вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Филиппины в морской торговле армян" (продолжение) - Юрий БАРСЕГОВ

28.06.2009 Юрий Барсегов Статья опубликована в номере №5 (20).
Комментариев:0 Средняя оценка:0/5

Продолжение. Начало в АНИВ № 4 (19) 2008


Случайно сохранившаяся информация, о рейсе в Манилу анонимного армянского корабля в 1712 г., показывает, что армянские купцы продолжали увязывать с Китаем свою «манильскую» торговлю «индийскими» товарами. Как сообщалось в письме, посланном 14.10.1712 Правлению компании в Лондоне, в Кантоне «находится армянский корабль», который прибыл туда в сентябре 1712 г. из Манилы «с очень большим ассортиментом товаров для покупки золота» (Records of Fort St. George. Despatches to England. 1711-1714 (Madras 1929), p. 38). В июле 1712 г. из Мадраса ушел другой корабль St. Juan, зафрахтованный армянами и несколькими местными купцами для рейса в Манилу и обратно (Records… Despatches to England. 1711-1714 (Madras 1929), рp. 94-95). По данным регистра Сент-Джорджа, 25.06.1713 из Мадраса известный уже нам корабль Santa Cruz «отплыл в Бенгал и Манилу» (Records… Diary and Consultation Book of 1713 (Madras 1929), p. 88).

В делах Совета Сент-Джорджа сохранилось письмо Жоана де Фигереду от 10.02.1714, где приводится текст доверенности Тонапа Мудиларе, которой он доверяет совладельцу корабля Marsalamani армянскому купцу Ходжа Фаносу все дела, связанные с подготовкой и осуществлением «в этом сезоне» плавания в Манилу, в том числе – совершать все сделки и распоряжаться грузом «как он сочтет наиболее выгодным для нас» (Records… Diary and Consultation Book of 1714 (Madras 1929), pp. 89-90).

В описании путешествий морского офицера Дралс де Гран-Пьера, изданном в 1718 г., автор сообщает, что находился на «армянском корабле», который в самом начале сезона, когда суда возвращались из Китая, Сиама и Филиппин на Коромандельский берег Индии, одним из первых направился к Малаккскому проливу. При подходе к восточному входу в Малаккский пролив, корабль ночью отнесло сильным течением в воды пролива, к островам, которые не были нанесены на навигационные карты. Опасаясь рифов в проливе, корабль стал на якорь в ожидании погоды. Затем, приняв наборт пострадавших от прошлогоднего кораблекрушения, продолжил свой путь (Relation de divers voyages faits dans l’Afrique, dans  1’Amerique et aux Indes Occidentales ... La Relation d’une Isle nouvellement habitée dans le détroit de Malacca en Asie, et l’Histoire de deux Princes de Golconde parle Sieur Dralse de Grand-Pierre, ci-devant Officier de Marine, Paris 1718, pp. 297-300).

Английский капитан Александр Гамильтон сообщает о своем знакомом «французском армянине», который в 1718 или 1719 г. «идя из Манилы, имел несчастье потерять свой корабль у той части побережья, которая принадлежит царю  Самбаса» – это княжество находилось на западном берегу острова Калимантан (Борнео), у морского пути на Филиппины (A new account of the East Indies being the observations and remarks of Capt. Alexander Hamilton (Pinkerton, A general collection of voyages and travels, Vol. VIII, 1811, p. 460).

В 1719 г. в связи с сообщениями о возможности войны с Испанией англичане продали португальцам и армянам корабль с грузом, подготовленным для отправки в Манилу, и те послали его в плавание из Сан-Томе «под видом индусского корабля» (Records… Despatches to England. 1719-1727 (Madras 1929), p. 6, 15).

Из числа рейсов армян в Манилу из французского сеттльмента Пондишери нам известно, в частности, об отправке корабля в 1721 г. В снаряжении этого корабля принял участие Совет Пондишери, вложив 21 000 пагод 

(Délibération du Conseil de Pondichéry, décembre 1720 et juillet 1721. Bibliothèque Nationale. Fonds Ariel 8929, f. 283).

18.06.1723 зарегистрировано отправление из Мадраса в Манилу армянского бригантина Santa Maria с капитаном Исааком Хансоном на борту (Records… Diary and Consultation Book of 1723 (Madras 1930), p. 71).

В октябре 1723 г. армянский корабль с капитаном Ходжа Ованесом отправился из Мадраса в Бомбей и Сурат для подготовки рейса в Манилу. Из Сурата в Манилу корабль должен был вести капитан Ричард Комминс. Однако «из-за смерти нокхиды (капитана) и невозможности найти другого» рейс из Сурата в Манилу не состоялся. Корабль вернулся в Мадрас для подготовки нового рейса в Манилу, но был задержан английскими властями (Records… Diary and Consultation Book of 1724 (Madras 1930), p. 88, 145). О мотивах задержки речь пойдет ниже, в связи с мерами английских колониальных властей и английской Ост-Индской компании, направленными на подавление морской торговли армян с Манилой.

О «манильской деятельности» армян в 1723-1724 гг. с участием французов и испанцев сохранились отголоски в протоколах заседания Совета в форте Сент-Джордж 27.04.1724. В этот день при рассмотрении вопросов, связанных с морской торговлей армян, отмечалось, что «армянин Ходжа Петрос недавно прибыл из Манилы» и вскоре после этого «испанцы из Манилы» переслали на французском судне 30 000 американских долларов, адресованных ему и «другому армянину». В связи с этим английские власти Мадраса обвинили армян в заключении контракта с французами на морскую перевозку своих грузов. Вдобавок их обвинили в том, что они побудили «некоего Басилио – поданного Манилы» прибыть в Мадрас и «забрать груз из этого места».

Из переписки английской Ост-Индской компании и других документов известно, что в 1724 г. англичане остановили в Мадрасе «армянский корабль, направлявшийся в Манилу» (Records…Diary and Consultation Book of 1724 (Madras 1930), p. 116)

Мотивы и цели этих акций будут рассмотрены ниже. Здесь же отметим, что решение Совета «относительно корабля, направлявшегося в Манилу» было официально объявлено армянам 02.06.1724. Между тем, как видно из письма Совета в Сент-Джордже правлению ОстИндской компании от 13.10.1724, в это время на рейде Мадраса, готовясь к рейсу в Манилу, стоял корабль, на который армяне принимали фрахтовый груз. Следовательно, в данном случае речь идет о подготовке к отправлению в Манилу второго армянского корабля.

Армянский купец-мореход Ходжа Сатур 21.03.1726 вернулся из Манилы в Мадрас на корабле Triplicane, а 19.07.1726 г. он же в качестве капитана на корабле Trivitore снова направился из Мадраса в Манилу. Ходжа Сатур, видимо, купил этот корабль, который ранее назывался Royal George и прибыл из Сурата в Мадрас 15.05.1726 с капитаном Хантером (Records… Despatches to England. 1726 (Madras 1726), pp. 29, 56, 92).

В 1727 г. по договоренности с губернатором Пондишери Ленуаром армянин Элиас снарядил маленький бригантин водоизмещением в 100 т, купленный при возвращении из Ачина и названный L’Indien. Чтобы избежать «плохого плавания», Элиас назначил отправление на 22 июля. Корабль оказался настолько перегруженным, что по пути пришлось оставить в Малакке 20 тюков. По прибытии корабля в Манилу пришлось заплатить повышенные пошлины. К счастью, Элиас правильно рассчитал время прихода в Манилу. В связи с прибытием туда корабля из Акапулько с мексиканскими пиастрами серебро на рынке было в изобилии, купцы реализовали свой товар быстро и очень выгодно. Бригантин был готов к отплытию в обратный рейс, когда один из штурманов избил на борту до смерти своего слугу – «манильского креола», и бригантин подвергся аресту. Для урегулирования конфликта капитану пришлось уплатить 400 пиастров. После двухмесячной задержки бригантин был отпущен и 13.03.1728 прибыл в Пондишери, принеся приличный доход снарядившим его купцам, несмотря на осложнения и большие расходы, которые они должны были понести (Archives de l'Inde Française, Correspondance du Conseil Supérieur de Pondichéry et de la Compagnie, Publiée avec introduction par Alfred Martineau. Tome I. 1726-1730. (Pondichéry 1920), pp. 61-62, 201-202).

Из переписки Французской компании с Высшим советом Пондишери видно, что и в последующие годы Элиас снаряжал корабли в Манилу и Ачех – княжество на северо-западном берегу острова Суматры.

В регистре форта Сент-Джордж 15.07.1728 отмечено, что из Мадраса «корабль Arcot, Ходжа Марут Джозеф, отправился в Манилу». В начале следующего года корабль вернулся из Манилы в Мадрас, о чем в регистре Сент-Джорджа 03.02.1729 г. была произведена соответствующая запись.

В эти же годы регулярные рейсы в Манилу совершал корабль, называвшийся Santa Cruz. Мы не знаем, идет ли речь об армянском корабле с таким же названием, совершавшем регулярные плавания в Манилу в 1701-1713 гг., или это был другой корабль-тезка, также связанный с армянами. Мы располагаем, в частности, рядом указаний на заключение армянскими купцами Ходжой Саркисом, Ходжой Симоном, Ходжой Григором, Ходжой Закар де Петросом и Ходжой Амир Иссадом в 1726-1732 гг. респондентных сделок в связи с рейсами этого корабля в Манилу (Records of Fort St. George. Pleadinds in the Mayor’s Court. 1731-1732 (Madras 1936), p. 71, 75-80, 84).

11.07.1729 в регистре Мадраса произведена очередная запись об отправке этого армянского корабля на Филиппины: «Santa Cruz», Ходжа Петрос (капитан), ушел в Манилу». Следующей весной корабль вернулся,о чем в регистре 31.03.1730 была сделана соответствующая отметка: «Корабль Sta Cruce, Ходжа Петрос штурман, прибыл из  Манилы».

В связи со спором в 1731 г. о фрахтовой ставке между капитаном Sta Cruce Доном Иеронимо де Итта и армянским купцом Франциско Григорио нам стало известно еще об одном рейсе этого корабля из Манилы в Мадрас (Records… Pleadings in the Mayor’s Court. 1731-1732 (Madras 1936), p. 21).

28.03.1733 в Мадрасе зарегистрировано прибытие корабля Sans Fernanda с Ходжа Суратом (Сархадом) из Манилы. Известно, что в том же 1733 г. в Манилу ходил какой-то армянский корабль, суперкарго которого остался там, видимо, для реализации груза. Мы знаем также, что с этим «армянским суперкарго» был связан Ходжа Петрос (Records… Diary and Consultation Book of I734 (Madras 1930), p. 81).

Судя по сохранившемуся дефектному отрывку записи, сделанной в форте Сент-Джордж, в Мадрас в конце февраля 1734 г. заходил какой-то армянский корабль из Манилы, хотя в данном случае не исключена также возможность того, что армяне прибыли на зафрахтованном ими корабле. Сам факт прибытия армян из Манилы в  Мадрас бесспорен: «…и армяне из Манилы сошли на берег» (Records… Fort St. David Consultations. 1734 (Madras 1934), p. 22).

Судя по всему, в сезон 1734 г. корабль St. Juan пошел в Манилу из Мадраса с армянским грузом. Англичане, которые не могли открыто торговать там, «чтобы не вызвать подозрений», послали свой груз в Манилу именно на этом корабле – «под видом армянских товаров и адресовали его армянским суперкарго» (Records… Despatches to England. 1733-1735 (Madras 1931), p. 42).

Единственный корабль, направленный англичанами в Манилу в 1735 г., «был зафрахтован главным образом туземцами и армянами (Records… Despatches to England. I736– 1740) (Madras 1931), p. 30).

В следующем 1736 г. англичане не смогли послать в Манилу ни одного корабля и армяне сами послали туда свой корабль. В письме от 29.01.1737 Совет Мадраса сообщил Правлению компании в Лондоне, что армяне совершили плавание в Манилу, направив свой корабль сперва в Порто-Ново, с тем чтобы в обход ограничениям и запретам англичан взять на борт грузы, необходимые на манильском рынке.

20.07.1737 из Мадраса в Манилу ушел корабль St. Domingo. Повел его Джеймс Мол (Records… Diary and Consultation Book of 1737 (Madras 1930), p. 113). Связь армян с этим кораблем зафиксирована в последующих отметках.

Как отмечает регистр Сент-Джорджа, из Мадраса 24.02.1738 «ушел корабль St. Domingo, Ходжа Марут Джозеф, в Манилу». Весной следующего 1739 г. этот армянский купец-судовладелец снова привел корабль из Манилы в Мадрас, о чем 01.04.1739 была сделана соответствующая запись: «Корабль Domingo, Ходжа Марут Джозеф, из Манилы».

В том же 1739 г. из Мадраса в Манилу Ходжа Марут Джозеф повел корабль Nuestra Senora del Pillare у San Francisco Xavier (Records… Diary and Consultation Book of 1739 (Madras 1930), p. 109).

Некоторые подробности об этом рейсе узнаем из искового дела мадрасского купца Мута Рассап Читти в связи с расчетами по респондентной сделке, В заявлении жалобщика, объяснительной записке ответчика и тексте респондентного соглашения между ними содержится ценная информация не только об этом конкретном рейсе, но и о некоторых сторонах финансирования морских торговых экспедиций вообще.

Истец, в частности, указывает, что в 1739 г. Ходжа Марут «собирался совершить плавание из этого порта в Манилу и обратно», и в связи с этим он, индийский купец, взял у Ходжа Марута взаймы 1 300 пагод под за лог груза, который по условиям респондентной сделки должен был следовать на корабле Ходжа Марута в его рейсе в Манилу». Для покупки различных товаров был предоставлен кредит, их погрузили на корабль для отправки в Манилу, где, согласно договору, Ходжа Марут должен был «продать или иначе распорядиться» ими от имени истца, а выручку послать ему в Мадрас на этом же или другом корабле. Не позднее 21 дня после прибытия корабля заемщик должен был выплатить Ходже Маруту капитальную сумму и респондентный процент.

По условиям респондентных сделок вообще и данного конкретного соглашения в частности, заемщик «не утруждает себя взятием риска». В пределах займа весь риск опасного плавания брал на себя заимодатель. В случае гибели судна заимодатель терял право на возмещение предоставленных им сумм, но если корабль прибывал благополучно, он возвращал капитальную сумму и получал более высокий процент, чем по обыкновенному займу. Согласно конкретному соглашению уста навливалась премия в 16 процентов. Кроме того, за счет владельца груза должны были оплачиваться комиссионные, расходы по фрахту в оба конца и пошлины. Индий ский купец, видимо, не сведущий в технике респондентных сделок, этого обстоятельства не учитывал.

В исковом заявлении отмечается, что «названный корабль прибыл благополучно в порт Манилу», а потом вернулся в Мадрас, но сам Ходжа Марут «задержался в Маниле почти на два года и девять месяцев» из-за того, что не мог продать груз, принадлежавший ему самому, его судовладельцам и партнерам по респондентным соглашениям.

Такого рода задержки не были необычным явлением. Можно упомянуть другой известный нам случай с Ходжа Петросом — «армянским суперкарго, который остался в Маниле» в 1733-1734 гг. Объяснялось это тем, что деловой «сезон» в Маниле был очень коротким». Если по погодным или каким-либо иным причинам не удавалось прибыть туда к приходу испанских галеонов из Америки или реализовать привезенные товары, надо было ждать прихода испанских галеонов через год. Обычно в таких случаях суперкарго не возвращались с обратным рейсом, а оставались в Маниле до полной реализации доставленных туда товаров. Сам Ходжа Марут объясняет причину задержки, говоря об условиях и требованиях «манильской торговли» следующее: «товары не могут продаваться в Маниле тогда, когда это заблагорассудится продавцу: товары нужно продавать в жесткие сезонные сроки и проявлять много заботы и осторожности, иначе товар пропадет» (см. текст его заявления от 17.09.1742 г.: Records… Pleadings in the Mayor’s Court, 1742-1743 (Madras 1937), p. 116).

Регистрационная запись, сделанная 28.03.1740 в форте Сент-Джордж, сообщает, что «корабль St. Thomas, Пауло де Хачик, отправился в Манилу». Позже этот судовладелец-нокхида под именем Ходжа Погос Де Хачик (в английской транскрипции Cotcheek или Catcheek) фигурирует с группой армянских купцов в документах, связанных с перевозкой грузов из Манилы на армянском корабле Jerusalem. Он, в частности, переслал из Манилы в Мадрас 13 ящиков, содержащих 39 000 долларов (Records… Diary and Consultation Book of 1742 (Madras 1931), p. 76).

Корабль Jerusalem, приняв на борт груз в Хугли на Ганге, отбыл оттуда 04.03.1741 в Манилу. Корабль был «уполномочен ходить под армянским флагом» на основании патента и паспорта, выданных Советом нагора. В качестве капитана и суперкарго корабль повел «армянин по рождению» Мельхиор Де Сент Яго, он же — Мелкомб де Акоп.

Распродав груз, предназначенный для манильского рынка, армянские купцы погрузили на корабль сахар и другие филиппинские товары, а также 88 ящиков серебра и золота, составлявших основную цель этой поездки. Из них 13 ящиков серебра и 1 ящик золота были адресованы армянам Мадраса, остальное принадлежало армянам Пондишери, куда и возвращался корабль «с целью реализовать наше сокровище и распродать наш груз». Однако в море он был захвачен английским каперским судном Tygris и доставлен в Мадрас 05.05.1742 (Records… Diary and Consultation Book of 1742 (Madras 1931), p. 82-83). Подробней на этой попытке захвата армянского торгового корабля остановимся ниже в связи с пиратством против «манильских» кораблей армян.

В регистре форта Сент-Джордж 06.07.1742 сделана следующая запись: «Отплыл в Манилу корабль Patarahemane, Ходжа Марут». Других сведений об этом корабле обнаружить не удалось. Сам Ходжа Марут нам известен, мы неоднократно встречали его в качестве судовладельца и капитана, в частности, в рейсах в Манилу в 1728, 1738, 1739 и других годах.

23.03.1748 армянские купцы Микаэл де Григорио, Джоанес Ходжа Мол, Пири де Аратун, Джекоб де Григорио, Джоанес Давид и Петрос Оскан обратились к английским властям Мадраса за разрешением послать свои товары по фрахту на французском корабле (Records… Diary and Consultation Book of 1742 (Madras 1931), p. 62). Просьба мотивировалась тем, что армянские купцы специально заготовили товары для отправки в Манилув расчете на то, что туда пойдет корабль. Поскольку в это время из Мадраса в Манилу корабль не отправлялся, армянские купцы просили разрешения на отправку заготовленного груза в Манилу на французском корабле из Пондишери.

По мнению английских властей Мадраса, просьба эта была вызвана стремлением обойти установленный ими запрет на пользование неанглийскими кораблями: «Эта петиция, как мы понимаем, вызвана желанием избавить заявителей от наказаний, которым они в противном случае могли бы подвергнуться на основе приказа, вынесенного на заседании Совета 21.07.1736 относительно перевозок грузов на иностранных судах» (Records… Diary and Consultation Book of 1742 (Madras 1931), р. 59).

Тем не менее просьбу армянских купцов решили удовлетворить, чтобы, с одной стороны, сохранить хоть какую-то долю манильской торговли, а с другой – не допустить неизбежного в таких случаях перемещения «манильских фрахтов» из Мадраса в Пондишери. Расчет был прост и вызван необходимостью: «Мы считаем, чтолучше разрешить им перевезти груз в Манилу на французском корабле, чем полностью лишиться торговли с этим портом, тем  более что в существующих условиях мы не усматриваем в этом ущерба, а скорее преимущества для Мадраса, не говоря уже о наших опасениях того, что отказ удовлетворить просьбу заявителей может побудить некоторых самых крупных отправителей грузов в Манилу переменить свою резиденцию, чего, конечно, нельзя допустить, ибо многие из них ведут большую торговлю отсюда с другими портами Индии, что дает значительные поступления от таможенных пошлин» (Records… Diary and Consultation Book of 1742 (Madras 1931), p 59; см также H. Dodwell, A Calendar of the Madras Records. 1740-1744. Madras 1917, № 105, p. 256).

Англичане не ошиблись в расчетах, и в форте Сен-Джорджа в 1742 г. отмечено даже повышение взысканных пошлин: «Указанное повышение, – говорится в документе, – объясняется главным образом тем, что армянам было разрешено отправить по фрахту на корабле из Пондишери изготовленные для манильского рынка рисованные изделия и тонкие хлопчатобумажные ткани – камба» (Records… Diary and Consultation Book of 1742 (Madras 1931), p. 16).

Аналогичная ситуация сложилась и в следущем году: 07.04.1743 в Мадрасе была зарегистрирована просьба армянских купцов Авет де Ага Назара, Тадевоса из Сурата, Тадевоса Ага Пери, Фаноса Ага Пери и Джоанеса Ходжа Мола разрешить им послать свои товары в Манилу на португальском корабле из Макао (Records…Diary and Consultation Book of 1743 (Madras 1931), p.74). Поскольку в этом году ни один английский корабль не направлялся в Манилу, просьба армян была удовлетворена. Однако корабль из Макао, пользуясь ситуацией, потребовал уплаты необычайно высокого фрахта и поэтому армянские купцы попросили и получили разрешение послать свой груз в Манилу на корабле St. Carlos (А Calendar of the Madras Records, 1740-1744 вy H. Dodwell, Madras 1917, p. 368).

Затем 25.04.1743 последовала просьба от другой группы армянских купцов – Ованджянов и Марут Овсепа. Купцы этой группы также ссылались на то, что заготовили в самом Мадрасе и Малакке большое количество подходящих для манильского рынка товаров, в расчете на отправку в этом году английской компанией корабля из Мадраса в Манилу. Однако из-за того, что англича не не посылают своего корабля, армянские купцы оказываются перед альтернативой «либо оставить товар и понести очень большие убытки, либо отгрузить его на португальском корабле по чрезмерно высокой ставке». Поскольку сейчас на рейде Мадраса стоит корабль St. Carlos, на котором они могут перевезти свой груз в Манилу «по гораздо более умеренной ставке и с большей безопасностью», они просят соответствующегоразрешения на отправку своего груза на этом корабле (Records… Diary and Consultation Book of 1743 (Madras 1931), p. 85). Просьба была  удовлетворена, и 12.05.1743 St. Carlos с грузом армянских купцов отчалил от Мадраса в Манилу (Records… Diary and Consultation Book of 1743 (Madras 1931), pp. 82, 95).

В регистре Сент-Джорджа 12.04.1745 сделана отметка: «Прибыл корабль Zulpha Merchant, Ходжа Марут де Маркар из Манилы». О других рейсах этого корабля в Манилу мы ничего не знаем. Известно лишь, что через полгода, уже в октябре, он ушел в Басру (Records… Diary and Consultation Book of 1745 (Madras 1931), p. 173).

05.04.1750 из Манилы в Мадрас прибыл бригантин St Anna and St. Joseph, одним из трех совладельцев которого был армянин Григорио де Акоб. Двумя другими совладельцами были португальские купцы из Макао. Бригантин был куплен у доминиканских монахов за 1 600 долларов. Взяв заем под залог принадлежавших им частей корабля, судовладельцы направились на Коромандельский берег Индии, с намерением вернуться в Манилу (Records… Diary and Consultation Book of I750 (Madras 1931), pp. 103-105).

Представление о положении «манильской торговли» в самом конце ХVIII – начале XIX вв. дают «замечания о Филиппинских островах» французского резидента в Китае: «Временами, – писал он, – порт Манилы открывался для всех дружественных наций, но, как правило, торговля с иностранцами (т.е. европейцами) была запрещена. Когда я был там, торговля была свободна. Англичане ходили сюда под шведским или датским флагом, армяне таким же образом с побережья Индии, ходили также  португальцы и французы. Китайцы во все времена ведут торговлю на джонках» (Observations on the Philippine islands and the isle of France, From the French of M. de Guignes, Resident of France in China, attached to the Ministry of Foreign Relations... Paris 1808 (John Pinkerton, General Collection of the best and most interesting voyages and travels in all parts of the World, Vol. XI, London 1812).

Позже, когда торговля на Филиппинах потеряла свой первоначальный смысл и значение, армянские купцы и судовладельцы стали использовать филиппинские порты в качестве звена торговых связей, охватывавших Индию, Китай и другие страны Востока. Основанная известным армянским купцом Арутюном Апкаром в конце ХVШ в. в Бомбее и позднее, в 1830 г., перебазированная в Калькутту торговая и судовладельческая фирма «Апкар и K» вела морскую торговлю преимущественно с Китаем и Филиппинами (M.J. Seth, Armenians in India, Calcutta 1937, pp. 301, 310, 492; F. Macler, La Flotte Armenienne: «Nouvelle Mosaique orientale», Paris 1923, p. 165).

Продолжение следует

Средняя оценка:0/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>