вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Быть полезным народу" - Интервью с Тиграном ТАВАДЬЯНОМ

25.08.2006 Статья опубликована в номере №2 (5).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Главный редактор газеты "Еркрамас" Тигран Тавадьян

В юбилейный десятый год издания газеты “Еркрамас” — ведущего печатного органа российских армян — мы побеседовали с нашим другом, главным редактором Тиграном Тавадьяном.

Насколько мне известно (перефразируя Маяковского): мы говорим “Еркрамас” и подразумеваем Тигран, мы говорим Тигран и подразумеваем “Еркрамас”. Ты тот человек, который определяет лицо издания вплоть до мельчайших черт. Хотелось бы узнать, как ты пришел в медийную сферу и как связался с “неблагодарным” делом — изданием армянской газеты?

Родился я в Сухуме, в семье врача, ни у кого не возникало ни малейшего сомнения в том, что и я буду врачом. Я тоже готовился к этому, мое поступление в медицинский институт стало само собой разумеющимся. В то же время наша семья была не просто армянской, но убежденно-националистической, насколько это было возможным в Советском Союзе. Я воспитывался в национальном духе, мне рассказывали о потерянной родине, об Ардвине — городе, где жили мои предки, оставшемся на территории Турции. Я много читал об Армении и армянском народе, самостоятельно изучал язык по самоучителю и, конечно же, слушал армянские передачи западных радиостанций, в основном радио “Свобода”, где в то время директором армянской редакции был один из идеологов партии “Дашнакцутюн” Эдуард Оганесян.

“Перестройка” и определенные новые свободы застали меня, если не ошибаюсь, на 3-4 курсе Кубанского мединститута. Я стал принимать участие в армянской общественной жизни Краснодара, посещать мероприятия нашей общины, присматриваться к людям и их делам. Уже на 6-м курсе мединститута решил вместе с двумя товарищами основать городскую армянскую газету. По-моему, нужно было начинать именно с газеты, постепенно собрав вокруг нее активных людей. Председатель общины обратился ко мне с просьбой не создавать собственной газеты, а стать главным редактором планируемого общинного издания. Так, в 1993 году, я стал главным редактором газеты “Маштоц” — печатного органа Краснодарского городского Общества армянской культуры имени Месропа Маштоца. В газете я проработал 3 года, но в 1996 году вышел из общины из-за несогласия с ее деятельностью, и создал газету “Еркрамас”, которой в этом году исполнится уже 10 лет.

Еркрамас

Нельзя сказать, что “Еркрамас” — это Тигран Тавадьян. В одиночку я ничего бы не сделал. С первого дня “Еркрамаса” рядом была моя жена — Ефимия Беджанян, которая работала со мной еще в “Маштоце”, рядом были мои друзья, которые материально помогали новой газете встать на ноги. У нас появился свой читатель — он всегда поддерживал издание морально и умножал наши силы. Со временем газета окрепла, у нас появилась собственная сеть корреспондентов и распространителей не только в Краснодарском крае, но и по всей России.

Если говорить о журналистике в целом, то кроме газеты “Еркрамас”, я работал корреспондентом различных федеральных информационных агентств, таких как “Страна.Ру”, РИА “Новости”, сейчас являюсь корреспондентом ИА REGNUM , в разное время писал для различных газет, как местных, так и федеральных (“Московские новости”, “Время MN ”, “Северный Кавказ” и т.д.). При этом я считаю себя не журналистом, а армянским общественным деятелем, так как газета, сама по себе, не занимает мое основное время. Я директор Краснодарского краевого армянского научного информационно-культурного центра “Амшен”, занимаюсь национальной издательской деятельностью и т.д.

Расскажи немного подробнее как газета “Еркрамас” участвует в армянской общественной жизни региона?

Любая армянская газета в диаспоре — независима она или издается какой-либо организацией — должна быть субъектом общественной жизни. “Еркрамас” в этом плане не исключение. Помимо, так сказать, влияния на настроения масс, мы принимаем непосредственное участие в деятельности ряда общественных организаций. Среди них нужно выделить в первую очередь Центр “Амшен”. При непосредственном участии газеты “Еркрамас” были созданы Центр культуры и образования “Нарек” и Молодежное объединение “Еркир”.

Мы также сотрудничаем со многими армянскими общественными организациями Кубани и других регионов России. Весной 2005 года совместно с несколькими армянскими организациями Краснодара и Армянской церковью Краснодара мы подготовили программу мероприятий, посвященных 90-летию Геноцида армян в Турции. Большая ее часть была осуществлена. В октябре того же года, совместно с АРФ Дашнакцутюн, Институтом Истории Академии наук Республики Армения и Центром “Амшен” подготовили Международную научную конференцию “Амшен и амшенские армяне”.

Газета не обладает собственными материальными ресурсами достаточными для проведения мероприятий. Как обладатели интеллектуального и идеологического ресурсов, мы предлагаем армянским организациям проведение той или иной акции и принимаем в ней активное участие.

Как директор, расскажи, чем занимается Центр “Амшен”?

Центр “Амшен” был создан в 2000 году с целью изучения, сохранения, а в некоторых случаях и возрождения утерянной культуры одной из армянских субэтнических групп Краснодарского края, а именно амшенских армян. Инициатором его создания стал нынешний председатель Центра Ардаваст Тулумджян, тогда еще студент Кубанского государственного университета, а ныне соискатель звания кандидата исторических наук.

Работу Центра я считаю крайне важной, поскольку амшенские армяне — одна из самых многочисленных субэтнических групп Краснодарского края. Их 250 000 человек на Кубани и в Абхазии. Проживают они компактно, и, что очень важно, являются аборигенным населением на Кубани наряду с русскими, греками и адыгами. Заселение амшенцами Черноморского побережья началось сразу после окончания Кавказской войны (по некоторым данным еще до начала войны) и уже в 1863 г . было основано первое армянское село (с. Армянское, ныне с. Тенгинка Туапсинского района).

В газете “Еркрамас” публикуется специальная полоса Центра “Амшен” с рассказом о результатах его деятельности.

С какими проблемами приходилось и приходится сталкиваться при выпуске газеты?

По-моему, ключевая проблема армянской диаспорной прессы на территории СНГ — отсутствие у большинства издателей понимания идеологии и цели издания. Это главным образом касается газет — печатных органов тех или иных армянских организаций. Из них можно узнать все о каждом сделанном шаге или сказанном слове руководителя организации и практически ничего о жизни Армении и диаспоры. Читатель очень быстро дает оценку таким изданиям: все эти газеты имеют либо небольшой тираж, либо распространяются бесплатно, так как добровольно их никто не покупает.

Что касается “Еркрамаса”, для нас на первом плане стоит финансовая проблема, то есть нехватка средств для дальнейшего развития газеты: увеличения тиража и частоты выхода издания, проведения полноценной рекламной подписной кампании, расширения штата сотрудников и так далее.

Проблемы специфичные для местных условий не столь существенны, чтобы обращать на них внимание.

Напрашивается вопрос об идейной платформе и позиции “Еркрамаса”. Сразу ли удалось к ним прийти и каков был путь?

“Еркрамас” создавался как газета для армян диаспоры. А диаспора, прежде всего, часть исторической Родины — Родины, которая все еще находится во вражеских руках. Словом “Еркир” (в переводе — “Страна”) Западную Армению называл и мой дед, и многие другие коренные жители, вынужденные ее покинуть. Называя газету “Еркрамас” (“Часть Страны”) мы, прежде всего, подразумевали этот смысл — часть Еркира, часть Родины.

Цель газеты — пробудить в российских армянах чувство единения между собой и, в то же время, с Родиной, оставленной их предками не так уж и давно. Наш читатель не должен делать различий между армянином, проживающим, например, на Кубани, и армянином где-нибудь в Орловщине. И того и другого объединяет общая Родина, оставшаяся там, за вершинами Арарата.

Иногда приходилось слышать от представителей некоторых армянских организаций призывы к созданию общеармянской идеологии. Для меня такого вопроса не стоит. Общеармянская идеология уже есть — это Ай Дат. На сегодняшний день он заключается в борьбе за признание мировым сообществом факта Геноцида армян и вытекающее отсюда признание законного права армян на свои территории. Сегодня только этот вопрос является вопросом достоинства нашего народа. Ай Дат — движущая сила в процессе построения и становления армянского государства, основа единения Родины и диаспоры, укрепления самосознания нашей нации.

Потенциал армянской диаспоры в России сегодня огромен. Почему она настолько разобщена, слаба? С одной стороны не в состоянии активно бороться против нарушения прав по национальному признаку, с другой — не может противостоять ассимиляции?

К сожалению, годы советской власти и монополии КПСС наложили отпечаток на менталитет армян постсоветского пространства. В связи с этим, объединение армянства в понимании многих руководителей армянских диаспорных организаций России означает, прежде всего, объединение в одну-единственную организацию с авторитетным и богатым лидером. На деле же, такой подход оставляет за бортом армянской общественной жизни большинство российских армян и способствует скорее их разобщению, чем единству. Абсолютное большинство армянских организаций России, декларируя своей главной целью объединение армянства, на практике не знают как этого достичь и пытаются действовать административными методами. Например, делаются заявления приблизительно такого плана: “Каждый армянин обязан быть членом нашей организации (общины, союза и т.д.)”. Выходит, если армянин не член этой организации, то он и не армянин!? Большинство наших соотечественников такой подход не устраивает и, как следствие, они держатся в стороне от подобных “союзов”, на деле являющихся, скорее, мыльными пузырями.

В вопросе объединения армянства не нужно придумывать велосипед. Есть богатый опыт внешнего Спюрка, например, опыт Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн. Работая в Диаспоре, она не ограничивалась созданием одних только партийных структур и не требовала от всех поголовного вступления в партию. АРФД инициировала создание многих других организаций: Общенационального культурного союза “ hамазгаин”, благотворительного Союза армянской помощи ( hай Окнутян Миутюн), Армянского спортивного союза (“Оменетмен”), Армянского молодежного союза, различных профессиональных союзов и так далее. Каждая из этих организаций на сегодняшний день имеет разветвленную сеть в армянских общинах дальнего зарубежья и с успехом выполняет свою функцию.

Нам кажется, главной целевой аудиторией армянских патриотических изданий должна быть молодежь. Чем, по-твоему, ее можно привлечь в наше время в смысле тематики, формы подачи материала?

Наша целевая аудитория — армяне, и делать какие-то искусственные разделения (возрастные, социальные, профессиональные и так далее) среди читателей газеты я не хочу. Уверен, что материалы, например, о процессе признания мировым сообществом Геноцида армян в Турции или новости о становлении экономики в Армении не менее интересны нашей молодежи, чем армянам старшего поколения. Хотя когда-нибудь может возникнуть необходимость в специализированном издании для армянской молодежи России.

Какое армянское периодическое издание наших дней или прошлого ты считаешь образцовым и почему?

Я в принципе не считаю возможным образцовое во всех отношениях издание. Условно образцовым можно назвать издание, востребованное читателем. Например, в одном только историческом Амшене (Западная Армения) в начале XX века издавалось по нашим данным одиннадцать периодических изданий: три газеты общественно-политической направленности, три литературной, две сатирической и по одной газете для врачей, учителей и предпринимателей. Каждая имела своего читателя и была для него образцовой. Надеюсь, что и “Еркрамас” для своего читателя образцовая газета.

Возможно, для тебя есть образец армянского редактора, армянского журналиста? Или ты считаешь, что в наше время функции журналистики кардинальным образом отличаются от журналистики конца XIX — начала XX вв. и говорить о преемственности не имеет смысла?

Я всегда затрудняюсь, когда меня просят назвать образец чего-то... Еще сложнее, если мы пытаемся найти образец в армянской среде, ведь редактор или журналист в Армении и диаспоре руководствуются в своей профессиональной деятельности совершенно различными понятиями, критериями, целями и задачами. Думаю, каждый армянин в своей профессиональной деятельности должен быть образцом, тем более, если от его деятельности в той или иной мере зависит судьба нашей нации и государства.

Хочется в этой связи вспомнить слова известного идеолога АРФ Дашнакцутюн Никола Агбаляна. В своей работе “Раздумья о Дашнакцутюн” он говорил о том, каким должен быть настоящий дашнакцакан. Дословно не помню, но смысл таков: если нации нужно, чтобы ты сегодня был журналистом, ты должен им быть, если завтра понадобится взять в руки оружие для освобождения Родины, ты и это должен сделать, а если послезавтра потребуется стать простым школьным учителем в одной из деревень освобожденной Родины, пусть так и будет. Вот какой образ армянина является для меня идеалом. И если я, врач по образованию, сегодня занимаюсь не медициной, а общественной деятельностью в армянской диаспоре, это не значит, что я буду заниматься ею до конца дней своих. Уверен, что придет время, когда я буду полезнее для нации на земле своей освобожденной Родины.

В конце 20-х годов Нжде писал об армянской прессе: “Некоторые наши печатные органы снисходительны, угодливы, льстивы по отношению к внешним силам, а в своей среде — раскольники, нетерпимы, высокомерны... Печать должна, наконец, освободиться от идей внешней ориентации и проповедовать мужество, говорить не о потерях — о героическом народе”. Согласен ли ты с этими словами и насколько они применимы к сегодняшнему дню?

Со словами Нжде согласен полностью. Они актуальны и сегодня, как практически все, сказанное Гарегином Нжде. Армянская пресса должна убедить своего читателя в том, что он является значимой частью великого целого — Армянского Народа, который способен быть хозяином своей судьбы и своей страны. Грамотный, патриотически и националистически настроенный редактор сможет без труда говорить об этом, основываясь на реальных примерах из истории армянского народа. Даже о такой трагической странице нашего прошлого, как о Геноциде армян в Турции, можно и нужно говорить не оставляя у читателя чувства безысходности. Наоборот, у читателя должен возникнуть заряд энергии для действий по восстановлению исторической справедливости, то есть по решению Ай Дата. Очень многое здесь зависит от личности редактора, в связи с чем приведу еще одну цитату Нжде: “Церковник, учитель, редактор — вот огромное благословение и зло одновременно. Благословение, когда нация правит их совестью, и проклятье, когда они не черпают вдохновение у своей нации”.

В этом году газете “Еркрамас” исполняется 10 лет — немалый возраст для постсоветского пространства. За это время появилось и исчезло множество изданий, не оставивших после себя никакого следа. Какое будущее ты видишь у газеты “Еркрамас”?

10 лет — действительно большой возраст для изданий диаспоры в СНГ, но в дальнем зарубежье есть армянские СМИ, которые работают без перерыва уже более 50 лет. Хотелось бы надеяться, что и “Еркрамас” когда-нибудь отметит свое пятидесятилетие. Однако, для этого, прежде всего, нужно иметь в России организованную диаспору. Сегодня мы все, и сотрудники, и читатели газеты вносим в этот процесс свой вклад.

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>