вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Решать нам" - Карен АГЕКЯН, Рачья АРЗУМАНЯН

28.06.2009 Карен Агекян, Рачья Арзуманян Статья опубликована в номере №5 (20).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Последние события на Кавказе, помимо прочего, привели к резкому ускорению всех процессов в регионе. События, которые при недавних темпах разворачивались бы в течение нескольких лет, сейчас вмещаются в недели и даже дни, что позволяет отчетливо разглядеть связки и корреляции. Новая динамика не оставляет участникам времени на тонкую игру, политика становится все жестче, и в этих условиях все сложнее маскировать свои истинные мотивы и поведение. Политические интересы глобальных сил и государств региона, их обслуживание конкретными организациями и отдельными «тружениками пера» – все оказалось под светом мощных юпитеров мировой Истории, направленных на Южный Кавказ. Все меньше возможности и необходимости казаться не тем, кто ты есть.
 

В октябре 2008 года ход политических событий на Кавказе и вокруг него вызвал в армянском обществе неизбежную реакцию. Оно пришло в движение, которое на расстоянии вполне могло восприниматься как хаотическое. Однако более пристальный взгляд мог различить достаточно жесткие идеологемы, о существовании которых многие в Армении и вне ее начали уже подзабывать. Речь о национальных политических ценностях, утвердившихся в качестве аксиом. Не тех, что разрабатываются в качестве «национальной идеи» академическими институтами и штатом политтехнологов на государственной службе, а тех, что рождаются в самом обществе и не нуждаются в ежедневном повторении и декларировании. При относительной стабильности они могут быть даже неразличимыми, но отчетливо проступают при нарастании опасности.

Как только стало ясно, что мы еще живы, что говорить о трупе армянской государственности и Армянского мира пока рановато, с разных сторон, наперебой, словно по команде, зазвучали голоса армянских «тружеников пера» и «столпов» политической мысли. Голоса, полные издевки и сарказма. Вот цитаты, взятые наугад:

«Политикум постсоветской Армении переживает очередной «большой греческий переполох».

«…существует формат внутриармянской паники, возникающей по самым разным поводам, иногда безумным – этакая перманентная буря в стакане воды, которая никогда не кончается».

Некоторые из этих «экспертов-сатириков» пытаются изобразить упомянутую «панику» как маргинальное явление: «Уже упомянутые профессионально истеричные политологи привычно пустились в шахсей–вахсей…»

Другие, наоборот, пытаются представить все общество зараженным паническим вирусом: «Армянское общество хочет бояться и быть неуверенным. Существует некий запрос на неуверенность, боязнь, панику, некая установка на потери».

После слова «паника» чаще всего используется слово «истерика». Но самим критикам далеко до спокойного и рассудительного анализа. В строках, вышедших из-под их пера, столько раздражения, что именно эти выплески в первую очередь выглядят истеричными. В чем же мы с вами провинились перед нашими уважаемыми «экспертами»? Обеспокоенностью за судьбу Арцаха? Значит, повода не было ровным счетом никакого? Никто не выступал ни с какими региональными инициативами? Не делал никаких недвусмысленных, удивительных по откровенности заявлений? Возможно, авторам, раздраженным армянской «бурей в стакане воды», ведомы все тайны мировой политики, возможно, их осведомленность или аналитические способности не знают границ. Видимо, именно это позволяет им брезгливо морщиться от нашей «пустой суеты» и учить нас азам политического «хорошего тона»: «Когда политик говорит, надо слушать прежде всего не то, что он сказал, а то, где он это сказал, в какой момент, кому и с какой целью».

Допустим, в самом деле отсутствовал бы повод для волнений. Ну и ладно – проявила в кои веки часть армянского общества свою гражданскую патриотическую позицию. Что плохого-то? Или армянам даже беспокоиться ни о чем не положено? Пусть кушают хаш, проверяют уроки у своих детей, а беспокоиться, думать и решать за них есть кому?

Плохо все, что может взять на вооружение оппозиция? «Армянские оппозиционеры пытаются доказать, что Серж Саргсян собирается сдавать Карабах, бакинские пропагандисты утверждают, что Ереван готов смириться с поражением, а турецкие лоббисты в Москве заверяют, что Кремль больше не доверяет Армении. Интересы упомянутых трех групп во многом сходятся. Быть может, именно этим следует объяснить то, что средства массовой информации, обслуживающие армянских оппозиционеров, бакинских правителей и турецких лоббистов, активно цитируют друг друга и раскручивают подброшенные друг другом «утки».

Но позвольте, не надо смешивать разные вещи. Лидер оппозиции пытается использовать момент и предстать главным патриотом Арцаха? Это его личное дело. Если он завтра процитирует Евангелие и поцелует армянский «ерагуйн», разве мы должны выбросить из своих домов Святое Писание и растоптать свое знамя? Не следует настолько раздувать значение личностей и политических сил. Что за манера объявлять каждое самостоятельное шевеление общества признаком какой-то «цветной ориентации» – оранжевой, розовой или голубой? Кому, зачем и во имя чего необходимо красить в «цвета», приписывать к «лагерям» тех, кто самостоятельно, без команды и позволения, беспокоится за страну, кто просто патриот Армении, кто не «про» и не «анти» чего-нибудь или кого-нибудь другого?


В любом случае активные проявления общественного патриотизма не осложнят, а только помогут власти удержать позиции на сложных переговорах. На противоположной стороне мы имеем общество, никогда не скрывавшее своей антиармянской консолидации. И в этой ситуации армянскому обществу даже не предлагается, а навязывается идеал растительного существования, оторванного от политических треволнений. Мол, «там» есть кому распоряжаться армянской судьбой.

Но ведь такой «живой труп» подорвет все усилия армянской государственности достичь приемлемого для армянского народа мира. Поставьте себя на место посредников: в азербайджанском обществе никакого «люфта» для уступок, а с нашей стороны? Тишь да гладь, никакой «паники», безмолвный и спокойный сплав бревен по течению?

Отдать «освобожденные территории», точнее, возвращенные кровью солдата и потом труженика армянские земли, неотъемлемую часть родины, закрепленную за армянской государственностью в Конституции НКР? Забыть о Северном Арцахе, согласиться с появлением зомбированных ненавистью ко всему армянскому азербайджанцев на территории НКР, чуть ли не в Шуши? – «Все к лучшему в этом лучшем из миров!» Пойти на максимум реальных уступок в обмен на бумажку и непонятный референдум, который будет организован по каким угодно правилам и неизвестно когда? – «Барин приедет, барин рассудит». Правители такого народа в самом деле должны как можно быстрее подписать любой документ и положиться на гуманность человечества.

Но, к счастью, у нас другой народ. Те выводы, которые поспешили сделать за рубежом после мартовских событий, оказались, мягко говоря, преждевременными. Сегодняшние голоса, остерегающие проектировщиков соглашения за счет армян, – это не паника и не буря в стакане воды. Это слабое предвестие настоящей бури.

И даже если кому-то покажется, что армянам удалось заморочить голову и нужный результат уже в кармане, эти господа получат в ближайшем будущем большую головную боль. Еще немного давления – и запустятся адекватные мобилизационные процессы Армянского мира. Именно его частью и достоянием является Арцах. Именно весь Армянский мир взял на себя ответственность за судьбу Арцаха. Даже если случится невероятное и на самих арцахцев найдет временное помрачение, – коллективная воля Армянства перейдет в проявленное состояние и не допустит даже символического крена в опасную сторону. Любой такой крен окажется для всех нас фатальным и закономерно приведет не только к полной потере Арцаха, но и к падению Армянского мира на новом взлете. «Если мы потеряем Арцах, это станет последней страницей армянской истории». Слова Монте Мелконяна были и будут верны всегда.

Ни у кого не должно остаться сомнений в четком понимании армянским народом своих жизненных интересов и целей, среди которых, безусловно, и безопасность сегодняшнего Арцаха. НКР в существующих границах – это политическая реальность XXI века, а не предмет торга. Центры силы, которые участвуют в выстраивании новой системы безопасности Южного Кавказа, должны понять, что нынешние реалии должны быть либо приняты, либо изменены через войну со всем армянским народом.

Мир входит в новую «неполиткорректную» эпоху, закрывая не только советский, но и постсоветский период развития. В этих условиях попытки политиков и стран апеллировать к советскому наследию, ставшему частью истории, просто неуместны. Армянский народ не собирается вступать в новые времена ослабленным территориальными уступками, с надломленными национальными духом и волей.

Армянский мир не ближневосточная или кавказская «этно-корпорация», не «сервис-центр», имеющий «филиалы» и «представительства» по всему земному шару, и тем более не «фирма» под вывеской «РА», для которой в первую очередь важны оснащенность компьютерами и доступ к «трубе». Это цивилизация с тысячелетней культурой и историей, это самобытная реальность с огромной волей к жизни и огромным ресурсом для рывка вперед. Поведение, мотивы, многообразие Армянского мира невозможно свести к законам и логике бизнес-процессов, даже самого сложного из них.

Действия и шаги Армянства диктуют не вопросы оптимизации «менеджмента» и повышения эффективности работы «офиса», а Армянская Земля, являющаяся абсолютной, непререкаемой и вечной ценностью высшего порядка. Это делает бессмысленными любые вопросы и дискуссии о судьбе армянских земель, контролируемых армянской государственностью.

Лозунг «Ни пяди земли» родился не в зарубежных офисах и мозговых трестах и не в среде циничных политиканов, озабоченных исключительно борьбой за власть. Этот лозунг – основа и цель, но ни в коем случае не инструмент и средство. Он не имеет ничего общего ни с внутриполитической борьбой в армянском государстве, ни с грызней между сторонниками той или иной ориентации.

Это убеждение нации – части общества, готовой отвечать за свои слова. Кто-то из политиков, конечно, может ориентироваться на другую его часть, которую интересует лишь собственное бытовое благополучие на ближайший отрезок времени. Но при опоре на эту массу частных лиц армянского происхождения невозможно не только процветание, но даже символическое сохранение государства.

НИ ПЯДИ ЗЕМЛИ.

Никакие соображения политической и экономической целесообразности, никакая Realpolitik, никакие дивиденды от бредовых или реальных прожектов перекройки региона не могут поставить под сомнение вневременную действенность этой всеобязывающей, основополагающей и непреходящей истины Армянского мира.

 

Рачья Арзуманян
Карен Агекян

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>