вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Парижанка с армянским акцентом/Армянка с парижским шармом" - интервью с Ниной ХЕМЧЯН

28.06.2009 Белла Шахназарян Статья опубликована в номере №5 (20).
Комментариев:0 Средняя оценка:5/5

Нина ХемчянПариж всегда привлекал людей искусства с разных концов света. В квартале Сен-Жермен, знаменитом своими художественными галереями, джазовыми клубами и кафе, в GALERIE de BUCI недавно проходил вернисаж работ Нины Хемчян. которая уже 16 лет живет и работает в Париже. Выставка называлась "Perle rare" ("Редкая жемчужина"). Здесь же, в галерее, я взяла у нее интервью.


Беседу ведет Белла ШАХНАЗАРЯН


Нина, расскажите, как и где Вы начали свой творческий путь?

– Я рисую с детства. После кончания факультета дизайна ереванского Художественно-театрального института участвовала в выставках. Продолжила учебу в Париже в  Ecole Nationale des Arts appliques et metiers d'arts (Национальная Школа прикладных искусств. – Прим. ред.), одновременно представляя свои работы публике в парижских галереях.

Анаит, 2007

Как получилось, что Вы, окончив факультет дизайна, занялись скульптурой? И почему именно керамика?

– Я люблю и форму, и рисунок. Глина очень гибкий материал. Мне нравятся ее мягкость и запах. В керамике соединяются вода, глина и огонь. Здесь я могу объединить в одно целое мои мысли, объем и рисунок, тем самым получая графические скульптуры.


Поговорим о Ваших необычных работах. Скульптуры последней серии представляют собой расписанные сферы. В ранних работах Вы использовали также другие формы. Стала ли сфера окончанием Ваших поисков?

– Первые мои работы – это фигуративные скульптуры. Тогда меня больше волновало сочетание моих персонажей с геометрическими формами: квадратами, треугольниками, кругами. Со временем я из всех этих форм почувствовала шар, как более родную. Сфера – очень добрая форма, она для меня символизирует нашу Вселенную. Я могу выражaть свои мысли и чувства посредством рисунка, окутывающего шар. Если в первых работах мои персонажи были поставлены в определенные ситуации и ситуация управляла ими, то сейчас те же персонажи, обвивая шар, диктуют свое настроение и становятся хозяевами ситуации. Станет ли сфера окончательной формой моих поисков? Во-первых, я ее не создавала, я удочерила ее. Во-вторыx, в данном случае поиск для меня заключается не в форме, а в концепции и смысле работы. Рисунок, нанесенный на сферу, выходит за пределы рамок, которыми он ограничен на листе бумаги. Нет ни начала, ни конца. Он приобретает Бесконечность.

Эдем, 2007 Редкая жемчужина, 2007 Офелия, 2007


Нина ХемчянОткуда берут свои истоки ваши персонажи? Здесь и строгие взгляды античных персонажей, и плавность линий индийского искусства...

– Мои персонажи берут свои истоки из жизни. А наша жизнь – это переживания, ожидания, надежда, любовь. Мы ведь в cвоих настроениях разные: приобретаем то гибкость и строгость, то мягкость и устойчивость, то легкость и силу, каждый со своим знанием прошлого. Настроение – это мгновение настоящего и знание прошлого. А как без прошлого? Этот багаж сопровождает каждого из нас и проявляется в каждом настроении по-своему. Без знания прошлого мы не сушествуем. В нашем поведении мы повторяем жесты, взгляды наших родителей. Так же и мои персонажи – у каждого свое настроение. Они приобретают античную строгость, изящество индийского искусства, доброту армянской миниатюры, при этом не теряя своей индивидуальности. Это же их предки.


Портрет Нины Хемчян, написанный Жансемон на пригласительном билете его выставки "Лица" (январь 2007)Ваша последняя серия работ называется "Perle Rare" – "Редкая жемчужина". Какой Вы вкладываете смысл в это название?

– Для меня это то, о чем мечтают, и то, что сбывается. Что становится редкой жемчужиной навсегда. Найти ее непросто, но она есть. Редкая жемчужина есть для каждого, но не всем дано ее увидеть. Многие проходят мимо, а кто-то, найдя ее, умеет отличить ее от всего обыденного. Тот, кто ее нашел, может стать императором, магом или просто cчастливым человеком. И еще ее нужно суметь сохранить.


Весы, 2007А Вы нашли свою редкую жемчужину? 

– Я собираю жемчужное ожерелье. Моих жемчужин все больше и больше, но оно еще не полное (улыбается).

Вы творите для себя или для других?

– Изначально я работаю для себя, потому что не могу представить свою жизнь без этого. Но без взгляда со стороны моя работа теряет смысл. Поэтому, мне кажется, я работаю для себя и для других одновременно.

Вы считаете себя армянским скульптором?

– Для меня это непонятное сочетание слов. Я просто скульптор.

А в каком порядке Вы бы поставили эти слова, чтоб охарактеризовать себя: армянка, женщина, скульптор...

– Интересный вопрос. Зависит от жизненной ситуации и настроения: иногда это армянка, женщина, скульптор, иногда женщина, скульптор, армянка, а иногда скульптор, армянка, женщина.

Бывает ли так, что Вы дарите друзьям свои работы?

– Конечно, дарю, на то они и друзья.


Работаете ли Вы по заказу?

– Да. Иногда это очень интересные заказы, которые придают свежесть моим работам и приводят к новым результатам.

Вам проще творить в одиночестве или для Вас важно общение в артистической среде?

– Работать я люблю в одиночестве, скорее всего, мне нужно быть наедине со своей работой. Общение с артистической средой и посещение музеев – до или после работы. А вдохновение приходит без предупреждения. Называется оно «муза».

Какие новые веяния в искусстве особо заметны во Франции?

– Наряду с современной архитектурой это концептуальное искусство (видео, фото, лэндарт, инсталляции). Тут мне вспоминается фраза "Все новое – это хорошо забытое старое". В Париже вы найдете все.

Красавицы, 2008Париж всегда считался культурной Меккой всего мира. Долго ли Вы приживались здесь, что Вам помогало, что мешало почувствовать этот город своим?

– Художники живут и работают в разных городах мира, в том числе и в Париже. Здесь есть атмосфера, которая необходима художнику. В Париже есть Париж. Он всегда был городом, где создавалось, беседывалось, любилось и дышалось. А в чем суть – это загадка Парижа. Почему Париж? Стечение обстоятельств. Конечно, пришлось адаптироваться, но недолго. Это первый и последний город из всех, которые я знаю, где я сразу почувствовала себя дома.

Кроме Парижа, Вы выставлялись в Милане, Люксембурге, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Ереване. С 2004 года у Вас постоянная коллекция в Национальном Музее искусств Еревана. Нигде не хотелось остаться и поработать, кроме как здесь, в Париже?

– На данный момент я предпочитаю работать здесь, но жизнь полна сюрпризов. Почему бы и нет… Новая атмосфера, новые люди, новые идеи. Я была бы не против.

Вы себя считаете скорее парижанкой или армянкой?

– В Париже – парижанка с армянским акцентом, а в Ереване – армянка с парижским шармом (улыбается).

Чего Вам в Ереване не хватает после Парижа?

– В Ереване мне не хватает парижской атмосферы, легкости и парижских кафе.

Есть ли у Вас любимые места в Париже?

– Как можно не иметь любимыx мест в Париже! Мои любимые места – секретные уголки города, скрытые от туристов и известные только его жителям.

 

Его Величество, 2008Афродита и Психея, 2008Вздох, 2004

Соединены на всю жизнь, 2008Встреча, 2008Несущие мудрость, 2007

Нина в день вернисажа в галерее Буки

А в Ереване?

– Любимое место в Ереване – мой дом, где я родилась. A вне Еревана – наши армянские церкви, в которых я нахожу большую гармонию.

Часто бываете в Армении? – Да, часто. Это своего рода необходимость. Наша земля меня греет и заряжает .

Кого Вы можете назвать своими "учителями", кто Вас вдохновил?

– В первую очередь хочу отметить моих первых учителей. Амаяк Бдеян – керамист от Бога. Карен Агамян – талантливейший художник, человек большого вкуса и чувства меры. Ну и, конечно, армянские миниатюры, японская керамика, мастера Эпохи Возрождения, искусство XX века.

Мои жемчуга, 2008. Его Величество, 2008Ваша семья связана с искусством?

– Мой прадедушка Aйрапет Aйрапетян был детским писателем. Помните, "дзюн е галис патил патил…" Мои родители любили рисовать. Сестра – художница.

Вас больше знают как Нину, чем как Нину Хемчян. Это осознанный выбор? он обусловлен космополитичным характером Вашего творчества или чем-то иным?

– Все намного проще, чем Вы думаете. Мою фамилию сложно произносить моей многонациональной публике. И многие настолько искажают еe (это не очень приятно), что мне удобнее подписываться именем. Моя фамилия остается Хемчян.

Спасибо, Нина. Творческих успехов Вам!

– Вам спасибо за интересную беседу!

 

Фото с выставки - Белла ШАХНАЗАРЯН

Средняя оценка:5/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>