вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Человек оркестр" - Интервью с Александром ГЕРОНЯНОМ

04.11.2007 Статья опубликована в номере №6 (9).
Комментариев:0 Средняя оценка:5/5

 

Вместе с сыном Аленом и молодым скрипачом Георгием Саркисяном на вечере армянской культуры (Рига, 2003 г.)

Александр Геронян родился в 1955 году в Баку. Журналистскую деятельность начал в ереванской молодежной газете “Комсомолец”. Печатался во многих всесоюзных и зарубежных изданиях. Уехав из Еревана в 1984 году, он никогда не порывал с ним связь. Работал собственным корреспондентом газеты “Республика Армения” в странах Балтии, а также в газетах “Советская молодежь” и “Латвийский моряк”.

С 1988 года он среди активистов армянского движения. Стоял у истоков создания Латвийско0армянского общества. “Наш летописец”, с доброй улыбкой говорят о нем рижские армяне. Хотя Геронян редко когда подписывал материалы своей фамилией, все больше — “Пресс0центр Латвийско0армянского общества”. На деле никакого “центра” не было. Был только один человек, который стремился к одному: чтобы в Риге больше знали про армян. И только хорошее!

С 1993 года издает и редактирует в Риге газету для школьников “Наше поколение”, а с 2002 года — газету Рижской армянской общины “Арарат”. Активно сотрудничает с прессой спюрка. Автор, издатель и составитель 10 книг по армянской тематике: “Краткая иллюстрированная история Армении”, “Лондонский “Англо0арминиэн клаб””, “Латышско0армянский разговорник”, “Венок стране Наири”, “Причал для ковчега”, “1915” и др. Член Союза журналистов Латвии, Международной ассоциации писателей и публицистов.

Расскажите о своей газете...

У “Арарата” непростая судьба. В апреле 1991 года вышел первый номер газеты. Разослали ее по всей стране. Но 20-тысячный тираж расходился долго, со скрипом. Вложенные деньги вернули с трудом. Второй номер, спецвыпуск, был посвящен конфликту вокруг Нагорного Карабаха. Начали верстать третий, но с финансированием опять возникли проблемы. Пришлось приостановить издание “Арарата”... аж на 11 лет. И только в сентябре 2002-го возобновился регулярный выпуск этого ежемесячника.

Газета у нас бесплатная. Основная часть тиража поступает в Армянскую церковь Св. Григория Просветителя, а также расходится по армянским кафе и ресторанам Риги и Юрмалы (их более двух десятков). Отвозим номера в Дом печати и Академию наук, где газету в вестибюле может взять любой желающий. Мы заинтересованы, чтобы “Арарат” попадал в руки не только к армянам. В странах Балтии не так хорошо знают о нас. Вот почему своим изданием я стремлюсь создать положительный имидж Армении.

Тираж газеты 2500 экземпляров, для Латвии вполне приличный. Я собираю в комплекты все номера, начиная с первого, и охотно отдаю такую “книжицу” всем интересующимся, будь то подросток из армянской семьи или депутат латвийского Сейма.

Стараемся отправлять газету нашим соседям — армянам Литвы и Эстонии. В Варшаву — армянскому послу в Польше и странах Балтии. А в последнее время наладили отправку “Арарата” в Москву, Санкт-Петербург, Беларусь и на Украину. География, как видите, расширяется. Отзывы о газете хорошие. Сейчас она выходит уже на шестнадцати страницах.

С какими проблемами приходится сталкиваться?

Проблем хватает. Сами знаете, сейчас читают мало. Продвинутая молодежь сидит у компьютеров. Люди зрелого возраста все в работе, устают, тут уже не до чтения. От корки до корки читают газету разве что пожилые армяне. Но они редко выбираются даже в церковь. А самое главное — в Латвии половина армянских семей вообще не интересуется национальными проблемами. Видимо, не ощущают себя армянами. Ни на собрания общины не ходят, ни в церковь, ни к хачкару в памятные даты... Разумеется, об “Арарате” они ничего не знают.

Трудности и с финансированием. Стыдно постоянно обращаться за помощью к одним и тем же людям. А многие другие состоятельные армяне проявляют банальную скупость — лишь бы их не трогали! Пустить пыль в глаза, закатить показушный банкет, проиграть в казино — на это они способны. А вот оказать помощь строительству церкви, воскресной школе, малоимущим соплеменникам, наконец, помочь в издании газеты и книг... Лучше к ним не обращаться. Бог им судья...

Есть возможность получать средства на издательскую деятельность общиныВ ранге заместителя председателя Латвийско-армянского общества встречает Армена Джигарханяна (Рига, 1996 г.) от Министерства интеграции Латвии. Однако заявки там рассматривают только раз в квартал. Можно получать всевозможные европейские гранты. Но руки не доходят, физически не могу все охватить.

Сейчас “Арарат” взяли под свою опеку настоятель Армянской церкви Св. Григория Просветителя отец Хосров и бизнесмен Артак Даниелян. Надеюсь на их поддержку...

Насколько консолидированы латвийские армяне? Есть ли у них свои политические пристрастия?

Я бы не стал говорить о консолидации. Люди разные, разный культурный и образовательный уровень. Дружат семьями, землячествами. Коллеги по бизнесу становятся ближайшими друзьями — общие интересы! Создаются некие группировки... На мой взгляд, это серьезная проблема в спюрке. Не должно быть айастанских, карабахских, бакинских, тбилисских и др. армян. Не нужно противостоять друг другу. Мы — одна нация!

Большой вред общему делу наносит нечистоплотность в делах. Бизнесмены-армяне чаще всего подводят... именно своих. А иной раз откровенно, извините, кидают. У нас был один такой деятель, собрал деньги с армян под проценты, а сам сбежал в Калифорнию. Другой тоже собрал деньги с тех же армян, которые привыкли несколько раз наступать на одни и те же грабли... И не возвращает долги, объявил себя банкротом... В результате в массовом сознании армян зарождается мысль: со своими никаких дел не вести — обманут, подведут. О какой общественной активности может тут идти речь?!

Или еще такой момент. Наша амбициозность известна всем. Каждый лезет в генералы. В конце 80-х — начале 90-х шла просто война за лидерство в общине, хотя для подавляющего большинства армян Латвии бесспорным лидером был один человек — лектор-международник Сурен Гаспарян. Его крикливые оппоненты сделали свое черное дело. Люди слышали о грызне в руководстве общины и думали: “Неспроста это, там идет дележ пирога”. Вот и дистанцировались от армянского сообщества. Не хотели вновь оказаться “обманутыми”...

О партийных разногласиях я не слышал. Подозреваю, что многие в нашей общине понятия не имеют, какие партии у власти в Ереване. Это и хорошо. Надо поддерживать не партии, а народ Армении.

Какова, на Ваш взгляд, роль прессы в жизни диаспоры?

Очень важная. Пресса должна объединять армян. Из общинной газеты люди должны узнавать о тех соотечественниках, которые живут с ними рядом, о ситуации в Армении и Нагорном Карабахе, о жизни в спюрке. В “Арарате”, например, есть соответствующие рубрики: “Мы в Латвии”, “Армения”, “Арцах”, “Диаспора”. Надо публиковать разные объявления — от поздравлений до соболезнований, извещать о предстоящих мероприятиях, рекламировать своих соплеменников-предпринимателей, их продукцию, услуги. Создавать положительный образ Армении, спюрка. Ведь далеко не все в той же Латвии знают о нашей древней истории и культуре, о наших знаменитостях.

Что мешает периодическим изданиям спюрка консолидировать вокруг себя армянский интеллектуальный потенциал?

Видимо, недостаточный авторитет этих изданий. Но не это главное. Я вообще далек от идеалистических мыслей. Наши успешные соплеменники в диаспоре, как правило, мало участвуют в делах общины. У них нет времени, а порой и желания. Им тесны национальные рамки. Бизнес вне национальности, и армяне ищут партнеров не среди своих (уж слишком примитивен такой “земляческий” бизнес, к тому же многие “свои” просто ненадежны и безответственны, могут кинуть), а среди титульной нации. Так, например, для нас предпочтительнее партнер-латыш. Он на своей земле, имеет кое-какие связи в чиновничьей среде, кто-то из родни во властных структурах.... Короче, как у нас говорят, латыш — это профессия. Вот с таким и предпочитают дела делать.

Люди творческих профессий тоже сами по себе. В Риге добрый десяток прекрасных художников- армян. Думаете, они дружат? Нет, конечно. Все мои попытки создания некой ассоциации художников- армян ни к чему не привели. То же самое и с прессой. Есть известные журналисты армяне. Но ни один из них ни разу не обратился ко мне с предложением что-то опубликовать в “Арарате”. Во-первых, это невыгодно — кому в Латвии интересны армянские проблемы, кроме самих армян! Во-вторых, гонораров нет. В-третьих, заняты своими редакционными делами. Да и не хочется, наверное, “работать на Героняна”. Мол, это твое детище — сам и выпускай газету.

А что, разве в Москве, скажем, другая ситуация? Вы хоть раз видели на страницах “Ноева ковчега”, общеармянского издания, хоть одного журналиста- армянина из крупных российских газет? Также вызывает у меня улыбку неоднократно выдвигаемая на разных армянских конгрессах идея создания в диаспоре своего банка. 
Нет, я далек от идиллии: никакое объединение армянских интеллектуалов нам не грозит. Да и, наверное, не нужно это. Будет только больше болтовни и мало дела.

Почему элементарный ход мысли не подсказывает нашим соотечественникам: для Армении нужно что-то делать даже не из высоких, а из чисто эгоистических соображений? Чтобы в той же Латвии, Белоруссии, Украине и т.д. их больше уважали, соотнося с процветающей страной. Или негативный образ Армении так устойчив, что наши соплеменники считают любую помощь ей усилиями, затраченными впустую? Часто они первыми тиражируют в чужом обществе негатив об Армении, оправдывая свое нежелание там жить.

Нельзя сказать, что в Латвии создан негативный образ Армении и армян. Скорее жители Латвии к нам просто безразличны. Мы интересны разве что узкой группе латышской интеллигенции, особенно тем, кто занимался Арменией профессионально, переводил армянскую литературу или просто помнит старые добрые дни, как их хорошо принимали в Армении. Русскоязычное население больше знает о нашей общине в силу того, что дружит с местными армянами. В целом к нам относятся доброжелательно. Знают о нашей древней истории и культуре, о наших знаменитостях в диаспоре. И в этом, хочется верить, и моя скромная заслуга. Ведь по сути дела я занимаюсь пропагандой, созданием положительного имиджа Армении и армянства. Очень хочу, чтобы граждане Латвии вспомнили полузабытую Армению и отправлялись туда в туристические поездки. Хотя бы для того, чтобы сравнить, как готовят хашламу или кюфту в рижских армянских или юрмальских ресторанах и “в оригинале” (улыбается). Не думаю, что в нашей общине есть люди, которые критикуют Армению, дабы оправдать свое нежелание жить там. Наши армяне в подавляющем большинстве настроены патриотично. И я в “Арарате” не публикую скандальные материалы (хотя некоторые соплеменники дают поводы!). Мы можем обсуждать и критиковать армянское правительство, к примеру, но только в своем кругу. Каждый понимает, что имидж Армении — это в определенной степени и его собственный имидж.

В своих книгах и газетных публикациях Вы создаете привлекательный образ Армении и армян. Но у свободной прессы есть и другое призвание — указывать на конкретные проблемы. Неужели в армянской общине Латвии таковых не существует?

Конечно же, они есть. Критиковать, поднимать проблемы надо, иначе “Арарат” станет чем-то вроде “Москоу ньюс” застойного периода. И надо делать это ответственно, без крикливости, с пользой для всех нас, чтобы не повредить нашей репутации.

Итак, давайте про “ложку дегтя”. Армяне — народ “стыдливый”. Посмотрите, как часто у нас произносят слова “стыдно”, “позор” и пр. Общественное мнение для нас небезразлично. В условиях спюрка — тем паче. Хочется, чтобы окружающие говорили про нас только хорошее. Как сейчас в Риге, к примеру: у армян дети воспитанные, стариков они уважают, армяне предприимчивый народ, армяне патриоты — такую церковь отгрохали!..

Начало журналистского пути. Вместе со своими кумирами (слева - направо) - писателем Ашотом Арзуманяном, кинорежиссером Фрунзе Довлатяном и писателем Андреем Битовым (Ереван, 1980 г.)

Но от внутренних проблем никуда не деться. Ведь мы — как одна большая семья, не совсем дружная, но семья. И проблемы надо решать вовремя, иначе они выплескиваются наружу в уродливой форме. Сор из избы выносить порой полезно! И проветривать тем самым эту избу.

В 1990 году в Старой Риге (исторический центр города!) установили хачкар. А несколько лет назад его чуть отодвинули. Получилась целая “армянская площадь”. Однако во время реконструкции появилась странная плита с именами четырех местных армян, которые якобы все это придумали и сделали. Чистая ложь! Сделали дело совсем другие наши земляки. Договаривался о хачкаре один, пробивал престижное место другой, оплачивал транспортировку камня третий. А эти взяли и присвоили себе чужие лавры, “обессмертили” себя. Все были в шоке, возмущались, отпускали злые остроты, но до сих пор не обратились к властям с требованием убрать эту позорную плиту. На собраниях такие предложения время от времени звучат, однако воз, увы, и ныне там.

Еще пример. Так называемая пресловутая борьба за власть. Нынешний председатель Латвийско- армянского общества был официально отстранен членами правления. Однако он попрежнему руководит ЛАО, хотя в организации кроме него и десятка близких ему людей — никого больше нет. Бренд ЛАО (с 1988 года!) сохранился. А подавляющее большинство, здоровые силы нации, снова поговорили, поосуждали не оправдавшего их доверие, но так и не сняли окончательно. Вместо этого... создали другую организацию — Рижскую армянскую общину. В Латвии до сих пор многие считают, что армяне разделились на ЛАО и РАО. Хотя никакого “разделения” нет.

В такое время мы живем. Передел собственности происходит не только на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Сначала четверо “приватизируют” хачкар, потом один из того же квартета — общественную организацию. А потом еще один — из той же компании — требует для себя приличный кусок... церковной земли — 500 квадратных метров! И начинает активно строчить кляузы, поливая грязью настоятелей нашей церкви — отца Маркоса (предыдущего) и отца Хосрова (нынешнего). Пишет в Эчмиадзин, в латвийский Сейм, в прокуратуру, в прессу... И, вместо того чтобы сконцентрироваться только на созидательной деятельности, нашему священнику приходится объясняться с руководством ААЦ, общаться со следователями.

Вывод один — надо вовремя ставить на место зарвавшихся “деятелей”. Их фамилий не называю. В Риге все их прекрасно знают. Захотят что-то сказать в свое оправдание — пожалуйста. Если им есть что сказать, кроме демагогии и клеветы.

Средняя оценка:5/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>