вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Город трех наций" - Стефан АБРААМЯН, Рубен АТОЯН

25.07.2009 Рубен Атоян, Стефан Абраамян Статья опубликована в номере №6 (21).
Комментариев:2 Средняя оценка:0/5

Общий вид крепости

Поездка в Каменец-Подольский планировалась давно. Нас, конечно, интересовал Каменецкий замок, один из победителей конкурса «Семь чудес Украины». Но главной целью нашего путешествия были, без сомнения, армянские памятники края. Хотелось узнать, что сохранилось до наших дней от многочисленной армянской общины Галиции и Подолии XIV-XIX веков.

Возможность посетить эти места представилась совершенно случайно. Во время очередной поездки во Львов мы решили сделать большой крюк и за несколько дней познакомиться, насколько удастся, с армянским наследием Подолии. Мы – это художники-картографы Стефан Абраамян из Липецка и Рубен Атоян из Минска, а также Игорь Чумак – главный редактор минского издательства «Квадрограф». Руководствуясь изданной в 2001 году книгой Яцека Хшонщевски «Церкви польских армян» (Jacek Chrząszczewski «Kościoły ormian polskich»), мы наметили маршрут путешествия. Предстояло за три дня преодолеть более двух тысяч километров пути.
 

Г ербы трех общин города польско-католической, армянской (Agnus Dei) и православной

Город Каменец-Подольский расположен на притоке Днестра – реке Смотрич, которая пробила в твердой скале глубокое ущелье в виде огромной излучины с узким перешейком, по форме похожей на сердце. На этом неприступном полуострове разместился средневековый Каменец – исторический центр современного Каменца-Подольского. В давние времена единственный сухопутный доступ в город вел через проложенный по перешейку каменный мост. Его защищал средневековый замок, реставрированный в наши дни. Вдобавок сам город по периметру окружали неприступные стены со сторожевыми башнями – барбаканами.

В конце XI–начале XII века Каменец был городом в составе Галицко-Волынского княжества. С 1362 года им владело Великое княжество Литовское, а в 1434 году Каменец стал королевским городом, центром польского воеводства и надолго оказался во владении Речи Посполитой.

Армяне жили в Каменце издавна. Одна из гипотез возникновения армянской общины связана с именами французского востоковеда, миссионера и дипломата Луи Мари Пиду де Сент-Олона (1637-1717 гг.) и армянского культурного деятеля начала XIX века Минаса Бжишкянца. Ссылаясь на документ, вписанный в 1641 году в Государственный реестр (Коронную метрику), они утверждали, что в 1062 году князем Федором Дмитриевичем в Киев, Львов и Каменец были приглашены армяне из города Ани.
 

Южная часть старого города. Армянский квартал
 

Старая крепость

К концу XIV века армянская община в Каменце была уже достаточно многочисленной. Считается, что не в последнюю очередь благодаря армянским мастерам в городе широко распространилось каменное строительство, начались ремонт древних городских укреплений и строительство новых оборонительных сооружений. В XV-XVII веках армянская община стала одной из важнейших в городе и самой крупной в обширном регионе Восточной Европы – в частности, в XVI веке ее численность превышала 5 тыс. человек. Она пользовалась самоуправлением, подчинялась собственному своду законов и суду. В одной из записей читаем: «…город Каменец включает в себя тройной народ, тройные обычаи и права: поляки имеют преимущество и судятся они правом магдебургским; русские (речь о предках нынешних украинцев. – Прим. авт.) правом и обычаем русским судятся и имеют своего старосту; армяне – обычаем армянским и тоже имеют своего старосту». Герб города включал гербы трех вышеупомянутых общин, на гербе армянской изображался Агнец Божий.

Общий вид городских ворот и Армянский бастион

Армяне участвовали в формировании города, строительстве знаменитой крепости, неоднократно в составе городского ополчения защищали Каменец от иноземных захватчиков – турок и татар, а в мирное время занимались преимущественно ремесленничеством и торговлей с восточными странами. C XIII века стал формироваться Армянский квартал. Армяне компактно проживали в южной части города, где построили собор, несколько церквей, множество общественных и жилых зданий. В Каменце находились армянский магистрат, армянская школа, жили и трудились писатели и историки.

Сохранившиеся письменные памятники армянских общин Подолии и Галиции насчитывают десятки тысяч страниц и охватывают период с 1524 по 1669 год. Это, в частности, 28 актовых книг армянского войтовского суда г. Каменца-Подольского (1572-1663), актовые, кассовые и метрические книги Львовского армянского духовного суда за эти же годы, «Каменецкая хроника», описывающая события Цецорской кампании и Хотинской войны 1620-1621 годов, «Венецианская хроника», «Хроника Польши», образцы «Судебника» Мхитара Гоша с большим количеством дополнительных статей и комментариев, утвержденного польским королем Сигизмундом в 1519 году, сочинение «Секреты философского камня» Андрея Торосовича (1626), словари, молитвенники, псалтыри, жития святых, календари, частная переписка. В основном, они написаны армянскими буквами на так называемом армяно-кипчакском языке, бывшем долгое время в ходу у армян Подолии. Сегодня это наследие активно изучается историками и языковедами в Казахстане, ведь кипчаки считаются предками казахов, а древний кипчакский язык, сохранившийся практически только в армянских текстах, – предшественником современного казахского. Благодаря в первую очередь Армянской Церкви каменецкая община в значительной степени вернулась к родному языку. Однако Уния с Римско-Католической Церковью привела к большей интеграции и постепенному вытеснению армянского языка польским.

Город со своей неприступной крепостью считался важнейшим стратегическим пунктом. В 1672 году он был взят 170-тысячной турецкой армией под командованием самого султана после массированного артиллерийского обстрела. По приказу султана три дня по всей Османской империи продолжались празднества по случаю победы. Население большей частью покинуло Каменец, остановилась торговля, почти все церкви и костелы были обращены в мечети. Многие местные армяне были переселены на Балканский полуостров – в Эдирне/Адрианополь и Филлипополь (нынешний Пловдив).
 

Бывший дом армянского епископа на площади «Армянский рынок», на заднем плане колокольня собора Сурб Никогайос Сохранившийся фрагмент отделки собора – резьба по камню

Кованые ворота, изготовленные современной армянской общиной города Фундамент разрушенного собора и колокольня церкви Св. Николая

Колокольня и сохранившаяся часть фасада собора Сурб Никогайос на Армянской улице. Почтовая открытка с изображением собора начала XX в.

Интерьер собора Сурб Никогайос, фото 1880 г. Общий вид собора и колокольни с востока, 1918 г.

Чудотворная икона Армянской Божьей Матери (начало XX века, главный алтарь собора Сурб Никогайос)  Портрет Синана Хутлубея – основателя собора

Часть фасада собора

 

Армянский крест на стене церкви Св. Николая (бывш. церковь Сурб. Аствацацин)Несмотря на неоднократные попытки, войскам Речи Посполитой не удавалось отбить город. В 1699 году вражеские войска покинули город по Карловицкому миру. Турки хозяйничали здесь в течение 27 лет, о чем и сейчас напоминает башня бывшего минарета у стен Кафедрального собора. Только вместо полумесяца остроконечную вершину украшает позолоченная фигура Богоматери.

Во второй половине XVIII века комендантами крепости были каменецкие армяне – генерал-лейтенант Ян де Витте (1768-1785) и его сын Йозеф (1785-1789). Ян де Витте был не только военным, но инженером и архитектором. Он руководил строительством в городе многоэтажных военных казарм и пороховых складов, реконструкцией Ратуши, закладкой городского сада. В 1781 году под началом де Витте в честь приезда в город последнего польского короля Станислава Августа была построена триумфальная арка.

В 1793 году, во время второго раздела Речи Посполитой, польский гарнизон без боя сдал крепость русским войскам.
 

Николаевский переулок. Слева стена бывших Армянских складов.
 

Общий вид участка стены с армянским крестом.
Современный Каменец-Подольский – второй по численности населения город Хмельницкой области независимой Украины. Живут здесь украинцы, русские, поляки и... около двухсот армян из «новой диаспоры». По счастливой случайности мы познакомились с главой армянской общины города Артуром Гаспаряном, который лично провел нас по Армянскому кварталу Каменца, рассказав много интересного из истории города и жизни горожан. Ему мы бесконечно благодарны.

Если спросить у местных жителей о главных достопримечательностях города, вам непременно назовут три: средневековую крепость, старую ратушу и Армянскую площадь. Как и все туристы, мы попали в историческую часть города через крепость, по мосту. Сразу за ним – оборонительное сооружение, призванное принять первый удар прорвавшегося врага, – Армянский бастион. Старинное название подтверждает не столь давняя, но уже успевшая проржаветь мемориальная табличка советских времен, размещенная высоко на стене. Туристам трудно прочесть текст на таком расстоянии, но наш гид сказал, что этот объект, как и многие другие армянские сооружения, включен в маршрут пешеходной экскурсии по Старому городу, и экскурсоводы дают свои пояснения.
 

Армянская икона Богоматери в церкви Св. Николая. Перед иконой глава местной армянской общины Старинная икона Армянской Божьей Матери из Каменца (ныне в Львовском армянском соборе)

Двор церкви Св. НиколаяДалее, по ходу движения, дорога от бастиона ведет нас к самой большой площади Старого города под названием «Вiрменський ринок» («Армянский рынок»). На ней когда-то были расположены армянская ратуша, дома богатых горожан и торговые ряды. Сохранилось только одно старое строение, отмеченное на картах как «Армянский торговый дом». На самом деле это бывший дом армянского епископа, где в настоящее время расположился археологический музей. Армянская улица дугообразно спускается от площади вглубь квартала к развалинам собора Сурб Никогайос. Он был воздвигнут в 1398 году на средства армянина Синана, сына Хутлубея из Кафы, который подарил храму на поминовение рукописный Служебник, созданный в 1348 году в крымском городе Судак. После захвата Каменца турки разрушили Сурб Никогайос, его удалось восстановить только в 1756-1767 годах. Долгое время собор доминировал в панораме южной части города, но до наших дней он, к великому сожалению, не сохранился. В 30-е годы прошлого века, не получив церковные ценности, сотрудники НКВД с присущими им вандализмом и жестокостью расстреляли священнослужителей и взорвали главную церковь. Сохранились фундамент собора, арки входа, высокая четырехъярусная часовня-колокольня, складские помещения. Уцелевшая колокольня пока принадлежит Украинской Православной Церкви, которая до недавних пор претендовала и на фундамент бывшего собора. Но, как сказал нам Артур Гаспарян, общий язык все же удалось найти.

Армянский колодец и городская Ратуша на площади Польский рынокВремя на Армянской улице, кажется, остановилось – старые бугристые булыжники, ветхие дома. Мимо высоких стен армянских складов мы спустились к небольшой церкви Св. Николая. Это бывшая церковь Сурб Аствацацин, чье строительство часто относят ко времени появления в городе первых армянских переселенцев. В XVII веке она упоминается в неармянских источниках как армянская церковь Благовещения Пресвятой Девы. Позднее, как и другие армянские церкви, она стала армяно-католической – видимо, это произошло в 1666-м, когда городская община последней по счету из армянских общин Речи Посполитой приняла унию с Католической Церковью. Ввиду уменьшения численности каменецких армян церковь была утрачена: в 1811 году греко-униаты, не имея своей отдельной церкви, выхлопотали у армяно-католического епархиального начальства разрешение обратить ее в униатскую церковь имени Святителя Николая. В 1839 году под тем же именем церковь стала православной.

На внешней стене церкви легко заметить незаштукатуренный камень кладки размером примерно 20х20 см с высеченным на нем армянским крестом. Внутри, справа от алтаря, одна из икон с изображением Богоматери называется «Армянской». Мы не могли оторваться от ее карих красивых армянских глаз. Как можно убедиться по фотографиям, эта позднейшая икона не копирует старинную чудотворную икону, которая до революции находилась в соборе Сурб Никогайос. Должно быть, художник воссоздавал икону по описаниям. Так, например, умиротворенные сердца, исцеленные руки и ноги, заметные на окладе старинной иконы, на более поздней запечатлены в красках по всему изображению.
 

Центральная и южная части старого Каменца. Автор карты Рубен Атоян, 2008г.
 

Хачкар на территории развалин собора Сурб НикогайосС Каменцом связана история нескольких икон Богоматери Армянской. О самой знаменитой из них А. Сементовский, автор книги «Каменец-Подольский» (С-Пб., 1862 г.), пишет так: «Икона эта, до разорения Каменца Батыем, находилась в древнем армянском Благовещенском монастыре (что ныне Николаевская церковь), оттуда она, очевидно, была и пленена. По возвращении ее из плена икона эта поставлена во вновь устроенном Синаном Хутлубеем армянском костеле (имеется в виду собор Сурб Никогайос. – Прим. авт.), где и теперь стоит за главным престолом». О пленении иконы автор рассказывает следующую легенду: «Во время разорения Каменца татарами в числе прочих сокровищ церковных увезена ими и икона эта в Крым, а оттуда в Турцию, где она оставалась более 100 лет. Старания каменецких армян выкупить у турок плененную ими икону Божьей Матери сначала были напрасными, но после турки, ослепленные предлагаемым за нее золотом, решили возвратить армянам сказанную икону за уплату такого количества золота, какое она будет весить. Армянин, предлагавший туркам за икону Божьей Матери выкуп, сначала, было, усомнился, зная, что вес иконы превысит не только все его имущество, но и многих других армян; но ночью Божья Матерь является ему во сне и разрешает его сомнения тем, что вес иконы ее не превысит одного червонца, что и случилось. Турки, по условию, возвратив армянам икону, через несколько часов опять ожесточились и, признав силу Божью, явленную в весе иконы, за волшебство, решились опять отнять у армян икону Божьей Матери. И когда они по этому случаю учинили за ними погоню, то армяне при виде опасности решились сесть на первое, попавшееся на берегу моря, испорченное судно и на нем, под покровительством Божьей Матери, спаслись с драгоценною для них иконою. Преследующие же их турки были поглощены морем, несмотря на то что они преследовали бегущих армян на прочном корабле».

Карта армянских церквей и поселений в южных областях Речи Посполитой на рубеже XVII-XVIII веков из книги Яцека Хшонщевски «Церкви польских армян»По другим сведениям, во время нашествия турок на Подолье в 1672 году икону тайно вывезли армянские монахини. Тем не менее она все-таки попала в руки мусульманам, со временем была выкуплена и перенесена во Львов. После освобождения Каменца икону возвратили церкви Сурб Аствацацин. В 1767 году ее перенесли в заново отстроенный собор Сурб Никогайос.

В XVI веке копия этого знаменитого образа была написана священником армянской церкви в Лисце (близ Станиславова). Копия тоже была признана чудотворной, и после множества исцелений больных церковь стала местом паломничества верующих со всего региона независимо от их национальности. В 1781 году папа Пий VI учредил особый храмовый праздник, который отмечался с большой торжественностью. После второй мировой войны в Польше широко распространился культ Богоматери из Лисца, и в 1989 году по благословению папы Иоанна Павла II был совершен традиционный для католичества обряд коронации чудотворной иконы.

В центре Старого города на Ратушной площади сохранился еще один памятник прошлого – армянский городской колодец 1638 года. Председатель общины Артур Гаспарян открыл дверь своим ключом. Колодец таких внушительных размеров мы видели впервые: в форме квадрата со стороной 5 метров и сорокаметровой глубиной, он был расположен в центре просторного многогранного помещения, которое одновременно могло бы служить демонстрационным залом для показа документальных исторических фильмов. Это входит в будущие планы Артура, о чем он нас вкратце проинформировал.

Вид с крепостной стены на Армянский бастион за мостом и Армянский квартал Каменца-ПодольскогоНа исторической карте города 1773 года отмечены и те армянские объекты, которые считались несохранившимися до наших дней: армянские ратуша, башня, больница, небольшая церковь Сурб Григор Лусаворич. Тем не менее, сравнивая несколько исторических карт (1672, 1684, 1691, 1773 гг.) с современной картой Каменца-Подольского, мы обнаружили на месте Армянской башни не что иное, как… башню, которая названа «Башней гауптвахты». Немного южнее находилась Армянская больница. На этом месте сейчас двухэтажное старинное здание, а сама улица называется Госпитальной. А вот Армянская ратуша в конце нынешнего Комендантского переулка действительно не сохранилась, как и мельницы – на карте 1691 года показаны мельницы всех трех общин, включая Армянскую.

Не все армянские объекты нашли себе место на картах. Пройдя по периметру Ратушной площади, мы в течение пятнадцати минут обнаружили еще два: армянский дом XVI-XIX веков (сохранился только фасад, внутри идет строительство) и современный отель «Гетман». Мемориальная табличка на фасаде указывает имена всех владельцев здания. Здесь можно прочесть, что «...в 1735 году снова сооружена эта каменица Сефером Ованесовичем». Во второй половине XVIII века дом перешел в собственность Казимежа Липиньского, подольского подкомория (должность главы суда).

Надпись на доме Сефера ОванесовичаМы также посетили «Заповедник» – научное учреждение, где сотрудники показали нам большое количество любопытных материалов: альбомы со старыми почтовыми открытками, отчеты исследований и раскопок собора Сурб Никогайос, даже студенческие работы, посвященные его восстановлению. Современная община проявляет заботу об армянских памятниках, приводит в порядок территорию собора. Среди развалин поставлен современный хачкар в память жертв Геноцида армян 1915 года, выполненный местным армянским мастером из местного камня. Но восстановление храма малочисленной общине, конечно, не под силу.

В последний день нашего пребывания в Каменце-Подольском мы встретились с местным краеведом и книгоиздателем Сергеем Трубчаниновым, который поразил нас своими знаниями армянской истории Подолии. Некоторые приведенные здесь сведения мы почерпнули из его книги – О.I. Расщупкiн, С.В. Трубчанiнов. Кам’янец на Подiллi. – Изд-во «ОIЮМ», 2008 г.
 

Остатки крепости в Жванце Армяно-католический собор в Жванце

Часовня на армянском кладбище в Язловце

Часовня на армянском кладбище в Язловце Часовня на армянском кладбище в Язловце Часовня на армянском кладбище в Язловце

 

Надпись на роднике АкопаЕсли говорить о регионе в целом, наиболее значительные армянские памятники расположены в Замостье, Балте (армяно-католический костел Св. Станислава 1765-1768 гг.), Черновцах (армяно-католический костел Св. Григория Просветителя 1869-1875 гг.), Городенке (армяно-католический костел 1706 г.), Кутах (армяно-католический костел Непорочного зачатия 1786 г.), Луцке (костел Св. Степанноса 1378 г.), Лисце (армяно-католический костел 1853 г.), Могилеве-Подольском (армяно-католические костелы Св. Троицы и Григория Просветителя 1772-1791 гг.), Ражкове (армяно-католический костел 1786 г.), Снятыне (армяно-католический костел 1801-1805 гг.), Тысменице (армяно-католический костел Св. Каетана 1759-1780 гг.), Ивано-Франковске (армяно-католический костел 1743- 1762 гг. на месте деревянного 1665 г.).

Униатская церковь (бывшая церковь Сурб Аствацацин) в ЯзловцеКстати, в Ивано-Франковске (бывшем Станиславове) хранилась другая чудотворная икона Армянской Богоматери, датируемая XVIII веком. В 1937 году здесь с участием множества верующих, примаса Польши и львовского армяно-католического архиепископа произошла коронация образа. А в 1945 году переселенцы из этого города, поляки и армяне, прибыли в Гданьск, привезя икону с собой – ныне она установлена в алтаре костела Петра и Павла и составляет главную его святыню.

Мы уезжали из Каменца с чувством не до конца исполненной миссии и огромным желанием вновь вернуться сюда для более обстоятельного изучения армянского наследия города.

Сначала наш путь пролегал на юг, в город Хотин, расположенный на берегу Днестра, к знаменитой крепости XIII-XVIII веков, где произошло немало исторических сражений. На высоком левом берегу, где река Жванчик впадает в Днестр, сохранились развалины другой крепостной твердыни. В селе Жванец, прямо на дороге, среди фруктовых деревьев мы заметили большой храм серого цвета – бывший армяно-католический костел, построенный в 1740 году на месте прежнего. Двери были заперты, вокруг никого, на территории мы не нашли ничего примечательного. И все же очевидно одно: единственный храм в центре села говорит о том, что некогда здесь жили наши соотечественники.

Лев с фасада армянского дома в ЯзловцеДалее мы отправились на северо-запад, в Тернопольскую область. Недалеко от города Бучач, свернув на юг, мы оказались в глубоком лесистом ущелье. В этом райском уголке Т. Бучацский, родоначальник польских князей Язловецких, в конце XV века построил замок и основал город Язловец. Сейчас это большое, утопающее в зелени селение. Местный житель Владимир Франкович Цьолик с гордостью сообщил, что главная улица Язловца и сейчас называется Армянской. Хотя в селе нет ни одного армянина, но в жилах многих жителей течет армянская кровь. Открыв запертые на замок двери, он показал роскошную церковь Св. Богородицы, построенную армянами в начале XVII века. С конца XIX века церковь стала греко-католической (униатской), перед ней воздвигнут памятник князю Владимиру – крестителю Руси. Под колокольней сохранилась надпись на армянском языке. Чуть ниже Армянской улицы у ручья мы сфотографировали родник-колодец, основанный, судя по надписи, неким Акопом в 1611 году и обновленный в 1787-м. Колодец был «спрятан» под строением, со стороны похожим на погреб. Нам продемонстрировали также гипсовую львиную фигуру и камни с порталов бывших армянских домов, которые жители села по сей день раскапывают в своих огородах. За селом на холме расположены старое кладбище с надгробными плитами XVII века и армянская часовня, построенная в романо-готическом стиле. Владимир Франкович поделился своими реликвиями, которые он свято хранит, – картами, ксерокопиями и фотографиями, связанными с Язловцом и его историей. На одной из фотографий мы узнали французского историка и арменоведа Клода Мутафяна, также побывавшего в этих краях с исследовательской экспедицией.
 

Армянская улица Язловца Бережаны. Армяно-католический костел

Армянская улица Бережан
 

По пути во Львов, в 60 км к западу от Тернополя, мы посетили небольшой исторический городок Бережаны. Здесь много костелов и церквей, старинная ратуша, замок на горе и памятник Христу на центральной площади. Одна из главных улиц старого города, застроенная частными домами, носит название Армянской, свидетельствуя о существовании в прошлом и здесь армянской колонии. Указатели в разных местах города направляли нас к армяно-католическому костелу 1764 года, который, к сожалению, был закрыт.

Конечным пунктом нашего маршрута стал красавец Львов, по праву считающийся столицей Западной Украины. Армянский кафедральный собор Львова – старейший (построен в 1363 г.) из сохранившихся до наших дней храмов города. На почетном месте в драгоценном окладе одна из знаменитых икон Армянской Божьей Матери из Каменца. Сейчас во Львове проживают более трех тысяч армян. В каждый наш приезд мы встречаемся с отцом Тер-Тадевосом, настоятелем армянского собора. Повстречались и на этот раз, поговорили о церковных делах, о том о сем... Вот уже 7 лет отец Тер-Тадевос почти в одиночку делает все возможное для сохранения армянских традиций и национального духа на львовской земле.

История армянства Львова и Галиции – это большая самостоятельная тема, нет смысла затрагивать ее в нескольких предложениях. Мы планируем рассказать о ней в будущем году.
 

Интерьер армянского кафедрального собора Львова (слева – икона Армянской Божьей Матери из Каменца)

 

ИЗ КАМЕНЕЦКОЙ ХРОНИКИ

Из привилея 1469 года известно, что староста, который стоял во главе армян, имел право юрисдикции в общине в «делах больших и малых», а на его приговоры можно было подавать апелляции «в замок или королевский суд». Этот привилей также давал право армянам заниматься разными ремеслами, освобождал общину от работы на королевских мельницах.

1443 – Подтверждение привилегий армянам Каменца польским королем Владиславом III.

С учетом пограничного положения Каменца в 1496 году король Ян Альбрехт подтвердил каменецким армянам все прежние льготы, позволив им судиться собственным правом, посредством своих же войтов во всех делах, не обращаясь ни в какой земский или городовой суд. В 1502 году король Александр на сейме в Кракове подтвердил все привилегии армян. То же сделали Сигизмунд I в 1507 году, Сигизмунд Август – в 1548 году на сейме в Петркове, в 1574 году – претендент на престол Генрих Валуа, в 1576 году – Стефан Баторий.

1519 – В связи с юридическим спором между львовской армянской общиной и городскими властями по приказу польского короля Сигизмунда I на латинский язык переведен Судебник Мхитара Гоша. Он утвержден королем и сеймом под названием «Армянский статут» для использования армянскими общинами Львова и Каменца во внутреннем самоуправлении (во Львове использовался до 1784 г.).

1575 – При разорении Каменца крымскими татарами большой урон терпит местная армянская община.

1580-е – Построена колокольня церкви Сурб Никогайос.

1591-1597 – Строительство нового здания церкви Сурб Аствацацин.

1594 – Король Сигизмунд III сравнял город Каменец в правах, привилегиях и вольностях с городом Львовом.

При армянской церкви Сурб Никогайос с середины XVI века существовала школа. Здание школы сгорело во время пожара 1602 года, но уже через два года армяне построили для школы два новых деревянных здания.

1604 – Во время пожара сгорела армянская ратуша. Король Сигизмунд III, согласно просьбе армян, позволил им выстроить новую, каменную, исключительно для размещения в ней собственного суда.

1606 – Иллюстрированное Четвероевангелие художника Газара Токатеци из Каменца (собрание венских мхитаристов № 97).

1614 – Армяне собственными средствами построили каменную больницу для бедных, но, не имея возможности содержать ее, обратились к милости короля Сигизмунда III, который повелел, чтобы каждый армянин, ведущий торговлю, при выезде из города или при возвращении из Турции платил по 3 польских гроша на больницу, чтобы каждый резник армянский платил для той же надобности по 2 гроша от зарезанной им большой и один грош от малой скотины, наконец, чтобы от каждой, провозимой через русскую браму, фуры дров бралось для той же цели по одному полену.

1627 – Смерть соправителя католикоса Мелкисета в Каменце.

1629 – В армянском скриптории Каменца выполнены иллюстрации к киликийскому Тетраевангелию 1378 года (собрание венских мхитаристов № 272).

1633 – Перестроена колокольня церкви Сурб Никогайос.

В царствование Владислава IV на варшавском сейме 1638 года постановлено, чтобы каменецкие мещане доставляли на торговую площадь воду «под опасением взыскания 2 000 червонных злотых». Всю сумму внес каменецкий армянин Нерсес, возможно, на эти средства и был построен колодец на Ратушной площади.

1698 – Ковер, изготовленный армянскими мастерами Каменца, преподнесен во Львове королю Речи Посполитой.

1699 – После освобождения Каменца и остальной Подолии от турок-османов сюда частично возвращаются армяне, переселившиеся из города в начале 70-х годов. Возобновляет работу армянский магистрат, вновь открываются армянские церкви.

1790 – Власти Речи Посполитой ликвидировали армянское местное самоуправление в Каменце.
 

Авторы статьи выражают благодарность архитектору и искусствоведу Яцеку Хшонщевски (Краков), сотруднице Национального историко-архитектурного заповедника «Каменец» Елене Вильчинской и каменецкому краеведу Сергею Трубчанинову за информацию и ряд фотоматериалов.

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>