вход для пользователя
Регистрация
вернуться к обычному виду

"Ереван" - Арсен МЕЛИКЯН

22.06.2006 Арсен Меликян Статья опубликована в номере №1 (1).
Комментариев:0 Средняя оценка:5/5

Арсен Меликян (р.1966) — армянский философ, живущий в Армении. Прозаик, философ, историк, публицист — он автор книги "Инфрафилософия" и других, совершенно разных по жанру текстов. Не меньшую известность Арсен Меликян приобрел как преподаватель оригинальных курсов. Арсен Меликян — интеллектуал; читать его тексты и общаться с ним увлекательно и полезно.

 

Ереван неизменно формирует личное отношение к себе, которое содержит какую-то странность, необычность, оригинальность. Город кажется похожим на тех, кто в нем живет. С одной стороны, ереванские улицы, фасады зданий, шикарная бесконечность пассажей, витрин, иллюминация и плиточные покрытия тротуаров. С другой, прогуливаясь по дворикам, проходя через подъезды, видишь отталкивающую запущенность, разгром "внутреннего" хозяйства города. Что-то похожее можно заметить и в людях, — в большинстве своем ереванцы одеваются, можно сказать, нарядно, броско, дорого (количество бутиков и их стилистическое разнообразие просто удивляют); машины предпочитают исключительно мощные и затратные; досуг проводят "на широкую ногу". И в тоже время, почти все в один голос жалуются на "жизнь", на хроническую нехватку средств и т.д. Совершенно очевидно, что такое противоречие неразумно по форме, а значит, аморально по содержанию.

***

По моим наблюдениям, армяне принадлежат к той горделивой породе, которая стремится всегда быть в "центре". Такая центростремительность отражается и на облике столицы. Оценивая нынешнее состояние города, можно разделить его современную историю на два периода. Экстенсивное развитие длилось почти 70 лет. Тогда застраивалось везде, где было пусто. В результате, Ереван приобрел мегаполисную и индустриальную инфраструктуру с полуторамиллионным населением. Сейчас же строят в основном в центре города, — сносят целые кварталы, на их месте возводят гостиницы и дорогостоящие жилые комплексы. Размах градостроительства отражается на стоимости недвижимости (стоимость кв.м. колеблется от 800-1200$). Если раньше в центре города жила номенклатура, а также врачи, учителя и художники, то сейчас — это люди "с достатком", благопристойные и скучные нувориши. В каком-то смысле для порядочных людей жить в центре неприлично, так как "центр" — это теперь не только место жительства, но и образ жизни добропорядочного буржуа.
 

***

Недавно в центре Еревана снесли здание гостиницы. Она была построена в 20-х годах и выглядела очень симпатично. В начале 90-х какой-то магнат купил здание за миллион, а через 10 лет снес и решил построить бизнес-центр. Объяснение такого акта вандализма просто умопомрачительное — ремонт старого здания обойдется дороже, чем возведение нового. Разве не то же самое происходит с людьми, — их "сносят", поскольку ремонт обходится дороже, чем сотворение нового человека.

***

Ереван, как и Армения в целом, — это беспримесная моноэтническая общность. Чтобы не задохнуться в единообразии армяне немного искусственно культивируют многообразие, плюрализм и космополитизм. В Ереване это явление можно наблюдать на примере названий кафе, баров и ресторанов. На проспекте Маштоца располагается уютный бар "Будда", а по соседству — ночной клуб "Либидо". Такое соседство мне показалось очень забавным. Многочисленные "чайные" имеют английские названия, а там, где предлагают кофе, названия французские. Есть и совершенно экзотические вывески: ресторан "Чаплин", клуб "Риторика", дискотека "Монте Кристо". Тут, как говорится, каждый может поразиться на свой вкус.

***

По дороге на работу иногда посещаю кафе "Парижское кофе" на улице Абовяна. Там подают кофе с шоколадом в виде кофейных зернышек. В первый раз мне показалось, что это настоящие зерна и их надо будет прожевывать. Делал я такое только в детстве, поэтому был польщен, — мол, принятый стиль кофепития. Но зернышки растаяли во рту, и мир стал вновь обычным. Вообще-то, культ кофе в Ереване имеет долгую историю. Можно даже сказать, что кофе и сигареты являются неотъемлемыми чертами образа армянина, — это как бы его жест, стиль, вид удовольствия и невроза одновременно. Кофе и сигареты составляют армянский повседневный ритуал и непременный атрибут медитации. А армяне любят думать!

***

Туризм в Армении — это какая-то непонятная смесь заблудившихся иностранцев и тоскующих соотечественников из диаспоры (в год их набирается около 300 000 человек). Ностальгия последних преодолевается приблизительно так:

— встретиться со всеми родственниками и друзьями;
— раздарить всем подарки;
— вечера проводить в барах и ресторанах;
— выехать на природу, шашлыки, озеро Севан.

Почти все они непременно разочаровываются в Армении, армянах. Клянутся больше сюда ни-ни. Ведь нужно как-то оправдать перед собой свой теперешний отъезд и все предыдущие.

***

Ереван — это невероятная культурная концентрация. Количество театров, выставочных павильонов, музеев, памятников и совершенно оригинальных архитектурных комплексов превосходит все разумные пределы. Качество музеев весьма впечатляет — там сконцентрированы действительно бесценные шедевры (рукописи, живопись лучших европейских художественных школ). Процесс музеификации продолжается и сейчас. Оригинальная и очень дорогая коллекция стеклянных статуэток Кефенджяна (общая стоимость составляет около 20 млн. долларов) будет выставлена на ереванском каскаде. Вход в музей украшает большая черная кошка, — она одна стоит около 700 000$.

***

Недавно построенное посольство Великобритании — типичный средневековый армянский храм. Знаменитый Оскар Немейеро (тот самый архитектор, который проектировал многие здания в Бразилиа) теперь проектирует здание бразильского посольства в Ереване. Американцы на берегу Ереванского озера заграбастали 5 га . и застраивают чудовищными "пентагонами". Считается, что это будет чуть ли не самый большой консульский комплекс на Ближнем и Среднем Востоке. Вообще, в Ереване очень много иностранного и какие-то экстерриториальные образования, куда просто так не войти. Наверное, в великих столицах все это уже происходило, но в Ереване просто кожей чувствуешь, как город отчуждают от тебя, — везде собственность, сплошное огораживание. Овцы капитализма съедают город.

***

Наиболее важным событием последних лет можно признать юбилейные торжества, посвященные 1700-летию принятия христианства в качестве государственной религии Армении. В честь этой даты в Ереване был построен величественный храм, нареченный именем Григора Лусаворича (Просветителя). Папа римский, приехав на торжества, отслужил мессу именно в этом храме. Но нельзя не отметить, что храм, при всех своих достоинствах новизны и величия, оказался неприемлемым и чуждым религиозному чувствованию армян. Армянский храм — это место довольно-таки непосредственного и интимного общения с Богом, это "дом Бога", отличающийся скромностью, гостеприимством и открытостью. Армянский храм ни в коем случае не подавляет верующего своим величием или чрезмерной роскошью. Скорее, он выражает особенность национальной религиозности, где Бог раскрывает себя в общении между людьми, в простоте и непритязательности. Тогда как в храме Сурб Григор Лусаворич нам сообщаются величие, верховенство и власть. Возможно, мы имеем дело именно с государственным пониманием религии, что, по всей видимости, будет отличаться от личных и общинных восприятий.

***

Современный Ереван и Республика Армения в целом обязаны своим существованием победе при Сардарапате в мае 1918 года, героическому сопротивлению силам зла.

Вообще история Армении изобилует фактами многочисленных войн, разорений, мученической гибели людей. Но три сражения особо значимы.

"Вардананц" — это битва за веру в 451г. с персами. Тогда мы отстояли свое христианство — тысячи храмов по всей Армении свидетельствуют об этой духовной победе армян.

"Сардарапат" — битва за существование, за жизнь. После столетий непрерывных избиений и ужасной национальной трагедии 1915г. армяне нашли в себе силы сразиться с регулярной турецкой армией и отстоять свое право на жизнь и независимое государство.

"Арцах" — битва за свободу, за право жить достойно на своей земле.

Вера, жизнь и свобода — воистину христианский путь Армении

***

Посещая мемориальный комплекс "Цицернакаберд", посвященный мученической гибели 1,5 млн. армян (там же расположен музей геноцида), невольно озираешься и видишь распростертый город у подножия величественного Арарата. Вдруг осознаешь, что в Ереване живет такое же количество людей. Параллелизм жизни и смерти, составляющий метафизику Еревана, налагает на всех нас особую печать. Ереван — это в некотором смысле символическое воскресение всех невинно убиенных жертв геноцида.

Средняя оценка:5/5Оставить оценку
Использован шрифт AMG Anahit Semi Serif предоставленный ООО <<Аракс Медиа Групп>>