вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Урфинская коллекция" - Елена ГАЛОЯН

02.12.2007 Елена Галоян Статья опубликована в номере №2 (11).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Урфинская коллекцияИскусство каждого народа несет на себе отпечаток его мышления, уникальности художественного вкуса. Ярким примером этого тезиса может служить армянское традиционное искусство вышивки, в частности, работы мастериц из города Урфы.

В Армении существовало несколько крупных школ традиционной вышивки. Территориально некоторые из них были значительно удалены друг от друга. Несмотря на это — в силу единства мироощущения и мировоззрения народа, его эстетических представлений, — все эти школы характеризуются стилистической общностью. Региональные особенности обусловили своеобразие каждой школы, специфические особенности выразительных средств и приемов. Наряду с известными и наиболее изученными центрами вышивального искусства, сложившимися в Айрарате, Сюнике, Тифлисе, Карине, Ван-Васпуракане, Константинополе, Киликии, пристальное внимание привлекает оригинальное творчество рукодельниц Урфы, органично входящее в общую сокровищницу искусства армянского народа.

Урфа (Эдесса) — древний город, расположенный в Междуречье, на одном из притоков Евфрата, исстари был крупнейшим торговым, хозяйственным и культурным центром, по соседству с Великой Арменией. Армянское население города было связано с родиной самыми тесными экономическими и культурными контактами. Вместе с тем географическое местоположение Урфы, ее роль как одного из опорных пунктов караванных путей между странами Востока и Запада способствовали пересечению здесь, на этом перекрестке, культурных традиций самых различных народов.

Урфинская коллекция

Основную часть населения Урфы составляли армяне, а в период его самого большого расцвета (ХII в.) их численность насчитывала около 47 тыс. человек. По свидетельству историков, именно здесь еще в начале V в. великий Месроп Маштоц составил армянский алфавит.

Под владычеством Рима и Сасанидского Ирана, Арабского халифата и Византии Урфа оставалась процветающим городом. Однако после завоевания Османской Турцией в начале ХVI в. город пришел к полнейшему упадку. Чудом дошли до нас осколки памятников армянской культуры Урфы, в том числе образцы вышивального искусства. Сейчас эта небольшая коллекция из 73 оригинальных и 230 рисованных образцов вышивки хранится в Национальной галерее Армении. Только дважды она выставлялась на всеобщее обозрение: когда была преподнесена в дар музею, и во второй раз — в прошлом году, в связи с 90-летием Геноцида армян. Именно в самые трагические годы для нашего народа эти уникальные произведения искусства могли быть уничтожены. Но благодаря скромной женщине Сатеник Безикян их удалось сохранить для потомков.

Историю спасения рассказала нам заместитель директора Национальной галереи РА Асмик Арутюнян.

Еще в конце ХIХ в., чтобы оказать помощь и поддержку армянам, пострадавшим от турецких погромов 1895-1896 гг., в Урфу приехали немецкие и американские миссионеры. Американскую группу возглавляла Корина Шатгл. Вскоре она познакомилась с вышивками рукодельниц города и, восхищенная тончайшим искусством, решила открыть в Урфе специальную мастерскую. Производимая здесь продукция — скатерти, полотенца, салфетки — нашла широкий спрос в США и Англии. Закончив свою миссию, Шатгл вернулась на родину, ее дело продолжила 27-летняя датчанка Карэн Эппе. Предприятие постепенно расцветало — настолько, что вышивками мастерской заинтересовался Бруно Экарт — один из руководителей ковровой фабрики, открытой в городе немецкой благотворительной миссией. Под впечатлением от искусства урфинских вышивальщиц он решил организовать в Германии выставку их работ и поручил двум армянским художникам, работавшим на его фабрике, срисовать оригиналы вышивок. Это поручение было выполнено на кальке, в результате получилось два альбома.

Урфинская коллекция

Задуманная Экартом выставка так и не удалась, именно в этот период началась Первая мировая война, а затем наступил и трагический для армян 1915 год. Между тем Экарт женился на одной из вышивальщиц — Сатеник Безикян. Смутное время не позволило ему долго оставаться в Урфе, и он был вынужден вернуться на родину. Его супруга Сатеник не согласилась покинуть свой родной город и уехать в Германию, она не позволила мужу вывезти ни альбомы с рисунками вышивок, ни оригинальные образцы. Прекрасная мастерица и рукодельница хорошо представляла себе все культурно-историческое значение находящегося в ее руках сокровища и не желала подвергать его превратностям судьбы. Кстати, вполне возможно, что некоторые вышивки из хранящихся теперь в фонде Национальной галереи, сделаны руками самой Сатеник Безикян.

Урфинская коллекция

Судьба ее в дальнейшем сложилась так же, как у многих других армян. Вместе с беженцами она вынуждена была покинуть Урфу, спустя долгие годы репатриировалась в Советскую Армению. По рекомендации крупнейшего исследователя армянского средневекового искусства Лидии Дурново она передала хранившиеся у нее материалы в музей. Так Сатеник Безикян сберегла для потомков чудесные вышивки своего народа.

Художественное шитье Урфы конца ХIХ в. – начала ХХ в. отражает эстетические вкусы многих поколений. При всей самостоятельности трактовки орнамент вышивок перекликается с орнаментикой армянского ковроткачества, набойки, ювелирного дела, книжной миниатюры. В нем нашли место растительные, животные, геометрические, архитектурные мотивы, слагающиеся в причудливый узор. Доминируют растительные узоры, в них с наибольшей силой выявляется изначальная взаимосвязь человека с природой, его восхищение и преклонение перед нею. Свободно импровизируя на основе форм живой природы, рукодельницы воспевают ее красоту. Богатейшая флора Урфы — ромашка и мак, колокольчик и незабудка, роза и шиповник, ежевика и гранат — обретают новую жизнь в вышивке, которой украшаются полотенца, скатерти, покрывала, платки и рубашки. В зависимости от назначения, размеров и формы изделий, вышивальщицы широко варьируют мотивы, мастерски сочетают реальное с условным.

Урфинская коллекция

Другой группе вышивок свойствен узор, составленный из рассыпанных по фону отдельных цветов или красиво скомпонованных мелких букетиков. Иногда цветы собираются в букеты, перевязанные бантом или лентами, располагаются в вазах, корзинах — мотивы, аналоги которым можно найти в средневековой миниатюре, западноевропейском художественном шитье и ткачестве ХVIII–ХIХ вв.

Есть еще одна, немногочисленная, группа вышивок, в которых рукодельницы со свойственным им вкусом подвергают растительные мотивы геометризации. Это придает их творениям новое качество. Но ограниченное количество подобных вышивок позволяет предположить, что такой подход не особенно близок художественному вкусу урфинских мастериц. Единичны и вышивки, в композициях которых введены условные изображения птиц, бабочек, скорпионов.

Интересно, что ни в одном из образцов не найти повторенного мотива — ярко выраженное качество армянского орнаментального искусства. Меняется рисунок отдельных элементов, меняются их пропорциональные соотношения, цвет. Но неизменно одно — стройность и цельность композиционного построения, равновесие линий.

Мастерицы Урфы преимущественно вышивали на очень тонкой хлопчатобумажной ткани “мануса”, сырье для которой привозилось из Англии и обрабатывалось в местных мастерских. По намеченным контурам рисунка в технике гладьевого шва слагался узор цветными шелковыми и прядеными золотыми и серебряными нитями. В совершенстве владея техникой шитья — плоской и рельефной, прекрасно зная декоративные особенности металлических нитей, по-разному преломляющих свет, вышивальщицы, умело пользуясь средствами своего искусства, достигают эффекта мерцающей поверхности.

Благодаря богатой творческой фантазии, изысканному вкусу рукодельницы Урфы создали высокохудожественные произведения на уровне лучших достижений армянского искусства.

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>