вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Потребность в масштабном видении"

28.06.2009 Статья опубликована в номере №5 (20).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

По приглашению из Еревана мы приняли участие в сентябрьской общеармянской конференции руководителей СМИ, организованной Союзом журналистов Армении. Хочется поделиться с читателями своими впечатлениями от этого форума. В отношении организационной стороны дела они, безусловно, позитивные – принимающая сторона провела все на должном уровне. Есть и другие впечатления: их нельзя назвать негативными – они скорее стали поводом для размышлений.

С первого дня в фойе "Дома творчества" в Цахкадзоре были выставлены образцы газет и журналов, привезенные участниками конференции. Представлена была главным образом армяноязычная пресса (это относилось и к самим участникам), хотя на глаза попадалась и такая экзотика, как армянский журнал на фарси. И все же главным и первым впечатлением было впечатление бедности. И дело вовсе не в отсутствии яркого "глянца", а в качестве самой верстки, которое бросалось в глаза. Верстка издания – первый внешний признак соответствия его уровня современным требованиям.

Конечно, мы в редакции "АНИВ" имели представление о самых разных периодических изданиях Спюрка. Но ценность подобных форумов в том, что они позволяют увидеть ситуацию в целом – сразу и наглядно.

Знакомство с содержанием полутора десятка газет и журналов подряд только усиливает первоначальное впечатление от диаспорной прессы. При большом числе наименований материалы в целом можно разделить на три большие группы: первая – дайджест новостей из Армении и новостей, с нею связанных, вторая – дайджест событий в Спюрке вообще, третья – материалы, посвященные жизни конкретной общины. Казалось бы, вполне оправданная тематика. Но, с другой стороны, разве удивительно, что число подписчиков падает, а средний читатель становится все старше? Дайджест новостей молодежь может найти в Интернете, общественная, культурная и спортивная жизнь местной общины чаще находит себе место на печатных страницах по "факту существования", а не по критериям уровня, качества. Не хватает самостоятельного осмысления событий и тенденций в мире, глубокого и содержательного разговора о таких фундаментальных проблемах Армянства, как идентичность, ассимиляция, современность и традиция в армянской культуре, национальные символы, общие цели Армянства и способы их решения и т.д. Не хватает профессионального изобразительного ряда и вообще понимания того, что периодическое издание должно иметь некоторую эстетическую компоненту, иначе оно не будет активно востребовано как товар.

Несмотря на важный и актуальный девиз конференции «С нашей идентичностью вместе с миром» большинство из выступлений на форуме сводилось к отчету о существующем положении вещей, сетованиям на тяжелую долю армянского журналиста и издателя. Редко удавалось услышать многосторонний анализ ситуации, ее тенденций, выход за рамки журналистских проблем и обсуждение более фундаментальных вопросов. Виной тому не столько организаторы конференции, не столько даже сами участники, сколько сегодняшний день Спюрка, озабоченного не развитием, а в лучшем случае сохранением существующего уровня армянской жизни в общинах, который неуклонно размывается и подвергается эрозии. В той мере, в какой знакомишься с реальной жизнью Спюрка даже в самых многочисленных и активных общинах, понимаешь, насколько завышены представления о его политическом, экономическом, образовательном и прочем потенциале. Обо всем, кроме патриотизма определенной его части и готовности бескорыстно работать ради своего народа.

На форуме проявилась и такая существенная черта Спюрка, как политическая и идеологическая лояльность стране проживания. В этом, вообще говоря, нет ничего плохого – гражданин государства обязан быть лояльным ему, если не подвергается дискриминации. Но когда связь большинства диаспорных армян с Арменией и Армянством существует прежде всего в культурной плоскости, подобная лояльность неизбежно ведет к принципиальным противоречиям в идеологии и интересах таких общин, как российская, иранская, американская, французская, грузинская. Например, Грузию на форуме представлял советник президента Саакашвили Ван Байбурт с супругой и теми, кого он отобрал для поездки в Армению. В своем пространном выступлении он называл Джавахк «Джавахети», используя официальное грузинское наименование региона, однако при этом почему-то не распространял свою политкорректность на всю Грузию, называя ее армянским словом «Врастан», а не грузинским «Сакартвело». Впрочем, большая часть его речи была посвящена не жизни армян в сегодняшней Грузии, а агитации в пользу грузинской версии причин и хода августовской войны. При крайне сжатых сроках конференции это выглядело, мягко говоря, неоправданным расточительством времени. Что касается других, привезенных Байбуртом, «армянских журналистов» из Грузии, они держались особняком и вступать в контакты не стремились. Мы попытались вступить в разговор с одним из них – батумским армянином, который представлял тамошнюю армянскую русскоязычную газету, не издающуюся уже несколько лет. В ответ на вопрос о проблемах общины – вполне естественный вопрос, который мы задавали армянам из разных стран – он кратко и очень сухо ответил, что главная задача армян Грузии – поскорее интегрироваться в грузинское общество в качестве граждан страны. Дело было не в сути сказанного, а в форме, тоне, из которых следовало, что ответ исчерпывающий и тема закрыта.

Возвращаясь к общему вопросу политико-идеологической лояльности стране проживания, стоит выделить ту часть Спюрка, которая входит в состав армянских политических партий. Можно не соглашаться с программами, целями, задачами и методами работы этих партий, но нельзя не признать здесь наличие той необходимой составляющей, без которой армянская общественная деятельность становится просто неким хобби граждан разных стран. Партийная и поддерживаемая партиями пресса, как правило, отличается в лучшую сторону на общем фоне – не только потому, что имеет гораздо более серьезный материальный фундамент, но и потому, что имеет некоторую политическую идеологию, кроме пассивного армяносохранения, в рамках которого время остановилось.


Отрадно, что при всей своей занятости с нами нашел время встретиться премьер-министр Республики Армения Тигран Саркисян. В его выступлении отсутствовали и пустая риторика, и обтекаемые формулировки, оно оказалось очень конкретным и концептуально насыщенным. В частности, премьер перечислил ключевые характеристики современной эпохи:

«Первое: Мир стремительно меняется. Эти изменения представляют собой серьезный вызов для армянского государства и нашей нации. Сегодняшний мир делится не столько на государства, сколько на цивилизации, конфликты происходят не столько между государствами, сколько между цивилизациями. События в Грузии создали новую реальность, требуется прояснить наши позиции, наши взаимоотношения с главными действующими силами и выяснить нашу роль.

Второе: Мир быстро уменьшается. Двадцать лет назад Лос-Анджелес был очень далек от нас, а теперь очень близок, тамошняя диаспора участвует в нашей повседневной жизни, как и общины в России. В уменьшившимся мире мы подвергаемся внешним воздействиям, но одновременно имеем исключительно благоприятную возможность для многократного умножения потенциала нации.

Третье: В современном мире важнейшее значение приобретает уже не производство товаров, а производство знаний. Борьба между цивилизациями – это борьба между нациями, обладающими способностями к такому производству знаний. Победит нация, которая имеет общество, базирующееся на знаниях, и такую же экономику. Если мы не создадим то и другое, то потерпим поражение.

Четвертое: В современном глобализирующемся мире все актуальнее становятся национальная проблема, проблема идентичности. Сотни наций подвергаются ассимиляции, каждую неделю исчезает один из языков. Необходимо задаться вопросом: сохраняем ли мы свой образ? Представляем ли мы себя в рамках того или иного цивилизационного движения или же имеем смелость сказать, что Армянство – это самостоятельная цивилизация, она не должна рассматриваться в рамках цивилизаций Запада или Востока…»

Хочется сразу прокомментировать это чрезвычайно важное заявление именно потому, что оно прозвучало не случайно, есть много оснований для того, чтобы считать его программным. Понятия «Армянского мира», «Армянской цивилизации» господин Саркисян употреблял и до своего назначения главой правительства, на них он, как нам кажется, основывает свое концептуальное видение места Армении в историческом времени и нынешнем пространстве. Эти действительно важнейшие понятия уже не раз встречались читателям и на страницах нашего журнала, однако они все же оставались на периферии внимания общества. Слава Богу, настало время, когда они звучат из уст высоких государственных мужей.

Продолжим наш пересказ выступления премьера:

«Пятое: в современном мире возрастает роль личности. Мы ставим себе целью создать в Армянском государстве и Армянском мире наилучшее поле осуществления индивидуальных свобод. Общество, базирующееся на знаниях, означает думающего человека, который имеет возможность реализовать свои права и свободы.

Сегодняшний мир представляет собой серьезный вызов для малых наций. Им нужно заботиться не только о физическом выживании, но и о сохранении своего образа. И развиваться с той же скоростью, что и меняющийся мир».

Вот еще одно очень важное, на наш взгляд, положение: время течет все стремительнее, и сохранять свой образ можно только через движение с той же или даже более высокой скоростью. Как только мы притормаживаем, мы превращаемся в препятствие на пути потока времени, и оно начинает ломать, разрушать эту преграду на своем пути.


Отвечая на вопросы участников конференции, премьер сказал, что борьбу за чистоту армянского языка каждый должен начать с себя. Нельзя все требовать от государства, нужно создать в обществе атмосферу нетерпимости к искажениям языка, проявить гражданскую позицию и гражданскую волю.

Здесь мы позволим себе высказать свою точку зрения. Безусловно, нельзя перекладывать решение всех вопросов на государство, по каждому поводу предъявлять к нему претензии, как это часто происходит в РА по застарелой привычке советских времен. Однако есть вопросы, с которыми общество никогда не справится только своими силами. Когда процесс языковой деградации набирает инерцию хода, его крайне сложно повернуть вспять или хотя бы приостановить. Если отдать дело на откуп самому обществу, язык будет и дальше болеть, деградировать и разрушаться. Для очищения нашей речи, для любых реальных изменений к лучшему требуются такие полномочия, которых иногда даже государству недостает.

Людей, которые захотят начать с себя, наберется в лучшем случае 0,1 процента населения. Собственно говоря, эти люди и сейчас осознают масштаб проблемы и стараются говорить на правильном армянском языке – он бесконечно прекрасен и есть главное достояние, унаследованное нами от прошлых поколений. Но как перейти к созданию атмосферы нетерпимости? Здесь нужен не просто толчок в масштабе государства, а ежедневная работа госструктур, научных организаций, СМИ и пр.

Например, до прихода к власти кемалистов турецкий язык ограничивался бытовой лексикой, все слова, обозначающие отвлеченные понятия, все термины из научно-технической, культурной, общественно-политической сфер были заимствованы либо из персидского и арабского, либо из европейских языков, литература и публицистика на турецком языке оставались крайне примитивными. В положительном отношении к кемалистам наш журнал никто не может заподозрить, но тут следует отдать им должное. Была проведена очень большая работа не только по государственной реформе языка, но и по «внедрению ее в массы». Учрежденное в 1932 году государством «Турецкое лингвистическое общество» создало целые пласты новой лексики, упорядочило грамматику и стилистику языка. Именно в 30-х годах XX века в результате целенаправленной политики власти турецкий стал полноценным языком, способным выполнять функции государственного. Мы же, имея очень развитой язык с богатейшими запасами любой, в том числе и научной лексики, с жемчужинами различных литературных стилей, разрушаем его, превращая в вульгарный жаргон с примесью многочисленных тюркизмов и русизмов, сдобренный словечками вроде «мерси». В реальной жизни ни один, даже очень развитой язык не может обойтись без заимствований, с одной стороны, и без вульгаризмов – с другой, но только в том случае, когда эти явления остаются маргинальными. Сегодня все с точностью до наоборот: чтобы заговорить на правильном армянском языке, большинству граждан Армении придется приложить огромные усилия.

Даже если оставить пока за скобками другие задачи: необходимость наладить в Спюрке обучение армянскому, сделав это обучение эффективным и привлекательным как для детей, так и для взрослых; ликвидацию последствий большевистской реформы и возврат к классическому месроповскому правописанию; постепенное возрождение грабара как кристально-чистой, неискаженной основы нашего языка и пр. – без государственной инициативы, государственной поддержки нереально даже просто удержать в приемлемом виде повседневный армянский язык, на котором говорят в стране. Если у нас на государственном уровне проводятся такие активные мероприятия по поддержке других языков в Армении, то поддержка чистоты армянского языка властью должна быть ежедневной и ежечасной. Прежде чем беспокоиться о владении иностранными языками и за их престиж в обществе, нужно закрыть все вопросы по родному. Для начала – ужесточить требования к СМИ, к рекламе и вывескам в городе, документации всех уровней, публичным речам государственных деятелей и чиновников, активнее осуществлять надзор и применять санкции в виде штрафов. Например, в отечественных «криминальных» сериалах степень отвратительной вульгарности жаргона, «правдоподобной» насыщенности речи неармянскими словами и выражениями превышает всякие пределы. К несчастью, эти уголовники имеют все шансы стать у части армянского общества такими же культовыми персонажами, как персонажи пресловутой «Бригады» в России. А значит, их речь станет свежим, уточненным образцом для всякого молодого человека, который захочет выглядеть «крутым» и «уверенным в себе». В вопросах языка не нужно бояться «недемократических мер» – такой «армянский» язык на телеэкране должен быть запрещен так же жестко, как откровенная порнография.


Вопросы на встрече касались и отношений с Турцией. «На основе каких ценностей должны быть урегулированы наши отношения? – вслух задался вопросом премьер-министр. – Цивилизации отличаются друг от друга пониманием справедливости. Мы можем обсуждать те вопросы, которые нас разделяют и делают врагами. Но лучше выстраивать свои отношения вокруг тех вопросов, по которым мы можем иметь общее мнение. Это даст возможность построить такое будущее, где мы сможем добрососедски сотрудничать и найти решение всех проблем». Премьер пересказал эпизод из мемуаров основателя сионизма. Желая убедить тогдашних лидеров держав в том, что создание еврейского государства в Палестине не противоречит их интересам и даже принесет пользу, Герцль проводил множество встреч. В частности, он даже контактировал в Лондоне с лидерами армянских революционеров в попытке наладить их диалог с султаном. После этой встречи Герцль сравнивает: «Удивительно – насколько наша политика была проеврейской, настолько политика армян была антитурецкой».

Премьер-министр сказал собравшимся журналистам, что мы не должны проводить политику против кого бы то ни было, мы должны проводить проармянскую политику. «Она должна вести к прогрессу нации, которой необходимо выстоять в соперничестве цивилизаций. Турки и азербайджанцы говорят, что связывают свое будущее с системой европейских ценностей. Это чрезвычайно благоприятствует нашим интересам. На пути Турции и Азербайджана в Европу должны измениться либо они, либо Европа. Естественно, мы стоим на той точке зрения, что должны произойти коренные изменения в Турции и Азербайджане. На основе сегодняшних представлений в этих странах мы не сможем прийти к единому мнению по важнейшим вопросам. Поэтому мы чрезвычайно заинтересованы в продвижении этих стран в направлении Европы и появлении у нас общих представлений о справедливости, в том числе о свободе. Стремительные изменения в мире заставляют и Турцию пересмотреть свои позиции в регионе, в том числе по отношению к Армении».

Эти важные мысли тоже хотелось бы прокомментировать. Вести политику «pro», а не «contra» – с этой аксиомой здравого политического смысла не поспоришь. Но возникает вопрос: как проармянская, то есть армянская национальная политика могла де-факто не быть антитурецкой во времена Герцля, после погромов, организованных султанским режимом, после многовекового гнета, которому подвергались армяне на своей исторической родине? Как проармянское могло не быть антитурецким после Геноцида? Или сейчас, когда Турция отказывается признать факт Геноцида и необходимость политического урегулирования этой проблемы, осуществляет блокаду и изоляцию Армении, десятилетиями ведет за государственный счет антиармянскую пропаганду? Интересно знать, как отнеслись бы политические преемники Герцля к нацистскому государству, если бы оно с некоторыми косметическими изменениями продолжало существовать в Европе? Тоже говорили бы о необходимости проеврейской, но не антигерманской политики?

Еще один вопрос возникает по поводу «европейских ценностей». Эти ценности родились не в последние десятилетия, они существуют по крайней мере несколько веков, в том числе и в политике. Но это никогда не мешало расизму, колониализму, массовым преступлениям по отношению к гражданскому населению со стороны европейских государств и наций. Даже если взять отрезок времени после окончания второй мировой войны, список получится очень длинным. Европейские ценности, безусловно, существуют, но при необходимости их очень часто откладывали в сторону, продолжая провозглашать на словах. Разве в США отказались от этих ценностей, принимая решение об атомной бомбардировке Хиросимы? На основе каких ценностей Европа отказывает народу Нагорного Карабаха/Арцаха в праве на свободное самоопределение и идет на нарушение всех мыслимых и немыслимых международных норм, дабы предоставить это право албанцам Косово? Что касается Турции, она взяла окончательный курс на Европу и европейские ценности с момента прихода к власти кемалистов и провозглашения республики. Но это ничуть не помешало и теперь не мешает преступной политике кемалистского режима против национальных меньшинств. Это не помешало и теперь не мешает Европе, США и России с их общими ценностями активно сотрудничать по всем вопросам с государством, отрицающим Геноцид, принявшим ультранационализм в качестве главной и единственной идеологии.

По мнению редакции журнала «АНИВ», есть давний и фундаментальный недостаток нашей национальной политики: формулируются цели и одновременно констатируется принципиальная нехватка собственного потенциала для их достижения. Отсюда вытекают два варианта действий: либо ставка на ту или иную мировую силу, либо realpolitik и попытки съежиться в своих политических целях и задачах в соответствии с собственной оценкой реального армянского потенциала. Обе стратегии абсолютно проигрышные. Выигрышные стратегии появятся только тогда, когда мы решим задачу мобилизации Армянства и включения его потенциала для начала хотя бы процентов на 30.

Новому руководству РА будет очень непросто вести принципиальную внешнюю политику. Ведь успех политической линии на региональное примирение в нашем случае может обеспечить только позиция силы при консолидированном и мобилизованном обществе. В противном случае все сведется к односторонним уступкам под внешним давлением при смехотворных бумажных гарантиях. Ожидаемых дивидендов такая realpolitik не принесет, даже если армянской государственности в результате удастся уцелеть и сохранить некоторые атрибуты независимости. Она не приведет к тому, что РА станет для региона финансовым или инновационным центром, и экономика, ориентированная на знания, здесь не расцветет. Просто-напросто армяне станут гораздо активнее ездить на заработки в Турцию и далее на Ближний Восток, турецкие товары будут преобладать на прилавках страны. При неизбежности в таком случае дальнейшего расцвета в обществе потребительской психологии индивидуализма РА будет уготована судьба мало кому интересной окраины переднеазиатской или ближневосточной цивилизации. Таким образом, главная проблема не в той политике, которую мы выберем во взаимоотношениях с Турцией или Азербайджаном, а в состоянии армянского общества.


Отвечая на вопросы по поводу общества, базирующегося на знаниях, премьер пояснил, что наш интеллектуальный потенциал не ограничивается РА, это потенциал всего Армянского мира. При попечительстве Президента создается фонд «Луйс», который будет спонсировать обучение армянских студентов в лучших учебных заведениях мира – студентов не только из Армении, но также из Спюрка. При этом бессмысленно брать у них обязательство приехать в Армению и работать на государство. Это должно стать плодом свободного выбора, основанного на любви к своему народу.

Со следующего года в два раза увеличивается количество учителей из Спюрка, проходящих переподготовку в Армении. Будет создан виртуальный армянский университет, чтобы любой армянин мог удовлетворить свои образовательные потребности. Принято очень ответственное решение о создании министерства Спюрка, будут приниматься меры к поощрению репатриации армян, особенно из неблагополучных регионов мира, тем более что сегодня в Армении есть спрос на рабочую силу.

Общее впечатление от встречи – в лице Тиграна Саркисяна мы видим государственного деятеля с масштабным видением мира и Армении в этом мире. Свое «особое мнение» по некоторым вопросам мы здесь высказали – при всех его отличиях от идей премьер-министра мы искренне желаем успеха ему лично и возглавляемому им правительству нашей Родины.


– Это уже второй по счету общеармянский форум руководителей прессы, который проводит Союз журналистов Армении, – рассказала председатель Союза Астхик Геворгян. – Предыдущий готовился второпях, его провели в узком составе, и можно сказать, он не вполне достиг своей цели. Этот форум стал гораздо более представительным. Вопрос уже достаточно созрел, и все поняли, что мы ничего не добьемся, если будем работать изолированно друг от друга.

Всего приехали журналисты из 14 стран, я очень рада, что в форуме смогли участвовать и представители региональной прессы из различных марзов Армении. Это очень важно, потому что жители регионов оторваны от центра, и создается впечатление, что Армения – это только Ереван. Люди в марзах не имеют возможности покупать газеты и постепенно утрачивают потребность в прессе. Поэтому Союз журналистов делает все, чтобы там сохранились газеты, ведь при отсутствии рекламы и спонсорской помощи они находятся в очень тяжелом финансовом положении и работают практически на энтузиазме. Если в советское время региональные газеты выходили по 2-3 раза в неделю, то сейчас они выходят 1-2 раза в месяц. Это уже не газета, газета должна своевременно давать информацию о событиях в жизни страны и региона.

Сегодня главные средства массовой информации – это, конечно, электронные СМИ и телевидение. Они оперативней представляют последние новости, поэтому печать должна переориентироваться, уделять больше внимания не столько текущим новостям, сколько серьезным проблемам. Мы старались обсудить эти вопросы на форуме, о чем свидетельствовал и его девиз. Мы решили не ждать очередного форума в следующем году – нужно постоянное сотрудничество ради сохранения национальных ценностей.

Очень важен вопрос кадров. Необходимы средства не только на обучение и переподготовку учителей Спюрка, но и на повышение квалификации молодых журналистов из диаспоры. Они могут проходить обучение и на факультете журналистики, и в редакциях, и у нас, в Союзе журналистов.

– Возможно, имеет смысл как-то централизовать работу, чтобы пресса Спюрка могла пользоваться серьезными, квалифицированно написанными аналитическими материалами? Наладить сотрудничество армянских специалистов по экономике, социологии, политологии, истории, культуре, психологии, создать дискуссионную площадку, базу данных, библиотеку свежей аналитики – виртуальный и общедоступный ресурс, откуда даже самые финансово и организационно слабые газеты при небольших общинах могли бы черпать актуальный интеллектуальный продукт.

– Полностью согласна с Вами. Действительно, газеты в Спюрке иногда издаются случайными людьми, быстро закрываются. Нет рекламы, нет рынка, который приносит сегодня основной доход для СМИ. В Спюрке очень мало газет, имеющих долгую историю, таких как, например, «Аспарез», которая как раз отмечает свое столетие. Нынешний министр по делам Спюрка г-жа Акопян считает очень важным издавать сегодня в Армении газету для всего Спюрка. И в редакционном совете, и среди авторов должны быть люди не только из Армении, но и из различных общин. Мы, в Союзе журналистов хотим при содействии министерства Спюрка создать Центр «Родина – Спюрк».

Продолжение следует

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>