вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Пасхалис Якубович и его мануфактура в Липкове" - Беата БЕДРОНЬСКА-СЛОТА

05.11.2007 Беата Бедроньска-Слота Статья опубликована в номере №1 (10).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Беата Бедроньска-Слота

Беата Бедроньска-Слота c 1971 года работает в отделе тканей Национального музея в Кракове, с 1999 года — главный куратор отдела. С2001 года преподает в Краковской Понтификальной Академии теологии, с 2003 — в Краковском Ягеллонском университете. Докторскую степень получила в 1985 году в Ягеллонском университете. Избрана в международный совет Музейного комитета по костюмам. Член Международного комитета по восточным коврам, Польской Академии наук и искусств (комитет истории искусства), Общества истории искусств. Секретарь Польского национального совета. Автор более 100 книг и статей, в том числе: «Турецкие ковры из собрания Краковского национального музея» (1979), «Персидские ковры, называемые польскими. Исследование структуры и значения орнамента в исламском искусстве» (1985), «Византийские и мамлюкские ткани начала XV века из Вавельского собора» (1994), «Восток в польском искусстве» (1992), «Искусство польских армян» (1999), «Словарь искусства ковроделия» (1999) «Персидские шелковые ткани» (2002), «Польский национальный кунтушовый костюм» (2005). Организатор выставок: «Восток в польском искусстве» (1992), «Польские армяне. Своеобразие и ассимиляция» (1999), «Шедевры персидского искусства в польских собраниях» (2002), «Следуя за модой через века» (2003).
 

Пасхалис Якубович

В своей статье «Армянская душа белорусских поясов» во втором номере нашего журнала заведующая отделом Национального художественного музея Республики Беларусь Ирина Скворцова познакомила читателей с замечательным мастером Яном Маджарским (Ованесом Маджаранцем), который перенес в Речь Посполитую традицию восточных шелковых поясов и творчески соединил декоративные стили Востока и Запада. В статье говорилось о ведущей роли армян — вначале как купцов, торговавших мужскими шелковыми поясами, потом как мастеров и организаторов производства этих поясов уже на землях Речи Посполитой. Маджарский был не единственной яркой фигурой в этом деле, традиция кунтушовых поясов на востоке Европы в не меньшей степени связана и с другим известным армянином — Пасхалисом Якубовичем.

 

Во второй половине XVIII века кунтушовые пояса, первоначально ввозимые из Персии и Османской империи, были незаменимым элементом польского костюма. Спрос на эти шелковые пояса, вышитые серебром и золотом, постоянно возрастал. Каждый шляхтич в зависимости от своих финансовых возможностей старался иметь в гардеробе соответствующее количество поясов и надевать их по обстоятельствам: поясами яркой расцветки пользовались для радостных торжеств, пояса более мягких и темных тонов предназначались для важных мероприятий, носились во время траура.

Липков. Мануфактура Пасхалиса-Якубовича (1791-1794). Национальный музей в Кракове

В пору Великого Сейма в Варшаве становилось многолюдно: приезжали послы, их доверители и клиенты. В тот период всеобщего подъема национальный костюм с кунтушовым поясом стал наглядным проявлением патриотизма. Одна только импортная продукция уже не могла удовлетворить возраставший спрос — специализированные мастерские, так называемые «персиярни», появились в самой Польше. Самым известным организатором производства кунтушовых поясов в Речи Посполитой был Пасхалис Якубович.

Армянин Пасхалис, сын Якуба, приехал в Варшаву в начале 60-х годов XVIII века из города Токат в Анатолии. В столице он сначала открыл «турецкий магазин» с восточными товарами. В 1773 году получил статус постоянного жителя Варшавы, а пятнадцать лет спустя — и Кракова, где ткались кунтушовые пояса для магазина Пасхалиса в Варшаве. В 1776 году Якубович женился на армянке Марианне Мурадович, от которой имел пятерых детей.

Свою знаменитую мануфактуру кунтушовых поясов Пасхалис Якубович сначала основал в Варшаве. В компаньоны себе он взял Антония Крегера, который содержал в столице собственный «турецкий магазин» возле Краковских ворот.

Липков. Мануфактура Пасхалиса-Якубовича (1791-1794). Национальный музей в Кракове

Позднее Пасхалис Якубович организовал мануфактуру в Липкове, под Варшавой. Одно из ранних упоминаний о ней содержится в письме 1788 года французского мастера по производству поясов Франциска Селимана к Адаму Чарторыйскому. Известно, что в 1789 году директором мануфактуры в Липкове был ткач Элигиюш Блюциньский, ранее работавший в Кобылках. Среди лучших мастеров Пасхалиса можно упомянуть Франциска Селимана, Казимира Бляншера, Вавжинеца Святановского, Яна Петровского, Гжегожа Сенюкевича, которые переняли и развили восточные традиции производства. Мануфактура включала в себя 50 отдельных мастерских, где работало 100 человек. О динамике ее развития свидетельствует объявление, помещенное Пасхалисом в варшавской прессе, о приеме на работу в Липков молодых людей в возрасте 13-14 лет для обучения ремеслу.

В 1790 году Пасхалис купил имение Зеленка с деревней Липков у великого королевского маршала Михала Мнишека и построил для мануфактуры новое здание. В этом же году Липков посетил король вместе со своим двором. На память о его визите осталась вмурованная в стену табличка с надписью: «Во времена правления Станислава Августа, короля польского, в 1790 году возникла фабрика, основанная славным Пасхалисом Якубовичем, помещиком Зеленки в деревне Липков, к этому имению относящейся, в мазовецком воеводстве, земле варшавской, которую Его величество Король и многие законодатели Сейма решили почтить посещением в знак своей благосклонности к народу и ремеслам». За «приумножение полезных ремесел» Пасхалису Якубовичу были пожалованы почетный титул королевского секретаря и дворянство. Герб изображал барашка с хоругвью — с тех пор он ткался на поясах как марка производителя.

За несколько лет количество работников-ткачей в Липкове возросло до нескольких сотен. Однако количество заказов иногда бывало так велико, что приходилось передавать их на заграничные мануфактуры, главным образом во Францию, в Лион, посылая в качестве образцов готовые пояса.

Липков. Мануфактура Пасхалиса-Якубовича (1788 - 1791). Частная коллекция

К сожалению, период процветания длился недолго — настала пора упадка государства и разделов Речи Посполитой. Пасхалис Якубович активно поддержал восстание под руководством Тадеуша Костюшки, перечислив в помощь патриотам 5 400 злотых. Но восстание было подавлено, польские земли разорены. Пришла в упадок и мануфактура в Липкове.

После раздела страны Пасхалис, как состоятельный гражданин, исполнял различные общественные функции. Умер он в 1816 или 1817 году. Семейную традицию продолжил его сын Иосиф Пасхалис Якубович.

Разнообразные узоры и композиции для поясов Пасхалиса создавались на основе творческого развития восточных образцов: в Варшаве — Селиманом, в Липкове — Блюциньским. Особенно украшали каждый пояс вытканные на его концах изображения, их и по сей день можно видеть в витринах музеев. Здесь небольшие цветочные кусты вырастают из стилизованных «розеток», там они окружены медальонами из пальмовых листьев. Пышные букеты перевязаны лентами или поставлены в вазы. По-разному оформлялись вертикальные и горизонтальные края поясов, серединная часть часто декорировалась узором «карповая чешуя».

Пояса, изготовленные на мануфактуре Пасхалиса, помечались особыми знаками в уголках обоих краев — «Fecit Pasсhalis», «Paschalis». Место производства не указывалось, поэтому его трудно определить для поясов, вытканных до 1791 года. Незадолго перед получением дворянского титула появилась метка «Paschalis/Jakubowicz», после получения дворянского титула — «PJ» и барашек с хоругвью или просто «PJ». Пояса, изготовленные на заказ во Франции, в Лионе, подписаны «Paschalis» капителью в одну линию.

Пояса Пасхалиса были «литыми» или же «полулитыми», то есть ткались из цветной шелковой пряжи и золотых или серебряных нитей. При этом использовалась сложная техника под названием taquete faconne или reversible.

Шелковые пояса Пасхалиса достаточно давно стали восприниматься как истинные произведения искусства — например, широко были представлены на выставке польских миниатюр, тканей и вышивок, организованной Товариществом охраны памятников прошлого в Варшаве, в доме Барычков в июне 1912 года. По сей день творения мануфактуры Пасхалиса Якубовича украшают многие польские музеи. В Национальном музее в Варшаве есть более тридцати поясов — в основном, это коллекция Потоцких из Кжешовиц под Краковом. Большим собранием поясов обладает Национальный музей в Кракове. Отдельные экземпляры сохранились в епархиальных музеях, например, в Плоцке, а также в частных собраниях.

Армянский пояс из Стамбула. 1-я половина XVIII века. Национальный музей в Кракове Армянский пояс из Стамбула. 1-я половина XVIII века. Национальный музей в Кракове
 
Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>