалянов и, по свидетельству надписи на могильном камне, умерла в 1751 году. Таджум была матерью Джумшуда и Амарнан (Мариам) — будущей жены мелика Гюлистана Беглара II. Раффи так представляет семью Мелика- Шахназара: “У мелика Шахназара было несколько жен. Тагуи-ханум родила мелика Джумшуда, Сона-ханум родила мелика Хусейна III и девочку по имени Хюризат, которую отец отдал в жены Ибрагим-хану, а Малаик- ханум родила Джанбахша, Джангира и девочку Хумаи. Точность этих строк подтверждается записью от 18 октября 1849 года митрополита Багдасара о женах и детях карабахских меликов. Второй и третий браки Мелик- Шаханазара считались в народе незаконными, но это не помешало детям от этих браков получить свою долю отцовского имущества и даже претендовать на меликство. В “Диване католикоса” в Матенадаране сохранилась копия памятной надписи, сделанной в рамазане 1207 года хиджры, то есть в апреле-мае 1793 года, о разделе отцовского имущества между Джанбахшем и Джангиром — первый получал сад с домом в селе Амарас, а также сад и давильню в селе Чанахчи, второй — сад в Бекиджане и сумму в 30 тавризских туманов. Хусейн (ум. 1801) с помощью мужа своей сестры Ибрагимхана попытался получить меликство, однако власть в гаваре все же получил старший сын Мелика-Шахназара Мелик-Джумшуд (ум. 1812). Мелик-Джумшуд вел решительную и непримиримую борьбу против ханской власти, установленной с помощью его отца.

В 1797 году шах Ага-Мухаммед-хан во второй раз предпринял поход в Закавказье. Спасаясь от шахского суда, хан Ибрагим с семьей бежал в Дагестан к своему тестю Омар-хану. “Когда Ага Махмад шах услышал, что восставший хан Ибрагим бежал из города Шуши, он пришел и завладел городом, не прибегая к войне, и приказал привести к себе всех властителей армянских и истязал их разнообразными муками, дабы достоверно сказали ему о своем имуществе”. Мелику-Джумшуду едва удалось спасти свою жизнь, отделавшись огромным выкупом. Воспользовавшись неожиданным убийством шаха, он бежал в Грузию вместе с племянником МеликомФридоном. Сведения об этом оставили сами бежавшие мелики. “Ага же Могаммед хан, вошед в Шушинскую крепость и остальное мое имение, тайно сберегаемое у меня все отнял, после чего в той крепости и сам был убит. Я, по всему вышеописанному, опасаясь возвращения Ибрагим Халиль хана, и видя удобной ко спасению себя случай, оставя дом, владение и всех моих подданных, принужден был оттуда с сыном моим Павлом, племянником меликом Фридоном и юсбашею Петрос-беком здесь со мною находящимися так же с женою и другими детьми почти наг бежать к победоносному войску российскому в Грузию”, — писал Мелик Джумшуд в своем ходатайстве на имя императора Павла I. В свою очередь Мелик-Фридон писал: “По нашествии на Карабаг Аги-Мугаммед хана, от коего мучитель Ибрагим Халиль хан сам принужден бежать к лезгинцам и по ограблении им остатков имение благотворителя моего высокопочтеннаго дяди мелика Джимшида, и когда сам АгаМугаммед хан в Карабаге от своих убит, я с помянутым дядею моим удалился оттуда в Грузию”. О бегстве Мелик- Джумшуда из Арцаха католикос Гукас Карнеци писал в Индию известному армянскому общественному деятелю Шамиру Шаамиряну: “Но после гибели евнуха ( то есть Ага-Мухаммед хана. — Прим. ред. ) мелик Джумшуд, подозреваемый Ибрагим-ханом, который должен был вернуться на Кавказ, со всем домом своим удалился в Тифлис”. Важно отметить, что отъезд меликов расшатывал основы меликств Хамсы и укреплял позиции Ибрагим-хана в Арцахе.


Оружие АрцахаВ 1797-1798 годах в Арцахе начался голод, за которым последовала чума. Спасаясь от голода и эпидемий, в Грузию переселились и подданные меликов, большая часть населения Гюлистана и Варанды. Здесь они встретили не самый лучший прием. Разочаровавшись в грузинской знати, Джумшуд Мелик-Шахназарян и Фридон Мелик-Бегларян отправились в Санкт-Петербург, чтобы лично подать императору жалобу о своих нуждах. Согласно указу Павла I от 2 июня 1799 года гюлистанский Мелик-Абов получил во владение район Болниси, Мелик-Фридон — Агджакалу и часть района Борчалу, оставшуюся часть Борчалу и Лори грузинский царь Георгий XII своим указом передал Мелику-Джумшуду. Кроме этого император наградил меликов орденами и предоставил постоянные годовые оклады: Мелику- Джумшуду — 1400 рублей, Мелику-Фридону — 1000 рублей, Мелику-Погосу — 600 рублей.

После смерти грузинского царя Георгия XII и присоединения Грузии к России роль меликов здесь упала. По этой причине они вместе с подданными начали возвращаться в Арцах. Пример подал Мелик-Джумшуд, который перед возвращением в 1805 году продал Лори за 6000 рублей графу Мусину-Пушкину, управляющему горной частью Грузии. Уже через год, в мае 1806 года, Мелик-Джумшуд оказал помощь майору Лисаневичу в уничтожении Ибрагим-хана, пытавшегося присоединиться к персидской армии. Скончался Мелик-Джумшуд в 1812 году и был похоронен в родовой усыпальнице Мелик-Шахназарянов. Ему наследовал Мелик- Худадад (1792-1833), последний владетель Варанды. После окончания в 1828 году русско-персидской войны представители рода Мелик-Шахназарян, поступили, как потомственные дворяне, на службу российскому престолу
.

Средняя оценка:5/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>