вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Ближний край спюрка" - Интервью с Дереником МЕЛИКЯНОМ

25.08.2006 Статья опубликована в номере №2 (5).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Дереник Меликян

Дереник Меликян родился в 1959 году. Закончил армянскую школу Катаринян в Нор-Джуге, высшее образование получил в государственном университете Исфахана, на отделении армяноведения. С 1992 года работает в Тегеране, в единственной ежедневной газете иранских армян "Алик", с марта 2004 — в качестве главного редактора. В настоящее время заочно проходит обучение в магистратуре Ереванского госуниверситета. Женат, имеет троих детей.
 

 

 

Поскольку наше интервью посвящено юбилею газеты, давайте начнем с ее истории.

В хаосе начала 1930-х годов возникла неотложная необходимость создания нового печатного органа армянской общины Ирана для замены ранее существовавших “Аравота” и “Айга”. Газета АРФ Дашнакцутюн в Тавризском регионе “Айг” стала издаваться в Тегеране под названием “Алик”. Кроме информационных задач она имела своей целью противостоять советской антинациональной пропаганде.

Вот уже 75 лет, с марта 1931 года “Алик” выходит в свет — вначале как еженедельная газета, затем раз в два дня и, наконец, ежедневно. У истоков “Алика” стояли люди, так или иначе преследовавшиеся советской властью на протяжении двадцатых годов. Первые три редактора газеты — Овсеп Тадевосян, Ерванд Айрапетян и Андре Тер-Оганян-Амурян были дашнакцаканами и носителями национальной идеологии. Они ставили своей целью распространять эту идеологию через печать. Следом до 1971 года редакторами работали известный режиссер Манвел Марутян, Овсеп Ованнисян, Тачат Погосян, Анушаван Григорян, д-р Багдик Минасян, Ошин Суренян. После исламской революции редакцией газеты руководили депутат Грайр Халатян, Норайр Елсаян, затем юрист Седа Давтян. Уже почти два года должность главного редактора занимаю я.

Алик

Политическая ситуация в Иране бывала разной. Расскажите, пожалуйста, об идейной позиции газеты. Приводила ли она когда-нибудь к проблемам для редакции?

В 1942-1943 гг. в разгар Второй мировой войны “Алик” временно прекратил выходить в свет, в дальнейшем издание газеты не прерывалось. Кроме этого случая политическая ситуация больше не влияла на работу редакции, ей пытались помешать только Советы, пользуясь услугами отбросов иранского общества.

Наша ежедневная газета с одной стороны стояла на позициях национальной идеологии, с другой защищала интересы иранского государства и народа Ирана, что высоко ценилось властями страны.

В русскоязычной печати редко увидишь информацию о жизни армян Ирана. Расскажите, пожалуйста, об армянской общине Тегерана: когда она в целом сформировалась, какими были для нее последствия ирано-иракской войны, исламской революции?

История армянской общины Тегерана насчитывает приблизительно сто лет. В качестве полноценной общины она сформировалась в 1940-е годы, когда была создана Тегеранская епархия Эчмиадзинского престола под началом епископа Рубена Дрампяна. Позднее вследствие советских политических интриг Тегеранская епархия вместе с епархиями Атрпатакана и Нор-Джуги перешли в подчинение Киликийскому католикосату.

В связи с притоком армян из сельской местности в столицу община Тегерана постепенно росла и достигла численности в 100 тысяч человек. В годы после исламской революции, с началом ирано-иракской войны создались новые общественно-политические условия, прямым следствием которых стали эмиграция и уменьшение численности общины. Сегодня число армян в Тегеране уменьшилось почти наполовину и составляет около пятидесяти тысяч.

Хотелось бы узнать о церковной, культурной, образовательной и спортивной жизни армянской общины Тегерана.

Хотя община численно сократилась, во всех перечисленных сферах продолжают активно действовать более десятка национальных общественных организаций. Их работой руководит армянский Епархиальный совет Тегерана, который избирается на два года Высшим депутатским собранием. Систему школьного образования контролирует Образовательный совет. Армянских школ насчитывается примерно десять, здесь преподают историю, веру, язык и другие предметы.

Деятельность церкви осуществляется на законном основании без каких-либо ограничений. Государство с уважением относится к нашим религиозным традициям и поощряет их исполнение. В обществе, безусловно, есть отдельные экстремистские проявления, но не на государственном, а на бытовом уровне. Власти относятся к армянам неизменно благожелательно.

Насколько тесны связи между армянами различных районов Ирана?

В Иране есть три главных армянские общины, соответствующие трем епархиям — Тегерана, Атрпатакана и Нор-Джуги (Исфахана). Связи между ними прямые и постоянные. Взаимодействие особенно тесное в тех случаях, когда этого требуют интересы всей армянской колонии Ирана. При решении самых разных вопросов общины совместно вступают в отношения с властями. Большую роль в этих отношениях играют два армянских депутата иранского меджлиса, которые неизменно защищают права иранских армян во всех сферах жизни.

Кроме прихожан Армянской Апостольской Церкви в Иране есть небольшое число армяно-католиков, которые поддерживают братские и сердечные отношения с остальными армянами и армянскими организациями.

В каком состоянии находятся сегодня армянские исторические памятники в Иране?

Армянские архитектурные памятники в Иране находятся в превосходном, можно сказать завидном состоянии. Власти страны, в частности, Общество по сохранению культурного наследия, проявляют большую заботу о монастырях, церквях и других памятниках старины. Достаточно сказать, что при ограниченном бюджете большие суммы выделяются на сохранение, благоустройство и реставрацию армянских памятников. Особенным вниманием окружены старинные монастыри Сурб Аменапркич в Нор-Джуге и Сурб Тадеи ванк в Атрпатакане — место паломничества армян всего мира. Такое отношение резко контрастирует с уничтожением на территории соседнего Азербайджана хачкаров и могильных плит армянского кладбища Старой Джуги совсем недалеко от монастыря Сурб Тадеи. Нужно добавить, что именно иранские пограничники, как свидетели вандализма азербайджанских властей, забили тревогу, возмущенные погромами на кладбище в декабре 2005 года.

Расскажите о связях иранских армян с Матерью-Родиной.

В последние годы контакты стали еще интенсивней. Прежде всего, надо отметить, что колония иранских армян — самая близкая к Армении часть спюрка, и это, безусловно, помогает расширению прямых связей. Ежедневно между Тегераном и Ереваном поддерживается прямое автобусное сообщение, время в пути не превышает суток. Каждую неделю два чартерных авиарейса совершают перелеты из Тегерана в Ереван и обратно.

Мало кто из иранских армян сегодня не имеет места для проживания в Армении, не связан с ней по работе или бизнесу. Не проходит и месяца, чтобы Тегеран не посещали армянские представительные группы и делегации. Этот процесс находится под пристальным наблюдением дипломатических представительств и посольств двух стран и отражает давние дружественные связи между двумя народами и цивилизациями. В различных спортивных клубах Тегерана и других городов Ирана выступают армянские спортсмены, главным образом футболисты, которые продолжают в соседней стране свою спортивную карьеру. Артисты, художники и музыканты из Армении представляют свои последние творения, передавая иранским армянам дыхание Родины.

Монастырь Сурб Тадей-ванк

Какие проблемы стоят сегодня перед армянами Ирана в целом, перед армянами в Тегеране и Вашей газетой?

Сегодня перед газетой, тегеранской общиной и иранским армянством стоят большей частью финансово-экономические проблемы. Власти никаких трудностей для нас не создают, они стараются облегчить положение всех слоев общества. Я уже упоминал о росте эмиграции и сокращении численности общины в последний период времени. В подавляющем большинстве случаев это связано с неблагоприятными экономическими условиями, а не с бытовыми и социальными причинами.

Можно сказать, что наша газета имеет самый большой тираж среди армянской прессы спюрка — около 5 тысяч экземпляров распространяется в 40 странах мира, где живут армяне. Сегодня связь в режиме online облегчает нашу работу и расширяет ее диапазон, позволяя поддерживать повседневные контакты с иранским армянством и другими колониями мирового спюрка. Единственная трудность — враждебная пропаганда, которую ведут против нас местные тюркоязычные, точнее пантюркистские круги, как через собственные листки, так и через небольшие печатные органы на фарси. Как с нашей стороны, так и со стороны государства эти факты отслеживаются и получают достойный отпор. Власти страны очень чувствительны в отношении антииранской и вытекающей из нее антиармянской пропаганды пантюркистов, которые используют в своих интересах факт проживания в Иране 20-25 миллионов тюркоязычных граждан.

Тегеранские армяне и вся армянская колония в Иране с давних времен и доныне оцениваются как самая близкая, уважаемая, ответственная и творческая община страны, армяне считаются здесь законопослушными гражданами.

Сказывается ли сегодняшняя напряженность вокруг Ирана на положении христианского меньшинства в стране?

Насколько я понял, речь идет о международных отношениях Ирана, о том непонимании, которое проявляют по отношению к нему государства христианского Запада. Провозглашение государства, живущего по законам ислама, создало ложное впечатление у сторонних поверхностных наблюдателей. Но есть еще целенаправленная дезинформация с пропагандистскими целями, она представляет Иран как исчадие ада, как страну, якобы, поддерживающую терроризм. В действительности, с первых дней исламской революции Иран начал проводить независимую и самостоятельную политику, что не могло прийтись по нраву великим державам и глобальным силам. Отсюда и возникла проблема вокруг развития атомной энергетики Ирана. Рассматривая это обстоятельство как угрозу своим интересам, глобальные силы взяли на вооружение политическое и пропагандистское давление. Они воспользовались в своих целях и проблемой прав человека, обвиняя Иран в ущемлении христианского меньшинства. Еще раз повторю: для иранского армянства власти не создают целенаправленно никаких проблем. В этой исламской стране отношение к христианской общине гораздо лучше, чем в союзных Западу Турции, Пакистане, Саудовской Аравии, Израиле. Факт 500-летнего благополучного проживания здесь иранского армянства говорит сам за себя.

Желаем успехов Вам и Вашей газете, благополучия всем армянам Ирана, стабильности и процветания древней стране.

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>