вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Аршил Горки. Письма родным" (продолжение)

26.12.2006 Аршил Горки Статья опубликована в номере №4 (7).
Комментариев:0 Средняя оценка:5/5

Продолжение. Начало в АНИВ №3 (6) 2006

17 февраля 1947 года, Нью-Йорк

Абстракция — ключевой фактор творческого воображения. Это мысленное исследование доселе неизвестного, способное облегчить его оценку. Вселенная бесконечна, но та природа, где человек себя обнаруживает, конечна — по крайней мере, в его представлении. Представить себе природу как конечный объект, а растения, животных, камни, воду и прочее, как клетки и скелет, наделяющие объект формой и содержанием. Эта осязаемая реальность легко воспринимается глазом, который ограничен в своих возможностях. Ограничиваясь тем, что можно видеть физически, отказываясь от творческого воображения, человек пребывает в застое. Абстракция позволяет увидеть мыслью, то, чего нельзя увидеть глазами. [...]

Абстракция позволяет человеку прорваться сквозь преграду конечного и проникнуть в реальность бесконечного. Способность к абстракции — способность человеческого ума думать о неосязаемом, создавать мысленно новые формы из стандартизированных ранее элементов. Она отделяет человека от всего другого, живого и неживого. Подчиняясь человеку, неосязаемое и бесконечное становятся конечными, и тогда нужно создавать новые бесконечности ради прогресса искусства. [...]

Абстракция — корень всякого творчества в искусстве и науке. Сложность — результат ран, нанесенных конечному человеческим стремлением к познанию бесконечности. Кровотечение из этих ран только тогда ставит человека в тупик, когда он их не понимает, когда они остаются для него элементами бесконечного. Именно по этой причине я считаю, что такое кровотечение в некотором смысле открывает окна в сторону различных бесконечностей. [...]

Бесконечность внепространственна. Прекрасный абрикос Армении конечен в своем размере. Но если исследовать его изнутри, взорвать или разъять, можно достичь бесконечностей. Говоря о конечном и бесконечном, я не имею в виду пространственные измерения, размеры. Изучение конечного армянского абрикоса раскрывает тайну его бесконечных свойств, бесконечных тайн. Это пример прославленных возможностей абстрагирующего ума. В армянском опыте и армянской цивилизации абстракции присутствуют с избытком. К счастью для нас, они произвели множество бесконечностей для изучения. Осязаемая Армения, неосязаемая память о ней и посеянные ею интеллектуальные идеи насыщены внутренними бесконечностями. Можно назвать Ахтамар, Чарахан Сурб Ншан, Варда Патрика, Варага-ванк, Ванскую Скалу. [...]

Пытаясь сделать конечными многие бесконечности Армении, я могу внести вклад в прогресс мирового искусства и человеческого самопознания. [...]


4 мая 1947 года, Нью-Йорк

Древнейшие армяне известны под различными наименованиями. Их называют по-разному: арменоидами, кавказцами, яфетическим народом, азийцами. Они жили в Армении некоторое время, прежде чем некоторые из них отправились в путь к другим районам Кентрона и в Европу. [...]

Прежде изобретения письменности наш народ состоял из нескольких ветвей, населявших Армению и окрестные земли. Мы произошли от северных арменоидов, это Армянское Междуречье с истоками Тигра и Евфрата, Урмия, к востоку от Вана, Кавказская Армения за Араксом и Араратская Армения. Другая ветвь — это западные арменоиды, главным образом наши близкие родственники, хетты. Они прославились своими скульптурами и обработкой металлов, оказав влияние на других арменоидов в этом регионе, в частности на лидийцев. Позднее те мигрировали в Италию, стали известными как этруски и внесли вклад в культуру Древнего Рима и Италии. Минойцы и другие народы побережья вокруг Киликии, Кипра и ранней Греции также родственны хеттам. Минойцы и хетты повлияли на великое древнегреческое искусство. Третья ветвь — южные арменоиды. Это шумеры, один из самых своеобразных и творческих народов на Земле. Они изобрели письменность и многие виды искусства, например, скульптуру, выражающую подлинные человеческие чувства. Их скульптурные образы можно видеть в книгах, их глаза и крупные носы напоминают сегодняшних армян. Родственны нам и эламиты, с которыми шумеры вели войны. Как трагично, что близкие друг другу народы так часто воевали друг против друга.

Четвертая ветвь — восточные арменоиды, они сыграли не столь значительную роль в развитии искусства. Они были главным образам воинами-горцами, их называли касситами, гути и лулуби.

Мы прямые потомки народа шубару, северных арменоидов. От них произошли хурриты, митанни и конечно урарты, то есть наши ванцы. Урарты или народ Вана — ближайшие предки сегодняшних армян, особенно ванских. [...]

Великое искусство нашего народа спрятано среди руин и обыденной жизни далеких сел. Оно создано людьми чистыми душой, которые за долгую череду скорбных веков не имели возможности поведать миру о своих достижениях. Мы — раса художников. Искусство гораздо выше войны, поскольку оно создает, а война только разрушает. Искусство сохраняет красоту, а война производит только уродство и несчастье. Когда-нибудь мир лучше узнает искусство Армении. Известность никогда не определяла качество, гораздо чаще она подрывала его. Армения не просто находилась на перекрестках мира, она провела их своими силами.

Средняя оценка:5/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>